Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
рассмотреть валютную систему страны;
выявить её основные элементы;
показать развитие валютной системы в России на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок;
выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России;
рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие валютной системы страны 5
1.1 Сущность, задачи и роль валютной системы 5
1.2 Элементы валютной системы 7
1.3 Валютный курс, его регулирование и контроль 12
2. Аналитические основы валютного курса и валютного рынка 2007 – 2009 гг. 16
2.1 Анализ валютного курса в 2007 – 2008 гг. 16
2.2. Анализ валютного курса в 2009 г. 19
2.3 Анализ внутреннего валютного рынка РФ в 2008 году 22
3. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ 25
3.1 Проблемы развития валютной системы России 25
3.2 Валютная стратегия и утечка капитала 28
3.3 Перспективы валютной курсовой политики РФ 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСОВИК.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

Во-первых, резкие скачки валютного курса недопустимы, но колебания в достаточно узком диапазоне (например, 4%) вполне возможны. 

Во-вторых, недопустима и девальвация в 2 – 3 раза и более, даже осуществляемая «плавно», так как значительно возрастет инфляция. Об этом свидетельствует опыт девальвации рубля в 1998 году. 

В-третьих, валютный курс должен снижаться, так как отток капитала. 

В-четвертых, реальный эффективный курс рубля при неблагоприятной конъюнктуре цен на углеводороды должен будет снижаться, чтобы повысилась конкурентоспособность российских товаропроизводителей. Поскольку индекс роста потребительских цен в России вряд ли будет ниже, чем в странах – основных торговых, постольку номинальный валютный курс должен снижаться. Иначе вновь будет накапливаться «девальвационный потенциал». 

Наиболее предпочтительными в современных российских условиях являются два типа валютной политики.

Первый тип – установление валютного коридора с периодическим осуществлением «плавного снижения» валютного курса на 20 – 30% за два–три месяца. Учитывая возникающие при этом темпы девальвации в годовом выражении в сотни процентов, правильнее говорить о политике периодически сильной, хотя и растянутой во времени девальвации. При такой девальвации стимулы к оттоку капитала сохранятся. При этом задачу сохранения валютных резервов сложно решить по следующим причинам. 

Во-первых, в периоды относительной стабильности валютного курса валютные риски для среднесрочных инвестиций в рублевые активы будут высоки, так как все экономические агенты будут гадать, когда начнется очередной раунд плавной девальвации?

Во-вторых, при плавной девальвации покупка инвалютных активов за рубли давала норму прибыли 881% годовых. Поэтому в каждый период подобной девальвации будут создаваться схожие по силе стимулы для спекулятивных инвестиций в иностранные валюты. 

Более того, при значительной девальвации в иностранные активы переводятся и средства населения, и остатки на счетах юридических лиц. Поэтому нельзя одновременно осуществлять широкомасштабную кредитную экспансию и постоянно девальвировать рубль, делая выгодным вложение средств в иностранную валюту. Видимо, и поэтому Центральный банк Российской Федерации ограничил объем беззалоговых кредитов и повысил ставки.  Таким образом, можно сделать вывод: чередование фиксированного валютного коридора и быстрого плавного ослабления рубля – не лучшая курсовая политика. 

Второй возможный тип политики валютного курса – установление наклонного валютного коридора.

Во-первых, существенное укрепление валютного курса относительно уровня в 41 руб. нерационально. Если уж он был достигнут со столь значительными издержками, то его следует поддерживать даже в случае повышения цен на нефть (что может произойти в перспективе) или уменьшения оттока капитала. Следовательно, исходное значение целевого валютного курса можно установить на уровне верхней границы валютного коридора (41 руб.). 

Во-вторых, диапазон колебаний курса, как уже было сказано, должен быть небольшим – не более 4%. Иначе можно значительно девальвировать рубль. 

В-третьих, темп изменения целевого курса должен соответствовать задаче не допустить укрепления реального валютного курса рубля.

Отказ от использования стабильного или повышающегося номинального курса рубля в качестве «антиинфляционного якоря» усложнит борьбу с инфляцией, которая и так ускорилась вследствие девальвации рубля. Однако этот «якорь» все равно не удержал и не удержит уровень цен в условиях кризиса и низкой конъюнктуры нефтяного экспорта. Кроме того, его вполне можно заменить другими антиинфляционными «якорями». Рост цен и инфляция в России имеют главным образом монопольный и структурный, а не монетарный характер. Это и:

- повышение тарифов на услуги естественных монополий

- классическая олигополия нефтяных компаний, которые не снижают розничные цены на нефтепродукты при значительном падении оптовых; 
- недостаточно результативная борьба с криминальными структурами, повышающими цены на рынках. 

Для реализации политики наклонного валютного коридора в кризисных условиях следует акцентировать внимание на мерах, уменьшающих отток капитала. В первую очередь необходимо осуществить комплекс мер, препятствующих выводу в иностранные активы средств, вливаемых в экономику государством. И административные запреты здесь малоэффективны. Нужно «встроить» соответствующие меры в систему регулирования хозяйствующих субъектов и создать соответствующую систему регулирования кредитов в целом.

Каковы эти меры? 

1. Исключить требования к нерезидентам из числа объектов залога при рефинансировании банков. Банк России должен стимулировать инвестирование средств в российские активы, причем преимущественно номинированные в рублях

2. Отказаться в системе национального денежно-кредитного регулирования от использования рейтингов международных рейтинговых агентств, как правило, занижающих рейтинги Российской Федерации и ее предприятий.

3. При расчете норматива достаточности собственного капитала банка требования к нерезидентам не должны априори помещаться в группы активов с менее высоким риском, чем аналогичные требования к резидентам. 

4. Перейти к предоставлению бюджетных кредитов  производственным предприятиям, используя банки в качестве агентов с фиксированной величиной комиссионного вознаграждения.. 

5. Повысить ставки по депозитным операциям Банка России до уровня ставок по ломбардным кредитам, уменьшенных на небольшую маржу. Это позволит повысить процентные ставки по рублевым вкладам населения в банках. 

6. Государство должно предоставлять гарантии только по рублевым кредитам, привлекаемым предприятиями, а также субсидировать процентные ставки по таким кредитам. Это позволит сделать их конкурентоспособными для кредиторов по сравнению с вложением средств в иностранную валюту

7. Целесообразно, на период кризиса и низких цен на нефть активизировать работу по реализации мер валютного регулирования и валютного контроля. 

Во-первых, восстановить действовавшую до 1 января 2007 г. ст. 21 «Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». При этом внешняя и внутренняя конвертируемость рубля сохранится.

Во-вторых, актуально «включение» все еще действующих и хорошо апробированных мер валютного контроля по текущим операциям (паспорта сделки), а также административных мер по пресечению нарушений норм внешнеэкономической деятельности (например, с помощью фирм-однодневок и т. д.) с целью сокращения несанкционированного оттока капитала.

В-третьих, следует также временно восстановить меры валютного контроля по валютным операциям движения капитала.

В-четвертых, меры валютного контроля будут малоэффективны, если не ограничить открытые валютные позиции всех хозяйствующих субъектов, причем и длинные, и короткие.

8. Целесообразно проводить скоординированную с ОПЕК политику сокращения экспорта нефти с целью повышения мировых цен на углеводороды.

9. В условиях сокращения валютных резервов ключевая задача монетарной политики – создание механизма эмиссии не путем покупки Банком России иностранной валюты, а с помощью механизма рефинансирования, как это принято в мировой практике. 

В целом можно сделать вывод, что без перехода к действительно медленной девальвации с темпом в 10 – 12% годовых и использования мер валютного регулирования и валютного контроля через несколько месяцев в России, может вновь наступить период быстрой плавной девальвации. 

 

Заключение

Таким образом, можно сказать, что  валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных  с функционированием валюты и  форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы  страны, в рамках которой формируются  и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов  в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Валютное  регулирование в широком смысле – это регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов её функционирования. Сущность валютного регулирования заключается в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и отражала  потребности текущего момента.

Валютное  регулирование осуществляется посредством  валютного контроля. Валютный контроль – система мер по обеспечению, исполнению законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

В настоящее  время главная задача валютного  регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором ухудшения состояния платежного баланса, поскольку «бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса; сокращаются валютные резервы: сокращаются инвестиционные ресурсы и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты; уменьшается налогооблагаемая база; не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала; снижается устойчивость финансового рынка.

Подводя итог исследованию валютной системы  вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства. Нынешняя же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. При доминировании интересов спекулятивного характера, либерализация ведет лишь к нарастанию спекулятивных операций и нестабильности валютного курса.

 

Список использованных источников

 

Нормативные акты:

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008)

Учебники и методические материалы:

  1. Большой экономический словарь - М.: 1994 г
  2. Валютный рынок и валютные операции в России./Балабанов И.Т.  — М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с.
  3. Валютный курс: факторы, динамика прогнозирование / Наговицин А. Г. , Иванов В. В. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 115 с.
  4. Валютное регулирование и валютный контроль, учебник под.ред. В.М. Крашенинникова издательство Экономистъ (М. 2005 год)
  5. Деньги. Кредит. Банки: учебник/ под ред. О.И. Лаврушина– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004.
  6. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. Е. Ф. Жукова. - М.: Юнити, 2002.
  7. Деньги. Банки. Валюта / М.К. Бункина.- М.: 2004.- 368 С
  8. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л.Н. Красавиной, 2003.
  9. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник / под ред. Л. Н. Красавина. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  10. О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации / С.А. Сухинин - М.: ДЕ-ЮРЕ, 2007.
  11. Финансы. Денежное обращение и кредит / под ред. М. В. Романовского. – М.: ЮРАЙТ-М, 2001.
  12. Финансовое  право:   учебник   /   С.  В.  Игнатьева,   Н. Ю. Вашкевич. – СПб.: Питер, 2006. – С. 217.
  13. Финансы, деньги, кредит / О.В. Соколова: Учебник – М. Юристъ, 2009.
  14. Экономика. М./ А.С. Булатов. 2007.

 

Журналы и периодические издания:

 

  1. Емелин А.В. «Основы организации и функционирования системы валютного контроля в РФ», Деньги и кредит - 2005 №3
  2. Гриценко Г. На обломках валютной системы // www.polit.ru/ - 2009/ - 25 сентября
  3. Красавина Л.Н. Российский рубль как мировая валюта: стратегический вызов инновационного развития России // Деньги и кредит. – 2008. - № 5. – С. 11 – 18
  4. Петров «Валютный рынок России - движение к мировым стандартам», Биржевое обозрение - 2006 №1
  5. Фетисов Г.Г. Регулирование курса рубля и движения капитала // Деньги и кредит. – 2009. - № 8. – С. 53 – 57 //
  6. Фетисов Г.Г. Регулирование курса рубля и движения капитала // Деньги и кредит. – 2009. - № 8. – С. 53 – 57 //

Интернет-ресурсы:

Информация о работе Валютная система РФ