Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Оглавление

Введение
1. Сущность и элементы валютной системы
1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы
1.2. Эволюция валютной системы России
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации
2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной системы Российской Федерации
2.2. Особенности валютной системы Российской Федерации
3. Валютное регулирование в Российской Федерации
3.1. Основные направления валютного регулирования в Российской Федерации
3.2. Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 39.41 Кб (Скачать)

—        формирование и развитие национального  валютного рынка;

—        регулирование сферы применения иностранной валюты в стране;

—        регламентация порядка осуществления  резидентами и нерезидентами  операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных  инвестиций, перевода и перевоза иностранной  и национальной валюты в Россию и  из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых счетов нерезидентов;

—        определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

—        определение полномочий и функций  органов валютного регулирования.

      К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

—        требование проведения валютных операций через уполномоченные банки;

—        лицензирование валютных операций путем  выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций и  выдачи разрешений на проведение валютных операций, связанных с движением  капитала;

—        требование обязательного перевода из-за границы экспортной выручки;

—        введение обязательной продажи экспортерами части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        ограничение сроков продажи части  экспортной выручки на внутреннем валютном рынке;

—        требование предварительного депонирования  импортерами в уполномоченных банках рублей в сумме, эквивалентной покупаемой иностранной валюте;

—        установление лимитов открытой валютной позиции банков;

—        введение различных категорий рублевых счетов для нерезидентов и валютных счетов для резидентов.

      Валютный  контроль — это государственный  контроль за соблюдением резидентами  и нерезидентами норм валютного  законодательства. В Российской Федерации  он осуществляется по следующим направлениям:

—        определение порядка и форм учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям  и рублевым операциям нерезидентов;

—        надзор за соответствием проводимых резидентами и нерезидентами  валютных операций российскому законодательству, наличием необходимых для этого  лицензий и разрешений;

—        контроль экспортных операций;

—        контроль импортных операций;

—        контроль за валютными операциями, связанными с переводами иностранной  валюты из Российской Федерации по контрактам, обладающим признаками фиктивности;

—        проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже  экспортной выручки на внутреннем рынке;

—        определение полномочий и функций  органов и агентов валютного  контроля.

     Валютный  контроль осуществляется в России в  трех основных формах:

     1) путем документарного надзора,  основанного на анализе бухгалтерской,  финансовой и статистической  отчетности;

     2) с помощью инспекционных проверок;

     3) путем применения мер воздействия  в случае нарушения валютного  законодательства.

     По  Закону РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле»* валютный контроль в России осуществляется органами валютного  контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для  реализации функций Правительства  РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации  по валютному и экспортному контролю (ВЭК). В соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 198) органом валютного  контроля является также Государственный  таможенный комитет РФ (ГТК РФ).

     Агентами  валютного контроля согласно данному  Закону (п. 3 ст. 11) являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут  осуществлять функции валютного  контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам  валютного контроля. Уполномоченные банки подотчетны Центральному банку  РФ (п. 4 ст. 11).

     Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет функции органов  и агентов валютного контроля (ст. 12). Так, органы валютного контроля в пределах своей компетенции  издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами  и нерезидентами в Российской Федерации, определяют порядок и  формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и  нерезидентов. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

—        осуществляют контроль за валютными  операциями, проводимыми в Российской Федерации резидентами, за соответствием  этих операций законодательству, наличием лицензий и разрешений, а также  за соблюдением ими нормативных  актов органов валютного контроля;

—        проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов Российской Федерации.

      Указанный Закон устанавливает ответственность  за нарушение валютного законодательства (ст. 14). Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность  в виде:

     —   взыскания в доход государства полученного по недействительным в силу указанного Закона сделкам;

     —    взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.

     Резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты в случае отсутствия учета валютных операций, ведения  учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления  или несвоевременного представления  органам и агентам валютного  контроля запрашиваемых ими документов и информации об осуществлении валютных операций несут ответственность  в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой  документация и информация не были представлены в установленном порядке. Порядок привлечения к ответственности  в данных случаях устанавливается  Банком России.

     При повторном нарушении вышеперечисленных  положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний  органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и  нерезиденты несут ответственность  в виде:

     — взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам и необоснованно приобретенного в результате незаконных действий, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого ЦБ РФ;

     —   приостановления действия либо лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;

     —  других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.

     Взыскание упомянутых сумм штрафов и иных взысканий  производится органами валютного контроля, в том числе по представлению  агентов валютного контроля, в  судебном порядке. (По определению Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. № 50-0 положения  о бесспорном порядке взыскания  штрафов и иных санкций с юридических  лиц без их согласия не применяются  — п. 4 ст. 11.)

     Должностные лица юридических лиц-резидентов, в  том числе уполномоченных банков, и юридических лиц-нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

     Статья 15 Закона РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» устанавливает  права и обязанности должностных  лиц органов и агентов валютного  контроля. Они имеют право в  пределах установленной компетенции:

     —    проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере законодательства;

     —    приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае представления запрашиваемых документов и информации;

     —   приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

                Проблемы регулирования  валютного рынка 

            

          Проблемы регулирования  валютного рынка в первую очередь  связаны с тем, что область  валютных отношений является достаточно неустойчивой и имеет тенденцию  к постоянному изменению. Таким  образом, политика регулирования валютного  рынка и решения проблем регулирования  валютного рынка должны быть многокомплектными  и охватить все области рынка. К основным проблемам регулирования  валютного рынка можно отнести  неустойчивость валют стран. Колебания  валют на международной экономической  арене, связано с политическими  аспектами развития стран и их отношениями между собой. В последнее  время данная ситуация более или  менее стабилизировалась, и колебания  валют наблюдаются незначительного  характера, хотя предсказать глобальные изменения в данной области очень  трудно. Проблемы регулирования валютного  рынка включают также особенности  курса валют, предсказать который  также трудно. Естественно курс валюты одной страны прямо пропорционально  влияет на курс валюты другой, на сегодняшний  момент главными валютами, которые  диктуют курсы другим валютам, являются доллар и евро.

          Проблемы регулирования  валютного рынка не могут решаться одной страной, поскольку необходимо участие комплексного характера  всех стран, чтобы данные проблемы регулирования  валютного рынка действительно нашли свое решение. Одной из таких проблем регулирования валютного рынка является его либерализация. Либерализация валютного рынка диктуется современными условиями ведения международных экономических отношений. Еще одной проблемой регулирования валютного рынка является его непрозрачность, поскольку все страны стремятся вести скрытую политику установления валютного режима, что мешает комплексному развитию международных валютных отношений. Прозрачность курсов валют будет способствовать укреплению валютного рынка, как отдельных стран, так и экономических отношений между ними в целом.

          Кроме этого, проблемы регулирования валютного рынка  должны постоянно обсуждаться на международных встречах лидеров  всех стран. Это будет способствовать укреплению взаимоотношений международного характера и действительно поможет  найти результативные решения проблем  регулирования валютного рынка  без нанесения вреда курсу  валют отдельных стран. Также  стоит обратить внимание, что такие  встречи международного уровня  должны включать обсуждение таких проблем  регулирования валютного рынка  как спекуляция валютами, которая  в современном мире имеет уже  глобальные масштабы, и решение этой проблемы является первоочередным для  достижения порядка в области  валютных отношений. 
 
 
 

                 

                  

Информация о работе Валютная система РФ