Культура поведения делового человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 08:48, контрольная работа

Краткое описание

Деловой человек - это сведущий человек, специалист своего дела, он всегда знает, чем занят, какие ставит перед собой цели, какие решает задачи, и проявляет необходимые волевые усилия для их реализации. Свободно ориентируясь в сфере своей деятельности, он постоянно изучает общественные потребности и запросы, следит за изменением и динамикой этих запросов и потребностей и строит свою деятельность с учетом этих изменений. Он обладает высокой профессиональной компетентностью во всех вопросах, касающихся его дела. Он отличается постоянной готовностью к деловому общению, проявляя интерес к собеседнику, внимание к его мнению, непредвзятость. Деловой человек немногословен, он не стремится сказать все, что знает, но всегда знает

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Деловое общение и управление им……………………………………5
Коммуникативная культура в деловом общении…………………....15
Виды и стили культуры поведения делового общения……………..19
Управление деловым общением……………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованной литературы…………………………………………...26

Файлы: 1 файл

Культура поведения делового общения.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

     6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

     7) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.17  

     Деловое общение — это процесс взаимосвязи  и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.18

     Деловое общение может осуществляться в  различных стилях.

     Выделяют  три основных стиля  общения:

     o      ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, его индивидуальные особенности несущественны, в отличие от следования роли — социальной, профессиональной, личностной;

     o      манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути, любое обучение, убеждение, управление всегда включает манипулятивное общение;

     o      гуманистический стиль, который направлен на совместное изменение представлений обоих партнеров, предполагает удовлетворение такой человеческой потребности, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. В данном общении больше, чем в других видах, прослеживается зависимость от индивидуальности. Партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества. Вместе с тем существуют ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

     Кроме того, каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль, или модель поведения и общения, который накладывает характерный отпечаток на его действия в любых ситуациях. Индивидуальный стиль общения зависит от индивидуальных особенностей и личностных черт, жизненного опыта, отношения к людям, а также от характерного для данного общества вида общения.

     Как бы ни был профессионально подготовлен руководитель, он обязан постоянно совершенствовать свою технологию общения с людьми, как на массовом, гак и на индивидуальном уровне. Найти свой стиль в общении с людьми — важное условие успеха. Назовем факторы, влияющие на выбор стиля общения.

     Во-первых, состав аудитории. Здесь полезно  принимать во внимание все то, что  характеризует ее культурно-образовательные, национальные, возрастные, психологические и профессиональные качества. Различные аудитории предполагают специфические подходы к достижению наилучшего коммуникационного воздействия.

     Во-вторых, содержание и характер материала  выступления. Например, в выступлении, в котором рассматриваются актуальные вопросы профессиональной деятельности, недопустим авторитарный тон, безаппеляционность высказываний. Необходимо проявлять больше доверия к людям, советоваться с ними в процессе выступления. Здесь допустим доверительный обмен мнениями, открытое желание взаимно обогатиться знаниями — надежный вариант коммуникационного общения.

     В-третьих, объективная самооценка выступающего своих личностно-деловых качеств, научной компетенции в тех проблемах, с которыми он вышел к людям. Важно не переоценивать и не занижать свою научно-экономическую и практическую подготовленность. Следует самокритично оценить свои коммуникабельные качества. Выступающему следует серьезно задумываться над техникой общения, контролировать себя в процессе общения.19 

     В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчиненных, используются такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. Основные этические требования к поощрениям — их заслуженность и соразмерность качеству и эффективности трудовой деятельности. Критика является наиболее распространенной формой выражения неудовлетворенности деятельностью подчиненных или коллег по работе. Критика должна быть объективной (т. е. вызываться негативным поступком, неумелой и недобросовестной работой) и конструктивной, вселять в работника уверенность в его способностях, мобилизовывать на лучшую работу. Наказание может быть осуществлено в виде выговора, штрафа, понижения в должности, увольнения. Основное этическое требование к наказаниям — их неотвратимость за систематические и осознанно допускаемые недостатки.  
 
 

4      Управление деловым общением  

     Управление  общением — это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.

     В процессе делового общения благодаря  установившимся контактам происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение или пресечение слухов, поддержка или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, а также умением обращаться со словом.

     При общении происходит взаимодействие, по меньшей мере, двух личностей, общение — вид самостоятельной человеческой деятельности, и атрибут других ее видов. Деловое общение — важнейший фактор не только становления и самосовершенствования работника, но и его духовного и физического здоровья. Кроме того, общение — универсальный способ познания других людей, их внутреннего мира. Благодаря деловому общению работник приобретает свой неповторимый набор личностно-деловых качеств.

     Деловое общение выполняет многообразные функции, главными из которых являются:20

     •    организация совместной деятельности;

     •    формирование и развитие межличностных отношений;

     •   познание людьми друг друга.

     Все это невозможно осуществить без  коммуникативной техники общения, степень владения которой является самым главным критерием профессиональной пригодности работника кадровой службы. Иными словами, работник кадровой службы, как профессионал, должен уметь:21

     •    формулировать цели и задачи общения;

     •   организовывать общение;

     •    разбирать жалобы и заявления;

     •    владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;

     •   вести переговоры, управлять деловым совещанием;

     •    предупреждать конфликты и разрешать их;

     •  доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;

     •   осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.

     Существуют  социально-психологические  методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение.22

     Заражение — это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

     Внушение -— это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.

     Подражание — это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания — следование моде, и особенно неосмысленное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

     Убеждение — это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение — активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

     Убеждение редко применяется как отдельный  метод воздействия на людей. Оно  постоянно взаимодействует с  подражанием и внушением. Отличие между этими понятиями состоит в том, что убеждение предполагает сознательное понимание людьми адресуемой им информации, а подражание и внушение рассчитаны на неосмысленное восприятие ими этой информации в силу авторитета выступающего, настроя аудитории, под давлением общественного мнения, личной ценностной ориентации. Подобный психологический эффект воздействия можно наблюдать при прослушивании лекций, проведении массовых театральных, спортивных мероприятий. Ярким примером результативности подражания и внушения являются такие явления, как мода и слухи. Применение метода подражания основывается на склонности людей к групповым психологическим состояниям. Подражание как сознательное или бессознательное имитирование чьих-то действий, манеры поведения и мышления, широко распространено в жизни, в том числе и деловой практике.

     Более сложным является метод внушения. Это приведение путем слова или  каким-то другим способом в определенное психологическое состояние (настроение, впечатление, действия) другого лица при отвлечении его волевого внимания и сосредоточения.

     Отличие внушения от подражания состоит в  том, что при подражании достижение цели обеспечивается наглядной выразительностью источника информации или повышенной привлекательностью исходящей от него информации. Здесь эффект образа — основа восприятия информации. А при внушении достижение цели определяется непосредственным эмоциональным воздействием, главный заряд которого несет слово.23

     Принуждение по сравнению с предыдущими методами — это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям. В основе принуждения лежит страх перед наказанием и другими нежелательными для индивида последствиями. Этически принуждение может быть оправдано в исключительных случаях, в частности, если дело доходит до нарушения правопорядка или установленных в обществе моральных норм.

     В общении убеждение, внушение, подражание и принуждение применяются как взаимосвязанная система методов. Руководитель призван умело их использовать во время проведения рабочих собраний, различных публичных встреч, совещаний. 
 

Заключение 
 

     Обобщая все рассмотренные проблемы можно прийти к следующим выводам.

     Умение  вести себя в обществе - одно из условий  успеха в любом бизнесе.

     Культура  поведения – поступки и формы  общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности.

     Хочется этого или нет, деловой человек  должен соответствовать определенному образу, особенно если речь идет о руководителе. Правила делового этикета, культура поведения помогают сближения экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Подчинения правилами игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

     Надо  здесь сказать, что принципов  у бизнесмена не больше и не меньше, чем у других людей. Просто степень ответственности другая. Ведь в среднем бизнесмен не более и не менее порядочный человек, но он на виду. Если бизнесмен «пошел вразнос», стал ходить по публичным домам, встречен сотрудниками пьяным в ресторане – понятно какой резонанс будет на следующий день в фирме. Бизнесмен не должен себе этого позволять. Для бизнесмена, делового человека, нормы нравственности и морали жестче для него самого, чем для его сотрудников или для окружающих людей.

     Таким образом, деловой этикет – важнейшая  сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя.

     Знание  его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать  и постоянно совершенствовать.

Информация о работе Культура поведения делового человека