Информационная природа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 06:59, реферат

Краткое описание

Приведенная выше древняя мудрость показывает, какую важную роль в управлении предприятием (организацией) занимает информационная природа управления.
Условия жизни и деятельности человека меняются с течением времени. Спрос и предложение меняются количественно и качественно с течением времени. И спрос и предложение неуклонно возрастают по мере роста уровня развития человеческого общества. Рынок конкуренции диктует потребность в информации.

Оглавление

дение………………………………………………………………………………………….3
1. Информация и ее виды………………………………………………………………………..4
2. Системность информации в управлении социальными процессами……………………....6 3. Виды информации в социальном менеджменте…………………………………………...10
4.Требования, предъявляемые к социальной информации………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список используемой литературы ……………………………………………………………15

Файлы: 1 файл

информационная природа управления.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

 Такие  негативные последствия возникают  и тогда, когда объекты социального управления не рассматриваются комплексно, системно. В этом случае управленческое решение может улучшить ситуацию в одной социальной подсистеме, но не исключено, что возникшая диспропорция ухудшит состояние системы в целом. Ведь социальный объект — сложная динамическая система, имеющая множество различных структур с огромным числом взаимосвязей.  

 Для  исправления непредвиденных, неожиданно  возникающих последствий социальных процессов органы управления не всегда обладают соответствующими средствами.  

 Если  в области системы социальных  характеристик коллектива предприятия  в социологической науке существуют уже более или менее согласованные представления, то в области создания подобной системы для промышленной отрасли в целом пока предпринимаются первые шаги. Требования же к системе социальной информации для предприятия и к отраслевому банку социальной информации существенно отличаются друг от друга, как отличается и характер принимаемых на этих уровнях решений по социальным вопросам.  

 В  то же время систематическая,  постоянно обновляемая социальная информация необходима отраслевым органам управления для выявления тенденций развития социальных процессов, прогнозирования их дальнейшего хода, своевременной разработки мероприятий, резервирования определенных средств для того, чтобы направить эти процессы в нужное русло, придать им желаемый характер.  

 Комплексное  решение этих задач требует  участия представителей многих наук. Важнейшую роль здесь должны сыграть социологи, задача которых заключается в том, чтобы, во-первых, разработать систему показателей социального развития, систему нормативов (эталонов) по этим показателям, причем такую, которая была бы дифференцированной для различных типов предприятий, регионов и социальных групп населения.  

 Во-вторых, представители общественно-экономических наук должны обеспечить заблаговременный прогноз характера и направленности социальных процессов, выработать систему мероприятий по управлению этими процессами, разработать методики реализации этих мероприятий до простых операций на каждом управленческом уровне: предприятия, объединения, отрасли.   

 Решение  этих задач возможно, если будет  создана надежная система социальной информации

системно-элементная, отвечающая на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система; 

системно-структурная, раскрывающая внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов; 

системно-функциональная, показывающая, какие функции выполняют система и образующие ее компоненты; 

системно-интегративная, раскрывающая источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы. В применении к социальным системам имеются в виду социально-психологические факторы управления; 

системно-процессуальная (процедурная, операционная), показывающая, какие процессы (операции, процедуры) совершаются в системе в целях сохранения ее целостности, совершенствования и развития; 

системно-коммуникационная, показывающая взаимосвязи данной системы с другими как по горизонтали, так и по вертикали;  

системно-историческая, отвечающая на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.  

 Глубокий, всесторонний системный анализ социальной информации в масштабах отрасли позволяет выявить общие тенденции в течении социальных процессов на предприятиях и в подотраслях, сравнить возникающие ситуации на предприятиях различных подотраслей, в разных регионах, установить причинные зависимости колебаний социальных показателей разных предприятий, факторы, определяющие характер социальных процессов, выработать мероприятия по управлению ими.  

 Один  из важнейших путей решения  этой задачи — правильная постановка  информации в коллективе о намеченных рубежах и ходе их достижения.  

 Правильно  организованная система информации  в коллективе предполагает распространение информации не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», так как только при наличии оптимальной информации о состоянии всех сторон жизни и деятельности коллектива, о мнениях и настроениях рабочих, об их отношении к выполнению задач, стоящих перед предприятием, руководитель может принимать правильное управленческое решение, от которого во многом будет зависеть психологический настрой коллектива в целом и каждого исполняющего это решение работника в отдельности.  

 Требование  создания отраслевых систем социальной  информации вытекает, во-первых, из  постоянно растущей роли социальных факторов в решении экономических задач и, во-вторых, из необходимости в связи с этим научного отношения к социальным процессам в промышленности. Научность управления требует всестороннего, комплексного исследования деятельности производственного предприятия как сложного экономического и социального организма. Проблематика управления не может быть сведена к одним лишь экономическим и инженерно-техническим вопросам, необходимо также учитывать социологические и психологические аспекты процесса управления. Естественно, что это требование полностью относится к отрасли промышленности. Практика, однако, показывает, что некоторые хозяйственные руководители недооценивают эти обстоятельства.   

 Для  того чтобы некоторые данные  стали информацией, они должны быть не просто выражены в сообщении. Реальной информацией становится лишь то знание, сообщение, которое практически используется для управления или ориентировки (самоуправления). Современный руководитель на любом уровне управления должен иметь достаточно глубокие знания в области социологии управления. Отсутствие этих знаний лишает руководителя возможности использовать все средства для реализации производства и эффективно проводить в жизнь социальную политику страны.  

 Система  социальной информации, построенная  на унифицированных показателях,  должна быть создана в каждой организации — от промышленного предприятия до отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды информации в социальном менеджменте  

 Информация, используемая в управлении, может  быть классифицирована по различным  основаниям: 

 •  по типу отражаемых отношений — технико-технологическая, экономическая, социальная, политическая, идеологическая; 

 •  по масштабам отражаемого объекта — федеральная (общегосударственная), региональная, местная; 

 •  по функциям управления (прогностическая, организационная, контрольно-учебная, регулятивная); 

 •  по отраслям (сферам) жизнедеятельности общества — экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная; промышленная, сельскохозяйственная, образовательная, военная и т.д.; 

 •  по структурированности — систематизированная и несистематизированная; 

 •  по характеру содержания (количественная и качественная); 

 •  по периодам использования (условно-постоянная — справочная, нормативная и переменная — оперативные сведения); 

 •  по характеру носителя — электронная, документированная и вербальная. 

 •  по источникам поступления (внутренняя и внешняя); 

 •  по формам носителей (средства массовой информации — радио, телевидение; печатная — книги, газеты, журналы); 

 •  по структуре - распорядительная, координационная, контрольно-оценочная, плановая и т.д.  

 Информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта. Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать прежде всего состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой необходима преимущественно производственно-экономическая информация, политической сферой — политическая информация и т.д.  

 Поскольку  управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей, оно обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей — классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей. Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть, о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.  

 Специфическая,  зачастую весьма сложная и  разносторонняя, информация необходима в административно — правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительной деятельности.   

 Информация, используемая в управлении общественными  системами, являет собой сложную  совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:   

  » исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;  

» управляющая информация, представляющая сами решения или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;  

  » регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т.д.;  

  » оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;  

  » внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой;  

» контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы. Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, — важная и трудная задача.  

 Всю  информацию можно подразделить  на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация) и потоки информации, циркулирующие между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).  

 Особенно  большое значение имеет циркуляция  информации между объектом и  субъектом управления. Информация  этого рода включает два типа  потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи — от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи — от объекта к субъекту (обратная информация). Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, коррелирующих, контролирующих) команд со стороны субъекта, а обратной информации — поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.  

 Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Требования, предъявляемые к социальной информации  

 Информация  как управленческая категория  — это новые сведения, характеризующие  управленческую ситуацию, снижающие  уровень неопределенности в отношении  будущего, воспринятые, понятные  и оцененные как полезные для  решения тех или иных задач управления.   

 С  учетом этого социальная информация  в управлении должна удовлетворять ряду требований, т.е. быть: 

 ♦  полной – отражение в полной мере управляемых процессов; 

 ♦  достоверной – формирование на основе объективных данных; 

Информация о работе Информационная природа управления