Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа
Деловые отношения - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Введение 2
Глава 1. Понятие, структура и функции делового общения
1.1. Понятие делового общения. 3
1.2. Структура и функции общения. 5
1.2.1. Коммуникативная функция общения. 5
1.2.2. Интерактивная и перцептивная функции общения. 9
Глава 2. Общие этические принципы и характер делового
общения
2.1. Понятие принципов делового общения. 9
2.1.1. Этика делового общения руководителя к подчинённому 11
2.1.2. Этика делового общения подчинённого к руководителю 13
2.1.3. Этика делового общения между коллегами 14
2.2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории. 16
2.2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. 16
2.2.2. Способы выступление с речью. 20
2.3. Установление контакта с аудиторией. 20
2.4. Техника ведения переговоров 22
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Просьба. Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.
Вопрос. «Есть ли смысл заняться этим?”, “Как мы должны это сделать?». Лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. При этом сотрудники должны быть добровольными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.
«Доброволец».
«Кто хочет это сделать?». Подходит для
такой ситуации, когда работу не хочет
делать никто, но, тем не менее, она должна
быть сделана. В этом случае доброволец
надеется, что его энтузиазм будет соответствующим
образом оценен в дальнейшей работе.
2.1.2. Этика делового общения подчинённого к руководителю.
В
деловом общении в отношении
подчиненного к своему начальнику,
общее этическое правило
Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем-то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно настроить его и против себя, сделать своим недоброжелателем.
Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в общении с руководителем.
Стараться помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помнить, что руководитель нуждается в этом в первую очередь.
Не пытаться навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывать предложения или замечания тактично и вежливо.
Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей стараться помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
Не разговаривать с начальником категорическим тоном, не говорить всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
Быть преданным и надежным, но не быть подхалимом. Иметь свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае такое поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
Если
вас наделили ответственностью, деликатно
поднимать вопрос и о ваших правах. Помнить,
что ответственность не может быть реализована
без соответствующей степени свободы
действий.
2.1.3. Этика делового общения между коллегами.
Общий
этический принцип общения
Применительно
к коллегам-управляющим
Вот
несколько принципов этики
Не требовать к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
Попытаться достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
Если круг обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
В отношениях между коллегами из других отделов следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
Если просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылать туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом.
Не относиться с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывать предрассудки и сплетни в общении с ними.
Называть своих собеседников по имени и стараться делать это почаще.
Улыбаться, быть дружелюбным и использовать все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помнить – что посеешь, то пожнешь.
Не давать обещаний, которые не сможете выполнить. Не преувеличивать свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.
Не лезть человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
Стараться слушать не себя, а другого.
Не стараться показаться лучше, умнее, интереснее, чем есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
Посылать импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
Рассматривать
коллегу как личность, которую нужно уважать
саму по себе, а не как средство для достижения
собственных целей.
2.2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории.
Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
2.2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
Сегодня в ораторской деятельности выделяют три основных этапа:
Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:
|
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно «расшифровывать» пункт повестки дня «Разное», «О разном» - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.
Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения. Или он рассчитывает взволновать аудиторию, сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их поведения, то есть призывает к каким - либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются, совмещаются в одном выступлении. Свои цели и задачи следует сообщить слушателям.
Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое ...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.
Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.
Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Знание своих слушателей, «прицельная» подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон ...
Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние.
Важное значение имеет размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения.
Надо выяснить также после, каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.
Следующая ступень докоммуникативного этапа - «кодирование» - составление текста - начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Источники материала подразделяются на группы: