Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
рассмотреть валютную систему страны;
выявить её основные элементы;
показать развитие валютной системы в России на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок;
выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России;
рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.
Введение 3
1. Понятие валютной системы страны 5
1.1 Сущность, задачи и роль валютной системы 5
1.2 Элементы валютной системы 7
1.3 Валютный курс, его регулирование и контроль 12
2. Аналитические основы валютного курса и валютного рынка 2007 – 2009 гг. 16
2.1 Анализ валютного курса в 2007 – 2008 гг. 16
2.2. Анализ валютного курса в 2009 г. 19
2.3 Анализ внутреннего валютного рынка РФ в 2008 году 22
3. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ 25
3.1 Проблемы развития валютной системы России 25
3.2 Валютная стратегия и утечка капитала 28
3.3 Перспективы валютной курсовой политики РФ 32
Заключение 37
Список использованных источников 39
Во-первых, резкие скачки валютного курса недопустимы, но колебания в достаточно узком диапазоне (например, 4%) вполне возможны.
Во-вторых, недопустима и девальвация в 2 – 3 раза и более, даже осуществляемая «плавно», так как значительно возрастет инфляция. Об этом свидетельствует опыт девальвации рубля в 1998 году.
В-третьих, валютный курс должен снижаться, так как отток капитала.
В-четвертых, реальный эффективный курс рубля при неблагоприятной конъюнктуре цен на углеводороды должен будет снижаться, чтобы повысилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Поскольку индекс роста потребительских цен в России вряд ли будет ниже, чем в странах – основных торговых, постольку номинальный валютный курс должен снижаться. Иначе вновь будет накапливаться «девальвационный потенциал».
Наиболее предпочтительными в современных российских условиях являются два типа валютной политики.
Первый тип – установление валютного коридора с периодическим осуществлением «плавного снижения» валютного курса на 20 – 30% за два–три месяца. Учитывая возникающие при этом темпы девальвации в годовом выражении в сотни процентов, правильнее говорить о политике периодически сильной, хотя и растянутой во времени девальвации. При такой девальвации стимулы к оттоку капитала сохранятся. При этом задачу сохранения валютных резервов сложно решить по следующим причинам.
Во-первых, в периоды относительной стабильности валютного курса валютные риски для среднесрочных инвестиций в рублевые активы будут высоки, так как все экономические агенты будут гадать, когда начнется очередной раунд плавной девальвации?
Во-вторых, при плавной девальвации покупка инвалютных активов за рубли давала норму прибыли 881% годовых. Поэтому в каждый период подобной девальвации будут создаваться схожие по силе стимулы для спекулятивных инвестиций в иностранные валюты.
Более того, при значительной девальвации в иностранные активы переводятся и средства населения, и остатки на счетах юридических лиц. Поэтому нельзя одновременно осуществлять широкомасштабную кредитную экспансию и постоянно девальвировать рубль, делая выгодным вложение средств в иностранную валюту. Видимо, и поэтому Центральный банк Российской Федерации ограничил объем беззалоговых кредитов и повысил ставки. Таким образом, можно сделать вывод: чередование фиксированного валютного коридора и быстрого плавного ослабления рубля – не лучшая курсовая политика.
Второй возможный тип политики валютного курса – установление наклонного валютного коридора.
Во-первых, существенное укрепление валютного курса относительно уровня в 41 руб. нерационально. Если уж он был достигнут со столь значительными издержками, то его следует поддерживать даже в случае повышения цен на нефть (что может произойти в перспективе) или уменьшения оттока капитала. Следовательно, исходное значение целевого валютного курса можно установить на уровне верхней границы валютного коридора (41 руб.).
Во-вторых, диапазон колебаний курса, как уже было сказано, должен быть небольшим – не более 4%. Иначе можно значительно девальвировать рубль.
В-третьих, темп изменения целевого курса должен соответствовать задаче не допустить укрепления реального валютного курса рубля.
Отказ от использования стабильного или повышающегося номинального курса рубля в качестве «антиинфляционного якоря» усложнит борьбу с инфляцией, которая и так ускорилась вследствие девальвации рубля. Однако этот «якорь» все равно не удержал и не удержит уровень цен в условиях кризиса и низкой конъюнктуры нефтяного экспорта. Кроме того, его вполне можно заменить другими антиинфляционными «якорями». Рост цен и инфляция в России имеют главным образом монопольный и структурный, а не монетарный характер. Это и:
- повышение тарифов на услуги естественных монополий
- классическая
олигополия нефтяных компаний, которые
не снижают розничные цены на нефтепродукты
при значительном падении оптовых;
- недостаточно
результативная борьба с криминальными
структурами, повышающими цены на рынках.
Для реализации политики наклонного валютного коридора в кризисных условиях следует акцентировать внимание на мерах, уменьшающих отток капитала. В первую очередь необходимо осуществить комплекс мер, препятствующих выводу в иностранные активы средств, вливаемых в экономику государством. И административные запреты здесь малоэффективны. Нужно «встроить» соответствующие меры в систему регулирования хозяйствующих субъектов и создать соответствующую систему регулирования кредитов в целом.
Каковы эти меры?
1. Исключить требования к нерезидентам из числа объектов залога при рефинансировании банков. Банк России должен стимулировать инвестирование средств в российские активы, причем преимущественно номинированные в рублях
2. Отказаться в системе национального денежно-кредитного регулирования от использования рейтингов международных рейтинговых агентств, как правило, занижающих рейтинги Российской Федерации и ее предприятий.
3. При расчете норматива достаточности собственного капитала банка требования к нерезидентам не должны априори помещаться в группы активов с менее высоким риском, чем аналогичные требования к резидентам.
4. Перейти к предоставлению бюджетных кредитов производственным предприятиям, используя банки в качестве агентов с фиксированной величиной комиссионного вознаграждения..
5. Повысить ставки по депозитным операциям Банка России до уровня ставок по ломбардным кредитам, уменьшенных на небольшую маржу. Это позволит повысить процентные ставки по рублевым вкладам населения в банках.
6. Государство должно предоставлять гарантии только по рублевым кредитам, привлекаемым предприятиями, а также субсидировать процентные ставки по таким кредитам. Это позволит сделать их конкурентоспособными для кредиторов по сравнению с вложением средств в иностранную валюту
7. Целесообразно, на период кризиса и низких цен на нефть активизировать работу по реализации мер валютного регулирования и валютного контроля.
Во-первых, восстановить действовавшую до 1 января 2007 г. ст. 21 «Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом внешняя и внутренняя конвертируемость рубля сохранится.
Во-вторых, актуально «включение» все еще действующих и хорошо апробированных мер валютного контроля по текущим операциям (паспорта сделки), а также административных мер по пресечению нарушений норм внешнеэкономической деятельности (например, с помощью фирм-однодневок и т. д.) с целью сокращения несанкционированного оттока капитала.
В-третьих, следует также временно восстановить меры валютного контроля по валютным операциям движения капитала.
В-четвертых, меры валютного контроля будут малоэффективны, если не ограничить открытые валютные позиции всех хозяйствующих субъектов, причем и длинные, и короткие.
8. Целесообразно проводить скоординированную с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти с целью повышения мировых цен на углеводороды.
9. В условиях сокращения валютных резервов ключевая задача монетарной политики – создание механизма эмиссии не путем покупки Банком России иностранной валюты, а с помощью механизма рефинансирования, как это принято в мировой практике.
В целом можно сделать вывод, что без перехода к действительно медленной девальвации с темпом в 10 – 12% годовых и использования мер валютного регулирования и валютного контроля через несколько месяцев в России, может вновь наступить период быстрой плавной девальвации.
Таким образом, можно сказать, что
валютная система - это совокупность
экономических соглашений, связанных
с функционированием валюты и
форм их организации. Национальная валютная
система – часть денежной системы
страны, в рамках которой формируются
и используются валютные ресурсы, осуществляется
международный платежный
Валютное
регулирование в широком смысле
– это регламентация
Валютное регулирование осуществляется посредством валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.
В настоящее
время главная задача валютного
регулирования и валютного
Подводя итог исследованию валютной системы вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.
Нормативные акты:
Учебники и методические материалы:
Журналы и периодические издания:
Интернет-ресурсы: