Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.
Введение
1. Сущность и элементы валютной системы
1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы
1.2. Эволюция валютной системы России
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации
2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной системы Российской Федерации
2.2. Особенности валютной системы Российской Федерации
3. Валютное регулирование в Российской Федерации
3.1. Основные направления валютного регулирования в Российской Федерации
3.2. Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы
Легальный
рынок наличной иностранной валюты
возник в России в 1992 г., когда граждане
получили право осуществлять валютные
операции на основе Указа Президента
«О либерализации
Валютный рынок стал первым
по времени возникновения –
и поначалу оставался
Непомерное
разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное
сохранением крупного дефицита федерального
бюджета, привело к превращению
этого рынка в хрупкую
Постоянные
операции с государственными ценными
бумагами – характерная особенность
современных мировых финансовых
рынков; они используются центральными
банками в качестве инструмента
регулирования денежного
Финансовый кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского валютного рынка. Есть основания говорить о двух периодах в истории валютного рынка – до и после финансового кризиса.
До финансового кризиса развитие валютного рынка шло во многом стихийным путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.
После
финансового кризиса
Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего БР отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке.
Во-первых,
БР пошел на девальвацию рубля, отказавшись
от валютного коридора. После трехкратного
снижения курса рубля изменилось
соотношение между текущим
Во-вторых,
на протяжении сентября 1998 г. – июня
1999 г. БР ввел более десятка ограничений
на операции, связанные с валютными
операциями КБ. Так, 16 сентября 1998 г. введено
требование обязательной продажи 50%-ной
экспортной валютной выручки только
на межбанковских валютных биржах.
До этого экспортеры могли продавать
установленную часть валютной выручки
как на межбанковском рынке, так
и на биржевом. Цель введенного требования
состояла в том, чтобы ужесточить
контроль за продажей экспортной валютной
выручки в силу того, что на биржевом
рынке есть возможность проконтролировать
факт продажи установленной
Действия БР после финансового кризиса августа 1998 г. оцениваются по-разному его участниками. Тем не менее нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:
-обеспеченно
относительное равновесие
- созданы
условия для поддержания
- усилена
роль валютного рынка в
- ограничены спекулятивные возможности КБ;
- ужесточен контроль за бегством капитала из страны.
Нынешняя
ситуация на валютном рынке требует
либерализации валютного
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации
2.1. Законодательно-нормативные
основы функционирования
Переход
российской экономики на рыночные отношения,
ее постепенная интеграция в мировое
хозяйство и международные
Существующая
система нормативно-правовых актов
представляет собой юридический
механизм регулирования валютных отношений,
имеющий двойное функциональное
значение. Во-первых, он выполняет статистическую
функцию, закрепляя уже сложившийся
комплекс валютных отношений; во-вторых,
ему присуща динамическая функция,
которая выражается в том, что
создаются предпосылки для
Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ.
Основным
актом валютного
Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного
регулирования, в число которых ныне входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем последнему отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования.
Выступая
как органы валютного регулирования,
Банк России и Правительство РФ обладают
нормотворческой функцией, т. е. вправе
издавать в пределах своей компетенции
нормативно-правовые акты, обязательные
для резидентов и нерезидентов. Закон
различает исключительную компетенцию
Банка России, исключительную компетенцию
Правительства РФ и совместную компетенцию
Банка России и Правительства
РФ по принятию актов валютного
Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.
Акты
валютного законодательства принимаются
Банком России в форме инструкций,
положений, указаний, а Правительством
– в форме постановлений и
распоряжений. Акты валютного законодательства,
принимаемые федеральными органами исполнительной
власти в пределах их компетенции, имеют
форму главным образом приказов, инструкций
и положений. Порядок их принятия и регистрации
регулируется Правилами подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной
власти и их государственной регистрации,
утвержденными Постановлением Правительства
РФ от 13.08.1997 №1009 (в ред. от 07.07.2006).
2.2. Особенности
валютной системы Российской
Федерации
3. Валютное регулирование в Российской Федерации
3.1. Основные
направления валютного
Под
валютным регулированием понимается определение
государством принципов осуществления
операций с валютными ценностями.
С помощью валютного