Архивное дело в Беларуси 1917-1941 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 14:00, курсовая работа

Краткое описание

После Февральской революции 1917 года и образования Временного правительства в стране царили хаос и неразбериха.
Первые годы советской власти для архивного дела стали целой эпохой, когда проводилась большая, кропотливая работа в сложных условиях, зачастую в атмосфере непонимания важности этого дела.

Оглавление

Ведение
1 Становление архивного дела в 1917-1921годах
2 Централизация управления архивным делом (1922-1929)
3 Завершение создания командно – административной
системы управления архивным делом (1929-1941)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 54.05 Кб (Скачать)

       Данным  постановлением была утверждена сеть архивных учреждений: ЦАОР БССР, исторические архивы в Витебске, Минске и Могилёве, окружные и ведомственные архивы. Важным было решение в октябре 1927 года о закреплении на территории Беларуси за архивными отделами ЦАУ  БССР учреждений Московско – Белорусско – Балтийской железной дороги для  сдачи в архивы на постоянное хранение имеющихся там документов.

       Постановлением  ЦИК и СНК БССР от 8 декабря 1927 года было утверждено Положение о  Центральном архивном управлении (ЦАУ) и его органах, которое юридически оформляло реорганизацию Центрархива  в ЦАУ при Президиуме ЦИК БССР. К органам управления архивным делом  были отнесены: Центральный архив  Октябрьской революции БССР, ведающий всеми архивными фондами и  материалами центральных государственных, профессиональных, кооперативных и  других общественных учреждений, организаций  и предприятий БССР, ведущих работу со времени Февральской революции и сдающих свои архивы на хранение в ЦАОР БССР; исторические архивы в Витебске, Могилёве и Минске, хранящие все архивные материалы государственных и общественных учреждений и организаций досоветского периода; окружные отделения ЦАУ БССР. При этом функции окружных отделений в городах Витебске, Могилёве выполняли исторические архивы.

       Согласно  Положению, ЕГАФ БССР был разделён на два периода: советский и исторический. Рубежом раздела являлся октябрь 1917 года. При распределении архивных фондов между ЦАОР БССР, историческими  и окружными отделениями в  основу был положен территориальный  принцип. Материалы советского периода  делились с учётом административного  деления БССР, а фонды, созданные  до октября 1917 года, распределялись в  пределах бывшей Витебской, Могилёвской  и Минской губерний.

       Положение о ЦАУ БССР и его органах  возлагало на ЦАОР и исторические архивы, а также окружные отделения  функции по сбору, разработке, систематизации, описанию и хранению архивных материалов, выдаче по ним справок и документов. К обязанностям окружных отделений  был отнесён надзор за организацией архивного дела в государственных, профессиональных, кооперативных и  других общественных учреждениях, организациях и на предприятиях данного округа. Ведомственные архивы являлись основным источником комплектования. После пятилетнего  срока хранения они были обязаны  сдавать документальные материалы  в госархивы.

       В ходе организационной работы по сохранению документальных материалов окружные архивы были распределены по пяти комплексам: древние, исторические, Октябрьской  революции, партийные и ведомственные.

       Для архивных учреждений республики в этот период были характерны слабая материально  – техническая база, низкая квалификация работников, отсутствие научно – справочного  аппарата к документам.

       Начальный этап образования  партийных архивов. По мере расширения деятельности созданной в январе 1919 года коммунистической партии Беларуси возрастает её роль в организации партийных органов. Основным программным документом в деле становления и развития архивов КП(б)Б стало постановление СНК РСФСР от 21 сентября 1920 года, которое создавало Комиссию по сбору и изучению материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии. Уже в самом начале своего существования Истпарт в обращении “Ко всем членам, партии”выдвинул задачу спасти всё, до малейшего клочка бумаги, что хранит на себе след революции. Отсюда вытекали практические шаги по созданию”местных архивов революции” и  началу разработки архивных материалов. Вскоре аналогичные комиссии, получившие название истпартов, были созданы и в Беларуси.

       Первыми к работе в 1921 году приступили Гомельское, а с 1922 года Витебское бюро Истпарта. Главной задачей они ставили  обследование архивов и выявления  материалов по истории революционной  борьбы, сбор и публикацию воспоминаний старых большевиков и активных участников революционного движения в данных регионах. Происходил постепенный процесс  накопления документальных материалов. Так, Гомельский Истпарт в 1921 году имел на хранении материалы о стрекопытовском  восстании, Хойникском погроме, многочисленные документы о борьбе органов Советской  власти против бандитизма.

       Комиссия  Истпарта ЦБ КП(б)Б в соответствии с решением её центрального органа была образована в июне 1921 года. Для  расширения документальной базы в июле 1921 года ЦБ в порядке партдисциплины предложило всем членам партии передать на хранение материалы по революционному движению. Для выявления и сбора  архивных документов были организованы поездки в Москву, Смоленск, Петроград, Тулу, Владимир, Ярославль, Киев, Харьков  и другие города России и Украины.

       Особенностью 20-х годов в области архивного  строительства является, что Истпарт  располагал самыми большими возможностями. Уже после выхода постановления  Президиума ЦИК БССР об учреждении в республиках архивов Октябрьской  революции, ЦК КП(б)Б постановлением “О Положении Истпарта” в ноябре 1923 года разграничило функции архивных учреждений, занимающихся хранением  документов по истории Октябрьской  революции и истории компартии. Практически в 1924 году Истпарт имел собственный архив.

       С момента создания окружных партийных  органов начали формироваться и  их архивы. В сентябре 1925 года ЦК КП(б)Б  принял постановление ”О сохранности  партархивов”. В нём возлагалась  ответственность на окружные комитеты партии за сбор, сохранение документов. Для лучшей организации в окружкомы  были направлены уполномоченные Истпарта; ЦК ЛКСМБ поручалось решить вопрос с организацией общественных архивов.

       В ходе выполнения решений ЦК документы  после систематизации и обработки  из партийных комитетов и организаций  поступали в окружкомы, которые, в свою очередь, сдавали их на постоянное хранение в архив Истпарта.

       Важным  решением для организации партархивов  стало постановление ЦК КП(б)Б  в мае 1928 года “Об архиве ЦК КП(б)Б, в соответствии с которыми архивные документы, необходимые для текущей  работы, оставались в Минске, другая часть передавалась в Могилёвский  партархив.

       Мероприятия по организации партийного архивного  дела осуществлялись в соответствии с решениями парторганов и  Всесоюзного совещания истпартотделов. На нём были приняты согласованные  с авторитетным партийным учреждением  – Истпарткомом ЦК ВКП(б) – меры об организации документальной базы истории советского общества путём  собирания архивов всех действующих  учреждений. По существу Истпарт принял на себя полномочия руководителя “всего архивного строительства в СССР на новое десятилетие”. В дальнейшем указания партийных органов стали основанием для включения их в проект нового Положения о ЦАУ СССР.

       Так заканчивались 20-е годы. Архивисты  пережили голод и разруху, возрождение  надежд на свободный выбор развития архивного дела Беларуси и начали привыкать к состоянию директивных  методов управления архивами. 
 
 
 

 

3 Завершение создания командно – административной

системы управления архивным делом (1929-1941)

       1929 год открыл новый период в истории архивного дела, период повсеместного торжества принципов тоталитаризма.

       В связи с изменениями в экономике, усилением командно – административных методов управления методы и практика архивного дела становятся всё более  невосприимчивыми к особенностям отечественного и зарубежного опыта работы. Множество  отдельных кампаний по “чистке” архивохранилищ и архивных кадров, которые организовались партийно – правительственными органами с помощью ОГПУ, а с июля 1934 года – Главного управления госбезопасности  НКВД, привели к полному изменению  функций госархивов: из учреждений научного типа они всё больше превращались в рабочий инструмент одного ведомства  – НКВД. Провозглашённый курс на повальную замену “ буржуазных специалистов”  кадрами “нового типа”, или так  называемая “коммуникация”, означал  “чистку”,архивистов прежде всего  по классовому или партийному признакам.

       В ходе проводимых в апреле 1929 года в  Беларуси кампаний после семилетнего  периода работы на посту заведующего  Центрархива и ЦАУ БССР были освобождены  от должностей Д.Ф. Жилунович и его  заместитель М.В. Мелешко. Заведующим был назначен А.Р. Иодко, уроженец Слуцка, работавший заведующим организационным  отделом Центрархива РСФСР. Спустя короткое время новый руководитель отрасли отмечал в отчёте за 1929 год, что существенная помощь в деле чистки Советского аппарата и партии путём выявления вредительских  и антисоветских элементов оказывалась  на протяжении последних двух лет  всеми отделениями ЦАУ БССР. Данное направление деятельности архивного  управления БССР становится доминирующим.

       Таким образом архивы становятся одним  из средств идеологического монополизма, осуществления репрессий в рамках проводимых политических кампаний. В 1930 году были арестованы бывшие руководители архивной службы Д.Ф. Жилунович, М.В. Мелешко, Ф.И. Забелло, старший архивист Могилёвского архива. В 1936 году уволены управляющий  ЦАУ БССР А.Р. Иодко и восемь сотрудников  аппарата ЦАУ. В 1937 году арестованы один из крупнейших археографов республики, возглавлявший в 20-е годы Могилёвский  губернский архив, - Д.И. Довгялло, А.Р. Иодко  – старший научный сотрудник  ЦАОР БССР, Э.К. Лэйланд – директор Витебского отделения Центрархива  Беларуси. Среди уволенных значатся директор Минского отделения архивов  И.Ф. Шпилевский, научные сотрудники ЦАОР Берман, Шашко. Основанием для  репрессий стали абсурдные обвинения  во вредительстве.

       В основном мероприятия, направленные на улучшение работы архивных учреждений, с конца 20-х годов сводились  к организационным преобразованиям  и кадровым перестановкам.

       В соответствии с утверждённым 15 октября 1930 года Президиум ЦИК БССР “Положением  об архивном управлении БССР” на ЦАУ  БССР, подчинённое непосредственно  Президиуму ЦИК БССР, было возложено  заведование Государственным архивным фондом и руководство архивным делом  БССР. Местные советы были обязаны  осуществлять контроль за состоянием архивного дела в городах и  районах, организовывать подготовку и  сдачу на хранение документальных материалов в госархивы. Архивохранилище ЦАУ  БССР, хранящие документы советского периода, составляли Центральный архив  Октябрьской революции БССР, архивохранилища  с фондами досоветского периода  – Центральный исторический архив  БССР. При ЦАОР организовывались архив  кинофильмов и книгохранилище. Было принято решение о создании секретного архива БССР для хранения документов, разглашение которых считалось  недопустимым. Согласно Положению, к  ним прежде всего относились введение в состав ЕГАФ документы, выявляющие преступные действия по отношению к трудящимся Беларуси со стороны бывших царей, их слуг и сторонников. На общих основаниях в состав ЕГАФ поступали документальные материалы научных, научно – художественных и музейных учреждений Наркомпроса БССР. Был установлен, как правило, трёхлетний срок хранения документов в ведомствах.

       В эти годы вторично начинается так  называемая “макулатурная кампания”. В погоне за обеспечением высоких  темпов ликвидации ”бумажного хлама» ЦАУ подтвердило право передавать на бумажные фабрики изъятую из архивов  макулатуру, предназначенную для  уничтожения проверочной комиссии. Однако отдельные ведомства и  учреждения начинают сдавать макулатуру, минуя архивные органы. В ноябре 1923 года было принято решение сдавать  макулатуру только с разрешения архивных органов. Всё же огромное число документальных материалов было уничтожено. По существу “макулатурная кампания” закончилась  только во второй половине 30-х годов, когда был предрешён вопрос о  передаче архивов в систему НКВД.

       В организации архивного дела в  данный период продолжали иметь место  слабая материальная база учреждений, отсутствие подготовленных кадров, чрезмерное администрирование, низкое методическое обеспечение. Принимаемые правительством меры были направлены на усиление контроля по учёту и сохранности документов. Это прежде всего касалось организации  с 1936 года милицейских постов, оснащения  архивных помещений металлическими решётками, увеличения количества огнетушителей, изоляции всей электропроводки, дезинфекции.

       Несколько была изменена организационная структура  архивов Беларуси после проведения административно – территориальных  преобразований второй половины 30-х  годов. В связи с образованием областей в 1938 году. Президиум ЦИК  БССР 5 июля 1938 года принял постановление, согласно которому при Минском, Могилёвском, Гомельском, Витебском и Полесском областных исполнительных комитетах создавались областные архивные управления. Центральный архив Октябрьской революции был реорганизован в Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства с отделами профсоюза и фотокино. Могилёвский исторический архив был преобразован в Центральный исторический архив, сконцентрировав все архивные материалы, имеющие республиканское значение (до 1917 года).Для организации архива Могилёвской области было решено передать из ЦГАОРа все фонды, не  имеющие республиканского значения. Минское, Витебское, Гомельское отделения госархивов были преобразованы в госархивы данных областей. В  Мозыре было решено создать Полесский областной архив.

       Наряду  с организационными мероприятиями  осуществлялся, и ряд политических мер. Всё чаще в постановлениях партийных  и государственных органов говорилось, что в большинстве своём архивные материалы, имеющие важное научно –  историческое и практическое значение, находятся в хаотическом состоянии, без всякого учёта контроля и  легко могут быть использованы классовыми врагами. Неудовлетворительное состояние  райархивов и архивов действующих  учреждений объясняется недооценкой  политического значения архивных материалов и невнимательным отношением к подбору  архивных работников. Вследствие этого  предусматривалось в двухмесячный срок пересмотреть состав работников архива, наркоматов, центральных учреждений и райархивов, подобрать для работы в них проверенных квалифицированных  работников, хорошо знающих это дело.

Информация о работе Архивное дело в Беларуси 1917-1941 годах