Деловая корреспонденция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 06:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрыть особенности деловой корреспонденции. Задачи:
- дать общую характеристику деловой корреспонденции, т.е. раскрыть историю формирования деловых документов на Руси и дать понятие деловой корреспонденции;
- рассмотреть особенности делового письма в условиях унификации - правила оформления и реквизиты делового письма, а также провести классификацию деловых писем.

Оглавление

Введение 3
1. Общая характеристика деловой корреспонденции 4
1.1. История формирования деловых документов на Руси 4
1.2. Понятие деловой корреспонденции 7
2. Особенности делового письма в условиях унификации 11
2.1. Правила оформления и реквизиты делового письма 11
2.2. Классификация деловых писем 15
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Файлы: 1 файл

ID-35-256_Деловая корреспонденция 2006.rtf

— 338.31 Кб (Скачать)

 

Таким образом, все смысловые аспекты деловой корреспонденции реализуются в виде устойчивых логических форм. Тем самым процедура создания официальной бумаги упрощается настолько, что инициатору общения остается соединить в определенной последовательности стандартные языковые модели. Например, подтверждение получения чего-либо может быть представлено следующими языковыми моделями:

- Подтверждаем получение вашего заказа.

- С благодарностью подтверждаем получение Вашего заказа.

- С благодарностью подтверждаем получение Вашего заказа и приступаем к его выполнению.

Рассмотрим языковые формулы, выражающие мотивы создания деловой корреспонденции:

- В подтверждение нашей договоренности…

- В соответствии с ранее достигнутой договоренностью…

- В соответствии с письмом заказчика…

- В порядке оказания помощи прошу Вас…

- В ответ на запрос сообщаем…

- Согласно постановлению…

- На основании нашего телефонного разговора…

Языковые формулы, выражающие причины создания деловой корреспонденции:

- Ввиду задержки получения груза…

- По причине задержки оплаты…

- В связи с чрезвычайными финансовыми трудностями…

- В связи с нарушением сроков поставки…

- Учитывая, что цены на энергоносители увеличились на…

- Учитывая увеличение спроса на продукцию…

- Ввиду особых обстоятельств…

- В связи с завершением работ…

- В связи с проведением совместных работ…

Языковые формулы, выражающие цель создания деловой корреспонденции:

- В целях обмена опытом направляем в Ваш адрес…

- В целях увеличения товарооборота…

- В целях упорядочения работы структурных подразделений института…

- В целях расширения спектра образовательной деятельности университета…

- Во исполнение постановления Ученого совета университета…

- Во избежание конфликтных ситуаций…

- Для согласования спорных вопросов…

- Для согласования вопросов участия…

- С целью ознакомления с… просим выслать…

Типы речевых действий письменного делового общения:

Сообщение: сообщаем, ставим в известность, извещаем, уведомляем.

Предложение: предлагаем.

Просьба, требование, распоряжение: прошу, просим, настаиваем, приказываю, постановляю.

Подтверждение, заявление: подтверждаем, заверяем, заявляем, объявляем.

Обещание: заверяем, обязуемся, гарантируем.

Напоминание, предупреждение: напоминаем.

Отказ: вынуждены отказать, не можем выполнить Вашу просьбу, не располагаем возможностью удовлетворить Вашу просьбу.

Выражение отношения: с сожалением сообщаем, приносим извинения, выражаем признательность, благодарим, желаем успехов, выражаем соболезнование.

 

2. Особенности делового письма в условиях унификации

С 1 июля 2003 года введен в действие новый Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» от 03.03.2003 № 65-ст. Этот стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации - постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000). Государственный стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба РФ.

В настоящее время во многих странах, в том числе и в России активно идет процесс унификации делового письма.

2.1. Правила оформления и реквизиты делового письма

Письма составляются на специальных бланках писем формата А4 или А5 в зависимости от размера текста письма. Для таких бланков установлен комплекс обязательных элементов (реквизитов), которые должны располагаться в определенном порядке. Бланк официального письма представляет собой лист бумаги с воспроизведенными типографским способом постоянными элементами3.

Стандарты на формуляры-образцы устанавливают форматы и размеры полей документов, входящих в состав унифицированной системы документации, а также требования к построению конструкционной сетки формуляра-образца, реквизиты и правила их расположения. Документы, входящие в состав унифицированных систем документации, состоят из трех основных частей, которые располагаются в пределах четко разграниченных зон. Такая «геометрия» документа обеспечивает необходимую быстроту восприятия его текста.

Информацию в документе несут не только текстовые фрагменты, но и все элементы оформления текста, носящие обязательный характер, -- реквизиты. Реквизит -- это обязательный информационный элемент документа, строго закрепленный за определенным местом на бланке, листе. Состав и расположение реквизитов на бланках организационно-распорядительных документов должны соответствовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

Наименование, дата, регистрационный номер, сведения о составителе и т.д. постоянно располагаются в одном и том же месте -- первые три в верхней части, а последний -- в нижней части листа после подписей.

Число реквизитов бывает различным и зависит от вида и содержания документов. При подготовке и оформлении документов используют следующие реквизиты:

01 - Государственный герб РФ;

02 - герб субъекта РФ;

03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

04 - код организации;

05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица;

06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);

07 - код формы документа;

08 - наименование организации;

09 - справочные данные об организации;

10 - наименование вида документа;

11 - дата документа;

12 - регистрационный номер документа;

13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;

14 - место составления или издания документа;

15 - адресат;

16 - гриф утверждения документа;

17 - резолюция;

18 - заголовок к тексту;

19 - отметка о контроле;

20 - текст документа;

21 - отметка о наличии приложения;

22 - подпись;

23 - гриф согласования документа;

24 - визы согласования документа;

25 - оттиск печати;

26 - отметка о заверении копии;

27 - отметка об исполнителе;

28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;

29 - отметка о поступлении документа в организацию;

30 - идентификатор электронной копии


 

Так, для официального письма рекомендуется следующий состав реквизитов.

1) Государственный герб РФ помещают на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе РФ» (с изм. от 30.06.2003).

2) Код организации проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

3) Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Над наименованием организации указывают сокращенное, а при его отсутствии - полное наименование вышестоящей организации (при ее наличии).

4) Справочные данные об организации включают в себя: почтовый адрес; номер телефона и другие сведения по усмотрению организации (номера факсов, телексов, счетов в банке, адрес электронной почты и др.).

5) Датой документа является дата его подписания или утверждения. Документы, изданные двумя или более организациями, должны иметь одну (единую) дату. Дату документа оформляют арабскими цифрами в последовательности: день месяца, месяц, год. День месяца и месяц оформляют двумя парами арабских цифр, разделенными точкой; год - четырьмя арабскими цифрами.

Например, дату 5 июня 2003 г. следует оформлять 05.06.2003.

Допускается словесно-цифровой способ оформления даты, например 05 июня 2003 г., а также оформление даты в последовательности: год, месяц, день месяца, например: 2003.06.05.

6) Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнять по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др.

Регистрационный номер документа, составленного совместно двумя и более организациями, состоит из регистрационных номеров документа каждой из этих организаций, проставляемых через косую черту в порядке указания авторов в документе.

7) Ссылка на регистрационный номер и дату документа включает в себя регистрационный номер и дату документа, на который должен быть дан ответ.

8) Адресат - наименование и адрес получателя письма (наименование и адрес организации, структурной части организации, фирмы или фамилия и адрес лица, которому направляется письмо, указывается на верхней правой стороне бланка письма. Это внутренний адрес письма. В адресате название организации-получателя пишется в именительном падеже.

9) Заголовок к тексту должен отражать основной вопрос, затронутый в письме, и быть кратким и емким, сформулированным в одной фразе. Заголовок помещается перед текстом письма. Содержание письма выражается в нем формой предложного падежа с предлогом «о» («об»). Кавычками заголовок не выделяется, пишется с прописной буквы и начинается сразу от левого поля листа. Например:

Об организации выездной торговли

О поставке угля по контракту № 33-02/567

О закупки кирпичного завода

Заголовок не должен превышать двух строк; если же строк две, то употребляется абзац.

10) Текст - основной реквизит делового письма. Максимальная длина стандартной строки официального письма равна 64 печатным знакам, что составляет около 17 см. Обычно строка вмещает 60-62 знака. Выбор такой длины строки объясняется наиболее употребимым форматом А4.

В левом нижнем углу письма сразу от поля ставится слово «Приложение», затем помещаются названия прилагаемых документов в цифровой последовательности с указанием количества экземпляров и листов. Каждое название располагается на отдельной строке. Под словом «Приложение» никакая запись не производится. Например: Приложения: 1. Копия контракта с фирмой «Келлер» на 3 л. в 1 экз. Указание на наличие приложения, упоминаемого в тексте письма, может быть сделано в таком виде: Приложение: на _____ л. в ______ экз. Этот реквизит может быть заготовлен на бланке письма.

11) Подпись помещается слева под текстом письма сразу от поля. В состав подписи входят наименование должности лица, подписывающего письмо, личная подпись и ее расшифровка. Поскольку деловые письма пишутся на бланках учреждений, то название учреждения в подписи не указывается.

12) Фамилия (или фамилия, имя и отчество) и телефон исполнителя.

Таким образом, высокая степень унификации, стандартизация, как ведущая черта синтаксиса, высокая степень терминированности лексики, логичность, безэмоциональность, информационная нагрузка каждого элемента текста, внимание к деталям характерны для языка документов и отличают его от устной спонтанной деловой диалогической речи.

2.2. Классификация деловых писем

Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях, как исходящая и входящая документация. Это важно, потому что деловые письма выступают в роли инструмента, регулирующего экономико-правовые и социальные отношения между корреспондентами (контрагентами, партнерами, участниками социальных отношений).

Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их лежат не различные подходы, а различные квалификационные признаки.

Коммерческие письма выделяются в деловой корреспонденции по тематическому признаку -- они оформляют, регистрируют заключение и выполнение коммерческой сделки, т.е. предваряют составление контракта (договора) и являются документами, регулирующими ход его выполнения4.

Коммерческие письма имеют статус документа. При рассмотрении дела в арбитражном суде они могут являться основанием для предъявления иска (письмо-рекламация, письмо-договор).

Остальные деловые письма, называемые иногда служебными, решают организационные вопросы, вопросы экономических и юридических отношений между корреспондентами и тоже относятся к документам.

Являясь официальными сообщениями, деловые письма не исключают параллельного устного сообщения на ту же тему, так как при устном сообщении о важном для деловых отношений событии часто остается необходимость письменного извещения (например, о согласии принять условия сделки).

По функциональному признаку деловые письма делятся на требующие обязательного письма-ответа:

  • инициативные коммерческие письма (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация);
    • письмо-просьба;
    • письмо-приглашение;

и не требующие обязательного ответа:

Информация о работе Деловая корреспонденция