Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование развития и совершенствования материальных носителей информации во времени и пространстве в процессе развития человечества, выявление на этой основе закономерностей и тенденций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть материальную составляющую документа.
2.Рассмотреть различные носители информации, описать историю их развития, типы, и дать характеристику.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. История развития материалов для письма…….……………………………………………….5
1.1. Древнейшие материалы для письма…………………………………………………………..6
1.2. Изобретение бумаги и совершенствование её производства. Свойства, виды, форматы бумаги………………………………………………………………………………………………11
2. Носители кинофотофонодокументов…………………………………………………………20
3. Электронные носители информации………………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы…………………………………………..46
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. История развития материалов для письма…….……………………………………………….5
1.1. Древнейшие материалы для
письма…………………………………………………………..
1.2. Изобретение бумаги и совершенствование
её производства. Свойства, виды, форматы
бумаги………………………………………………………………
2. Носители кинофотофонодокументов……………………
3. Электронные носители информации……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников
и литературы…………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы – материальные носители информации и их развитие. Наиболее важную информацию человек всегда хотел зафиксировать на материале, гарантирующем его сохранность. С древнейших времён человек пользуется посторонними подсобными средствами для хранения информации, которые cначала были самыми примитивными (камнями, ветками, перьями, бусами). Историческими вехами на пути развития средств хранения информации явилось создание письменности, изобретение сначала папируса, потом – пергамента и бумаги, а затем и книгопечатания. Такие основанные на использовании этих открытий носители информации, как книги, деловые бумаги, газеты и журналы, остаются актуальными и в наши дни. Кроме них, в XIX – XX веках появились новые носители информации: фотографии, кинопленки, граммофонные пластинки, магнитная лента, компакт-диски, гибкие магнитные диски, электронные микросхемы и многое-многое другое. В библиотеках и служебных кабинетах, вычислительных центрах и банках данных скапливается информация, хранящаяся на носителях данных. Требования к хранению, равно как и объем хранимой информации с развитием человечества только увеличивается, поэтому эта проблема особенно актуальна в настоящее время.
Объектом исследования данной работы является документ, предметом – материальная составляющая документа.
Целью курсовой работы является исследование развития и совершенствования материальных носителей информации во времени и пространстве в процессе развития человечества, выявление на этой основе закономерностей и тенденций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Раскрыть материальную составляющую документа.
2.Рассмотреть различные носители информации, описать историю их развития, типы, и дать характеристику.
Для написания курсовой работы я использовала различные источники и литературу.
Книга Карпушиной С.В., Карпушина В.А. «История мировой культуры» и книга Борзовой Е.П. «История мировой культуры» дают подробную информацию, связанную с историей развития и совершенствования материальных носителей информации для письма.
В книге Фридриха Иоганнеса «История письма» подробно описывается материальная составляющая носителей информации для письма, а также даётся их подробная характеристика на различных этапах их совершенствования.
Большая советская энциклопедия даёт точные и полные определения понятиям, относящимся к материальным носителям информации.
Электронная энциклопедия «Википедия» и Интернет-ресурс «Глоссарий» также оказали мне неоценимую помощь в поисках необходимого для моей курсовой работы материала. В частности, Интернет-ресурс «Глоссарий» даёт полные и конкретные понятия носителям кинофотофонодокументов и электронным носителям информации.
В учебниках В.П.Мельникова
«Информационные технологии» и
А.Н. Степанова «Информатика»
Из источников я использовала ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», ГОСТ 9327-60. « Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы.», ГОСТ 7.69-95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения.».
Из периодических изданий я использовала научные журналы «Компьютер-пресс» и «Химия и жизнь – XXI век».
Структура моей курсовой работы следующая.
Курсовая работа включает в себя оглавление, введение, три главы (первая глава состоит из двух разделов), заключение, список использованных источников и литературы.
Введение содержит обобщение материала, причину выбора данной темы, описание использованных источников и литературы. Во введении поставлены также цель и задачи работы, объект и предмет исследования.
В первой главе, состоящей из двух разделов, рассматривается документ как способ хранения информации, история развития материалов для письма и подробно описывается основной носитель информации - бумага.
Во второй главе описываются носители кинофотофонодокументов, даётся их характеристика, история развития и совершенствования, а также область применения.
Третья глава посвящена электронным носителям информации. В данной главе дается их классификация, характеристика разновидностей документов, история развития, описывается их перспективность и значимость в современном мире.
Заключение посвящено обобщению материала, характеристике поставленных задач, анализу результата их решения.
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПИСЬМА
Сама информация не выступает
достаточным признаком
Согласно ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации - это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде1. Предназначенность информации для хранения и передачи в пространстве и времени обусловливает её специфическую материальную конструкцию, представленную в виде книг, газет, буклетов, микрофиш, фильмов, дисков, дискет и т. п.
Информация, содержащаяся в документе, обязательно закреплена на каком-то специальном материале (бумага, кино-, видео-, аудио-, фотопленка и т. п.), имеющем определенную форму носителя (лента, лист, карточка, барабан, диск и т. п.). Кроме того, информация всегда фиксируется каким-либо способом записи, предусматривающим наличие средств (краска, тушь, чернила, красители, клей и т п.) и инструментов (ручка, печатный станок, видеокамера, принтер и т. п.). Материальная основа документа - совокупность материалов, использованных для записи сообщения (текста, звука, изображения) и составляющих носитель информации. В зависимости от материальной основы документы делятся на две большие группы: естественные и искусственные. Искусственные в свою очередь подразделяются на бумажные документы и документы на небумажной основе - полимерные документы (полимерно-пленочные и полимерно-пластиночные).
Таким образом, под материальной составляющей документа имеют в виду:
1) материальную основу документа;
2) форму носителя информации.
Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда исходит непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.
1.1. Древнейшие материалы для письма
Вопрос сохранения информации корнями своими уходит в глубокую древность. Информация была всегда, независимо от того воспринималась она человеком или нет. И человек, едва выделившись из животного мира, стал активно использовать её в своих собственных целях. Более того, он сам стал источником информации для других. Уже тогда информацию умели получать, обрабатывать, передавать, накапливать и что особенно важно – хранить. Поначалу, для хранения и накопления информации, человек использовал свою память – он попросту запоминал полученную информацию и помнил ее какое-то время. Тогдашние потоки информации не сравнить с нынешними, поэтому человеческой памяти было вполне достаточно. Дело ограничивалось именами соплеменников, несколькими заклинаниями злых духов, десятком мифов и легенд. Постепенно, люди пришли к выводу, что такой способ хранения информации имеет ряд недостатков:
1) человек мог спутать различные данные;
2) неправильно понять другого человека;
3) элементарно забыть что-то важное;
4) в конце концов его могли просто убить на охоте.
Появление первых документов, т.е. зафиксированной на различных носителях информации, относится примерно к XXX веку до н.э. Возникает необходимость передавать сообщения на большие расстояния, сложность и объём которых обременительны для памяти вестника. Важное событие, такое как победа, должно найти отражение не только в словах недолговечной песни, нужны другие, более долговечные средства, чтобы оставить память об этих событиях будущим поколениям. Началом передачи данных стало предметное документирование. Предметы, окружавшие первобытного человека, наделялись особым значением, символизировали понятия и явления. Например, стрела – символ войны. В настоящее время предметное документирование ещё находит частичное применение. Торговец на базаре, рекламируя свой товар, использует в большинстве случаев устную речь, в то время как владелец магазина сообщает с помощью товаров, выставленных на витрине: «Я продаю то-то и то-то». Таз цирюльника указывает на то, что здесь парикмахерская. В винодельческих районах виноградная лоза – знак винного погребка. Черная одежда оповещает: «В семье кто-то умер», обручальное кольцо – «Я замужем». Военные знаки носителя без слов указывают на звание их хозяина, по флагам можно понять наименование государства. Этими примерами предметного письма в современном мире можно ограничиться, добавлю только, что сюда же относится язык цветов и почтовых марок.
Разновидностью предметного документирования являются ракушечное письмо индейцев Северной Америки (ирокезов, гуранов и др.). Ракушечные письма – вампумы (индейское wampum, сокр. от wampumpead – нити с нанизанными на них раковинами) индейцев являлись средством запоминания и передачи сообщений. Они представляли собой пояс, сплетенный из нитей и унизанных раковинами. Их содержание выражалось цветом, количеством и расположением раковин. Окраска каждой раковины имеет свой особый смысл: белый цвет – счастье, мир, благожелательность; черный – опасность или враждебность; красный – войну. Такова символика поясов вампум, использовавшихся для передачи сообщений от одного племени к другому: черный пояс с нарисованными на нем красной краской боевым топором означал объявление войны, соединение двух тёмных рук на белом фоне – заключение мира. Вампум также мог использоваться вместо денег.
Сообщения более сложного характера позволяют передать так называемые палочки гонцов, известные в Австралии. Это круглые палочки или дощечки с нанесёнными на них зарубками разной степени сложности; их вручают послу, чтобы они помогли ему запомнить и точно передать смысл сообщения.
Узелковое письмо (кипу), употреблявшееся в государстве древних инков, также являлось средством удержания в памяти последовательности и логической связи устно передаваемых сообщений. Оно служило главным образом целям счёта. Кипу – так назывался шнур с узлами на кечуа, языке государства инков. К кипу крепилось несколько более тонких шнуров, которые различались между собой цветом и длиной и могли быть соединены в простые или сложные узоры. Всё это имело особый смысл, понятный особым чиновникам – кипу-камайокунам («вязателям узлов»), которые хранили это умение и обучали ему преемников.2
Шумеры в качестве материала для письма использовали глиняные таблички. Знаки выдавливались на ещё мягкой глине деревянной заострённой палочкой – стилусом (от греч. "stylos" - палочка), затем табличкам при помощи высушивания или обжига придавалась прочность. Прямоугольный стилус держали наклонно, слегка вдавливая его одним углом, в результате верхняя часть проводимой линии приобретала клиновидное утолщение.3 Чуть познее было замечено, что рисовать на глине легче, делая палочкой оттиски, а не процарапывая штрихи. Для этой цели использовали трёхгранную палочку, которую вдавливали в мягкую глину. Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок максимально походил на изображаемый предмет, и с этой целью применяли всевозможные виды клинообразных оттисков. До наших дней сохранились целые библиотеки клинописных документов на глиняных дощечках: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, религиозные и магические тексты.4
Из Древней Греции и Рима дошли деревянные, иногда костяные дощечки, покрытые воском. Писали по воску также стилусом, только чаще всего он был металлическим. Когда запись становилась не нужной, она стиралась с помощью плоского обратного конца стилуса и восковая дощечка могла использоваться заново. Такие дощечки широко использовали при переписке и для мелких хозяйственных заметок. Их часто закрепляли между собой ремешком и использовали как блокноты.
В надписях нововавилонских царей упоминается алебастровая табличка. Слово, которым называли деревянные дощечки, перенесли и на другие материалы для письма – слоновую кость, металл. Внутренние стены ассирийских дворцов украшали барельефы с надписями, представляющие собой картинки минувшего в строгой последовательности.5