Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютные отношения представляют собой разновидность денежных отношений, возникающих при функционировании денег в международном обороте. Деньги, обслуживающие международные отношения, называются валютой.

Оглавление

Введение
1. Сущность и элементы валютной системы
1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы
1.2. Эволюция валютной системы России
2. Характеристика валютной системы Российской Федерации
2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной системы Российской Федерации
2.2. Особенности валютной системы Российской Федерации
3. Валютное регулирование в Российской Федерации
3.1. Основные направления валютного регулирования в Российской Федерации
3.2. Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

дкб.docx

— 39.41 Кб (Скачать)

     Легальный рынок наличной иностранной валюты возник в России в 1992 г., когда граждане получили право осуществлять валютные операции на основе Указа Президента «О либерализации внешнеэкономической  деятельности» от 15.11.91 г. Впервые  российские граждане смогли выбирать, в какой форме лучше держать  сбережения – в наличных рублях, в рублевых вкладах в банках, в  наличной иностранной валюте или  на валютных счетах в уполномоченных банках.

       Валютный рынок стал первым  по времени возникновения –  и поначалу оставался практически  единственным – сегментом рынка  ссудных капиталов России. Объем  этого рынка постоянно возрастал  и в 1995 г. превысил уровень  1992 г. в 12-13 раз. Однако в 1996 г. объем операций сократился  против 1995 г. в 1,6-1,7 раза, до 190-240 млн.  долларов в среднем за день.

Непомерное  разбухание рынка ГКО-ОФЗ, обусловленное  сохранением крупного дефицита федерального бюджета, привело к превращению  этого рынка в хрупкую финансовую пирамиду. Дело закономерно завершилось  обрушением этой пирамиды, возникновением практически ситуации дефолта. Это  нашло свое выражение в принятии Правительством в августе 1998 г. решения  о принудительном обмене им финансовых обязательств со сроком погашения до конца 1999 г. на новые ценные бумаги со сроком погашения три-пять лет. Крушение рынка государственных обязательств, а также резкое снижение уровня капитализации  фондовых ценностей вернули структуру  финансового рынка России на несколько  лет назад. Валютный рынок на какое-то время снова оказался единственным эффективно действующим сегментом этого рынка.

     Постоянные  операции с государственными ценными  бумагами – характерная особенность  современных мировых финансовых рынков; они используются центральными банками в качестве инструмента  регулирования денежного предложения. Поэтому этот рынок должен восстановиться и в России. Что касается валютного  рынка, то его роль будет оставаться весьма существенной. Этот рынок прошел пору младенчества и с точки зрения его насыщенности средствами телекоммуникации и обработки информации, квалификации участников, объема и видов валютных сделок, взаимосвязи с денежным рынком приобрел достаточно цивилизованные формы. Более того, принятие Россией обязательств по расширению конвертируемости рубля  для нерезидентов открывает перспективу  не только роста объема операций на валютном рынке, но и более тесной его интеграции в структуру мирового валютного рынка.

     Финансовый  кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского  валютного рынка. Есть основания  говорить о двух периодах в истории  валютного рынка – до и после  финансового кризиса.

     До  финансового кризиса развитие валютного  рынка шло во многом стихийным  путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности КБ, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны БР за операциями КБ на валютном рынке.

     После финансового кризиса пересмотреть свою валютную политику на рынке БР заставила крайне тяжелая ситуация, которая сложилась после августовского  финансового кризиса. Объемы операций на ММВБ упали до 30 млн. долларов в  день. На межбанковском рынке операции с валютой не проводились: банки  не доверяли друг другу. Колебания курса  от одной торговой сессии до другой составляли от 9 до 18 руб., что объясняется  резким сокращением предложения  валюты на рынке. Экспортеры и импортеры  теряли ориентацию в своей внешнеэкономической  деятельности. Экспортеры отказывались переводить валютную выручку из-за ненадежности российских банков. Банки  же не желали продавать валюту, опасаясь дальнейшего падения курса рубля.

     Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего БР отступил от политики либерализации, приняв целый ряд  мер по ужесточению контроля за операциями на рынке.

     Во-первых, БР пошел на девальвацию рубля, отказавшись  от валютного коридора. После трехкратного снижения курса рубля изменилось соотношение между текущим курсом рубля на валютном рынке и реальным – паритетом покупательной способности. Текущий курс рубля на валютном рынке  понизился в большей степени, чем снизилась его покупательная  способность на внутреннем рынке. Благодаря  девальвации изменились условия торговли – соотношение экспортных и импортных цен. Внешнеторговые операции стали более выгодны для импортеров.

     Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. – июня 1999 г. БР ввел более десятка ограничений  на операции, связанные с валютными  операциями КБ. Так, 16 сентября 1998 г. введено  требование обязательной продажи 50%-ной  экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. До этого экспортеры  могли продавать  установленную часть валютной выручки  как на межбанковском рынке, так  и на биржевом. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать  факт продажи установленной экспортной выручки.

     Действия  БР после финансового кризиса  августа 1998 г. оцениваются по-разному  его участниками. Тем не менее  нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные  с восстановлением валютного  рынка:

-обеспеченно  относительное равновесие спроса  и предложения на валютном      рынке и устранена угроза неконтролируемых  изменений курса рубля. За      девять месяцев 1999 г. курс доллара  на валютном рынке повысился  на 25%   при инфляции в 32,4%;

- созданы  условия для поддержания уровня  валютных резервов и    мобилизации  валютных средств для обслуживания  внешнего долга.

- усилена  роль валютного рынка в обслуживании  внешнеторговых связей.   В  настоящее время около 60% операций  на биржевом рынке непосредственно   связаны с обслуживанием операций по экспорту и импорту;

- ограничены  спекулятивные возможности КБ;

- ужесточен  контроль за бегством капитала  из страны.

     Нынешняя  ситуация на валютном рынке требует  либерализации валютного законодательства. С 2007 года начнет действовать новый  закон о валютном контроле. Новый  законопроект одобрил в ноябре 2003 Совет Федерации. При требуемом большинстве в 90 голосов "за" проголосовали 103 сенатора. Закон должен быть подписан президентом России и вступит в силу через полгода после официального опубликования. Считается, что документ носит либеральный характер. В нем, в частности, максимально исключена возможность ввода ограничений на валютном рынке со стороны Центробанка или правительства. В ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме из него были исключены почти все текущие и часть капитальных операций, по которым кабинет министров или Центробанк РФмогут вводить ограничения. Фактически у монетарных властей осталось два - правда, очень мощных - рычага воздействия на трансграничные потоки капитала. Во-первых, в законе закреплено право Центробанка потребовать от инвесторов при вывозе средств за рубеж зарезервировать до 100% вывозимого объема на срок до двух месяцев. Во-вторых, при ввозе капитала допускается возможность депонирования до 20% средств на срок до одного года. Таким образом, срок действия всех ограничительных норм - 1 января 2007 г. После этой даты все ограничения утратят силу, если, конечно, законодатели не сочтут необходимым вновь подправить закон. Но пока вероятность этого не рассматривается даже чисто гипотетически. Снятие ограничительных мер на валютные операции капитального характера и означает полную свободную конвертируемость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика валютной  системы Российской  Федерации

2.1. Законодательно-нормативные  основы функционирования валютной  системы Российской Федерации

     Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое  хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация  внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма  регулирования валютных отношений  на территории России и за ее пределами.

     Существующая  система нормативно-правовых актов  представляет собой юридический  механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное значение. Во-первых, он выполняет статистическую функцию, закрепляя уже сложившийся  комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, которая выражается в том, что  создаются предпосылки для дальнейшего  развития и трансформации данного  комплекса, т. е. возможность его  эволюционирования и изменения. Следует подчеркнуть, что вне  рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о  механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное  законодательство».

     Валютное  законодательство представляет собой  первый структурный элемент механизма  валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию  в этом механизме. Валютное законодательство РФ в настоящее время представляет собой крайне неоднородный комплекс, включающий акты различной юридической  природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов РФ.

     Основным  актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» в редакции от 30.10.2007. Во-первых, в Законе впервые четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, к числу которых относятся:

    1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
    2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
    3. единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
    4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
    5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

     Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного

регулирования, в число которых ныне входят Центральный  банк РФ и Правительство РФ, причем последнему  отводится весьма важная роль в принятии актов валютного  регулирования.

     Выступая  как органы валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции  нормативно-правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон  различает исключительную компетенцию  Банка России, исключительную компетенцию  Правительства РФ и совместную компетенцию  Банка России и Правительства  РФ по принятию актов валютного законодательства.

     Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения  банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ, в том числе специальных  счетов, устанавливает Банк России.

     Акты  валютного законодательства принимаются  Банком России в форме инструкций, положений, указаний, а Правительством – в форме постановлений и  распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия и регистрации регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 (в ред. от 07.07.2006). 

2.2. Особенности  валютной системы Российской  Федерации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Валютное регулирование  в Российской Федерации

3.1. Основные  направления валютного регулирования  в Российской Федерации

     Под валютным регулированием понимается определение  государством принципов осуществления  операций с валютными ценностями. С помощью валютного регулирования  государство стремится защитить национальную валюту, поддержать ее устойчивость, ограничить масштабы утечки капитала из страны, обеспечить необходимый  уровень валютных резервов страны и  равновесие платежного баланса. Перечислим основные направления валютного  регулирования в Российской Федерации:

Информация о работе Валютная система РФ