Валютная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование теоретических основ валютной системы Российской Федерации, анализ ее становления и развития, попытка прогнозирования путей совершенствования в условиях, присущих Российской Федерации.
В результате проведенной работы определился ряд задач, необходимых для решения поставленной цели:
рассмотреть валютную систему страны;
выявить её основные элементы;
показать развитие валютной системы в России на основе эволюции таких важнейших категорий, как валютный курс и валютный рынок;
выявить основные проблемы, существующие на данном этапе развития валютной системы в России;
рассмотреть возможные пути решения основных проблем валютной системы в РФ.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие валютной системы страны 5
1.1 Сущность, задачи и роль валютной системы 5
1.2 Элементы валютной системы 7
1.3 Валютный курс, его регулирование и контроль 12
2. Аналитические основы валютного курса и валютного рынка 2007 – 2009 гг. 16
2.1 Анализ валютного курса в 2007 – 2008 гг. 16
2.2. Анализ валютного курса в 2009 г. 19
2.3 Анализ внутреннего валютного рынка РФ в 2008 году 22
3. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ 25
3.1 Проблемы развития валютной системы России 25
3.2 Валютная стратегия и утечка капитала 28
3.3 Перспективы валютной курсовой политики РФ 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

МОЙ КУРСОВИК.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

3. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ

3.1 Проблемы развития валютной системы России

После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими проблемами. Глобальный экономический кризис привел во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.

Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений.

Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

Вторая проблема - недостаточная  конкурентоспособность несырьевых секторов экономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные. Результат - значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

Третья проблема - недостаточная  развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

Национальная экономика в последние  годы развивались во многом за счет внешних источников - высоких цен  на сырье, «дешевых» кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

Одной из основных проблем в развитии денежной системы России можно назвать  конвертируемость рубля, т.е. признание  его различными экономическими субъектами в разных странах в качестве надежного средства расчетов и средства сбережения. Из года в год в Послании Президента звучат одни и те же слова: конвертируемость рубля, усиление роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов.

Что же мешает рублю стать общепризнанной валютой? На это ведь и направлены действия Центрального банка России. Почему в течение многих лет Центральному банку не удается сделать рубль  признанным международным средством  платежа? Наверно, все-таки мешает стабилизации рубля несовершенство законодательной базы. Все законодательные функции, возложенные на Центральный банк России, сделали его государством в государстве: «Банк России наделен не только монопольным правом на денежную эмиссию, но и монопольными правами в области регулирования и надзора за банковской деятельностью» . Мировой финансовый кризис только усугубил проблемы Российской экономики, зависимой от мировых валют.

В Послание Президента РФ Федеральному собранию (05.11.2008г.) определена проблема - мировой финансовый кризис и вызванная в связи с ним экономическая нестабильность. Формирование в ближайшем будущем «современной самостоятельной финансовой системы, способной противостоять любым внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач» - вот ближайшие цели, которые необходимо решить.

Нельзя не отметить, что решение  проблем экономики страны, в том  числе и проблем денежной системы, является государственной задачей.

Первоочередная  задача российской экономики – достижение устойчиво высоких темпов экономического роста. Она важна для решения  социальных проблем, повышения жизненного уровня населения и укрепления международных позиций страны.

Валютная  стратегия как часть общеэкономической  политики формирует такие отношения  российской экономики с мировой, которые позволят:

– укрепить валютно-финансовое положение  страны, стабилизировать рубль, повысить внешнюю платежеспособность;

– содействовать росту экспорта особенно в обрабатывающей промышленности и наукоемком производстве;

– обеспечить наличие на внутреннем потребительском рынке современных качественных импортных товаров, что создаст конкуренцию продукции отечественного производства для повышения тем самым ее эффективности и качества;

–импортировать современные технологии, машины и оборудование, необходимые для модернизации и технологического перевооружения отечественной промышленности, а также для внедрения современных навыков организации и управления производством.

Валютная  стратегия, прежде всего, определяет политику в области валютного курса рубля, валютного регулирования, развития валютного рынка.

Главное стратегическое направление в области  валютного курса – обеспечение его относительной стабильности, соответствие динамики курса базовым макроэкономическим показателям. В отношении валютного рынка стратегия нацелена на обеспечение репрезентативности курса, формирующегося на рынке, и ограничение влияния спекулятивных факторов на его формирование. Непосредственная цель валютных ограничений и контроля состоит в создании приемлемых условий функционирования валютного рынка при существующем уровне нелегальной утечки капитала и непрозрачности финансового оборота.

Действующая система валютного регулирования  и валютного контроля представляет собой комплекс законодательных, нормативных  и административных ограничений на проведение валютных операций. В то же время в России, где рыночная экономика находится в стадии формирования, существуют многообразные экономические условия, препятствующие свободному валютному обмену. Юридические ограничения нацелены на устранение влияния диспропорций, привносимых экономическими факторами.

Современная денежно-кредитная политика в целом  содействует укреплению валютно-финансового положения России и обеспечивает ее текущую внешнюю платежеспособность, о чем свидетельствует хотя бы динамика золотовалютных резервов РФ.

Либерализация валютного режима и валютной политики должна следовать за позитивными изменениями в экономике, серьезным улучшением инвестиционного климата. Это подтверждается послевоенным опытом стран Западной Европы. Преждевременная либерализация бессмысленна, опасна и вредна. Как показывает опыт ряда развивающихся стран (например Китая), которые привлекают значительные инвестиции, решающую роль играют динамика и устойчивость развития, деловой и предпринимательский климат в стране.

3.2 Валютная стратегия и утечка капитала

Валютное  регулирование представляет собой, набор взаимосвязанных инструментов для регистрации и контроля всех финансовых или непосредственно с ними связанных потоков, пересекающих границы страны. Жесткость или либеральность системы регулирования зависит от состояния национальной финансовой системы, мировых рынков, от направленности текущей экономической политики. Система валютного регулирования, безусловно, должна существовать и поддерживаться. В то же время нельзя ожидать от этой системы таких результатов, как прекращение вывоза капитала, или обеспечение предложения валюты в любых условиях. Она служит, скорее, амортизатором внешних потрясений и стабилизатором рынка, не допускающим усиления панических настроений. На макроэкономические факторы она влиять не может, лишь смягчает их воздействие в краткосрочном периоде.

С этой точки  зрения очевидна необходимость подробного исследования проблемы утечки капитала и воздействующих на нее макроэкономических факторов. Зная причины, вызывающие этот феномен, можно точнее определить необходимый набор мер и инструментов системы валютного регулирования.

Основные  подходы к проблеме утечки капитала. В современной экономической литературе используются разные термины для обозначения этого явления: экспорт капитала, вывоз капитала, утечка капитала, бегство капитала, при этом часто в контексте отмывания нелегальных доходов. В этом следует разобраться подробнее.

Страна, обладающая достаточными запасами иностранной  валюты, устойчивым и неотрицательным  торговым балансом, имеет возможность  инвестировать отечественный капитал в другие страны. Однако если торговый баланс устойчиво отрицателен или (как в случае с Россией) существуют значительные ограничения на использование валютных доходов, в частности высокий уровень внешней задолженности, то свободные потоки капитала быстро разрушат основу валютно-денежной системы страны и приведут как минимум к девальвации национальной валюты. Это уже признали и международные финансовые организации, в частности МВФ. Так, в середине января 2004 г. на встрече министров финансов стран Европы и Азии в японском городе Кобе директор-распорядитель МВФ Хорст Келер заявил, что странам с переходной экономикой не стоит стремиться к жесткой привязке курса своих национальных валют к доллару, иене или евро. “Политика плавающего валютного курса способна предоставить экономике определенные преимущества для развития и сделать ее более устойчивой”, – резюмировал он. Это свидетельствовало о том, что идеология МВФ под давлением объективных фактов радикально изменилась, что подтверждается следующей фразой: “Урок недавних кризисов состоит в том, что чрезмерная либерализация движения капиталов способна усугубить последствия биржевых потрясений”, к тому же, чтобы приток иностранных инвестиций в страну был благом для нее, а не злом, необходимо наличие в ней “устойчивой финансовой системы, адекватного контроля над банковским сектором и благоразумного регулирования”.

Причины утечки капитала в российском случае хорошо известны. Во-первых, это общая  политическая и экономическая нестабильность, которая вынуждает владельцев страховать свои капиталы в стабильной экономике. Во-вторых, уход от налогов. Это глобальный, общемировой фактор утечки капитала, только в развитых экономиках он является первым по значимости, что вряд ли соответствует российской ситуации. Вариантов минимизации налогов достаточно и внутри страны. В-третьих, это “отмывание” доходов, полученных криминальным или нелегальным путем.

Однако  есть еще причины, по которым капитал  легально и нелегально вывозится  за границу. В частности, низкая капитализация  российской банковской и страховой системы завышает риски, связанные с трансфером крупных сумм через банковскую систему, даже при полной и признанной легальности их происхождения. Поэтому крупные денежные трансферты, особенно, связанные с перераспределением собственности, обычно проходят в иностранных банках, тем более, практически вся крупная частная собственность в России формально принадлежит фирмам, зарегистрированным в оффшорах. Там же, в оффшорах, проводятся сделки с этой собственностью, там же концентрируются доходы от нее.

Вывоз капитала за рубеж происходит также из-за ограниченности внутреннего инвестиционного спроса. Нехватка инвестиционных проектов, грамотно оформленных для открытия программ кредитования, и высокие системные риски, не связанные непосредственно с конкретными проектами, сужают возможности вложения капитала. Государство не справляется с задачей минимизации системных рисков, что отпугивает как внешних, так и внутренних инвесторов.

Существуют два способа вывоза капитала:

Легальный вывоз происходит по законодательству с разрешения ЦБ. Компании и лица, желающие инвестировать свои средства за рубежом, должны оформить заявку, которую  ЦБ рассматривает и, исходя из собственной  оценки целесообразности такого вложения, разрешает или не разрешает проводить  операцию. Конечно, абсолютное сокращение иностранных кредитов и инвестиций тоже является вывозом капитала, однако ни одному государству не следует ориентироваться на иностранные инвестиции как на основной источник финансовых ресурсов просто из соображений национальной безопасности – иначе все мировые финансовые кризисы будут “импортироваться” в эту страну.

Нелегальный вывоз капитала происходит по весьма разнообразным схемам. Нелегальные формы утечки капитала включают: непоступление в установленные законодательством сроки экспортной валютной выручки; непоступление товаров и услуг в счет погашения импортных авансов; контрабандный экспорт и вывоз наличной иностранной валюты.

Проведенные специалистами исследования показывают, что проблема либерализации валютного обращения в России часто рассматривается иррационально, с точки зрения веры в позитивное воздействие любой либерализации вообще. Аргументы, приводимые в пользу либерализации, носят либо характер торга экспортеров капитала с властью, либо характер восторженно-идеалистический. Поэтому, в этой сфере особенно важно использовать взвешенный научный подход к принятию решений, способных повлиять на судьбу страны и ее денежной системы на многие годы вперед. От того, насколько защищенной будет сегодня национальная валюта России, зависят не только темпы экономического развития, но и выживание страны как целостного независимого государства в условиях жесткой глобальной конкуренции под бременем крупной внешней задолженности.

 

3.3 Перспективы валютной курсовой политики РФ

Необходимо сформулировать ориентиры курсовой политики срочно пересмотрев «Основные направления». Иначе неопределенность перспектив изменения валютного курса и неизвестность правил монетарной политики Банка России будут и далее создавать высокие валютные риски коммерческой деятельности, порождать огромный дополнительный спрос на иностранную валюту и отток капитала. При формулировании таких правил и ориентиров следует исходить из следующих ограничений, заданных объективными экономическими условиями либо политическими обещаниями. 

Информация о работе Валютная система РФ