Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Интернет-банкинг из дополнительной дистанционной услуги по обслуживанию постепенно становится чем-то большим и превращается в концепцию взаимодействия с клиентом, в стратегию развития банковской сети, которая в будущем сможет реально конкурировать по привлекательности с открытием мини-офисов в регионах. В числе факторов, сдерживающих внедрение технологии, можно назвать отсутствие традиций у самих банкиров, и неготовность населения подхватить, освоить и поверить в новые виды сервиса. Интернет-банкинг как дистанционная услуга может стать особенно выигрышной для России с ее огромными просторами.
Введевние 3
Глава 1: Теоретические аспекты Интернет-Банкинга.
1.1. Услуга Интернет-банкинг. 5
1.2. Создание Интернет-банкинга за рубежом. 7
1.3. Российский Интернет-банкинг. 9
Глава 2: Инновационные явления в банковской системе РФ.
2.1. Тенденции Интернет-банкинга. 13
2.2. Исследование рынка интернет-банкинга в России. 15
2.3. Система «Телебанк» Банка «ВТБ 24». 20
Глава 3: Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы.
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности. 23
3.2. Перспективы развития Интернет-банкинга. 26
Заключение 28
Список литературы 30
Лидером является Альфабанк с его услугой "Альфа-Банк-Экспресс". Банк позиционирует себя как организацию, работающую с частными клиентами и малыми предприятиями, делая акцент на широком спектре услуг для этой категории. Система ДБО поддерживает не только стандартные операции со счетом, но и такие специфичные для российского Интернет-банкинга сервисы, как открытие новых пластиковых карт или оформление кредита. Кроме того, сайт банка содержит исчерпывающую информацию обо всех предоставляемых услугах.
Вторая группа также объединила банки, чьи Интернет-сервисы близки по своим возможностям. От лидирующей пятерки их отличает, в первую очередь, меньший объем дополнительных услуг, предоставляемых банком.
Банки третьей группы позволяют удаленно производить только самые основные операции, такие как просмотр остатка по счету, получение выписок, а также полный спектр услуг по активным операциям.
В последней группе собраны банки, сайты которых практически не содержат информации о возможностях дистанционного управления счетом. В Международном Московском Банке система Интернет-банкинга была внедрена в 2005 году и на момент проведения рейтинга даже не рекламировалась. При этом Менатеп СПб использует систему уже не первый год, а сайт банка по-прежнему практически не содержал информации о данной услуге.
Рейтинг для юридических лиц составлялся по аналогичной схеме. Надо отметить, что одни и те же параметры оценки для частных и корпоративных клиентов имели различный удельный вес. Например, при выставлении оценки качества услуг ДБО для юридических лиц абонентская плата и тарифные планы существенно влияли на положение банка в рейтинге при прочих равных условиях.
Качество услуг Интернет-банкинга для юридических лиц:
Место |
Активы юр. лиц |
Банк |
Система |
Оценка Cnews |
|
1 |
5 |
Росбанк |
Инист |
4,9 |
|
2 |
4 |
Банк Москвы |
Бифит |
4,85 |
|
3 |
7 |
Альфа-банк |
БСС |
4,8 |
|
4 |
33 |
Гута-банк |
Степ Ап |
4,7 |
|
5 |
27 |
Импэксбанк |
Собственная разработка |
4,65 |
|
6 |
37 |
РосЕвроБанк |
БСС |
4,4 |
|
7 |
14 |
Бин-банк |
Бифит |
4,35 |
|
8-9 |
11 |
Промсвязьбанк |
Собственная разработка |
4,3 |
|
8-9 |
49 |
Пробизнесбанк |
R-Style |
4,3 |
|
10 |
31 |
Ак Барс |
БСС |
4,25 |
|
11 |
47 |
Газэнергопромбанк |
БСС |
4, 20 |
|
12-13 |
48 |
Стройкредит |
Бифит |
4,15 |
|
12-13 |
50 |
Русский генеральный банк |
Бифит |
4,15 |
|
14-15 |
34 |
Россия |
Собственная разработка |
4,1 |
|
14-15 |
24 |
Всероссийский банк развития регионов |
БСС |
4,1 |
|
16-18 |
6 |
Международный московский банк |
БСС |
3,9 |
|
16-18 |
23 |
Московский банк реконструкции и развития |
БСС |
3,9 |
|
16-18 |
8 |
Промышленно-строительный банк |
Степ АП |
3,9 |
|
Результаты исследования показали, что 30 банков из 63 крупнейших по капиталу юридических и физических лиц оказывают услугу Интернет-банкинга. Тем не менее, надо отметить, что только 11 банков, по мнению CNews Analytics, оказывают достойный уровень сервиса на всех стадиях обслуживания, начиная с описания системы на сайте банка и консультаций операторов, и заканчивая предоставляемыми банком функциональными возможностями системы ДБО.
В настоящее время более 90% всех
российских банков используют системы
типа банк-клиент. Учитывая, что системы
Интернет-банк-клиент предоставляют
несравненно большие
Особый оптимизм внушает рост популярности систем ДБО среди населения. Например, ежемесячный прирост клиентской базы Импэксбанка составил в 2004 г.10-14%. У банка "Первое ОВК" (группа "Росбанк") количество пользователей, совершающих активные операции через систему Интернет-банк, выросло за 2004 г. на 54%. В прошедшем году клиенты "Первого ОВК" отправили через Интернет 161 тыс. платежных поручений на сумму в 32,5 млрд. рублей, тогда как в 2003 г. было отправлено всего 100 тыс. таких поручений.
Современные Интернет-технологии позволяют банкам существенно ускорить и упростить документооборот, сократив объем бумажной работы. Управление счетом через Интернет позволяет не только экономить время, но и приносит заметную выгоду. Так, некоторые банки снижают тарифы на операции через Интернет, другие вводят фиксированную ставку за операцию, а третьи - единую плату за любое число платежных поручений, что особенно выгодно для корпоративных клиентов.
По данным ОТР, в сентябре-ноябре 2004 г.55% из 200 крупнейших банков России использовали системы типа Интернет-клиент. Для сравнения, в 2003 г., по данным CNews Analytics, подобные программные продукты использовало только у 17,5% банков (см. приложение).
По информации CNews Analytics, многие банки, уже использующие отдельные решения Интернет-банкинга, собираются в скором времени перейти к полноценному виртуальному обслуживанию, которое будет включать в себя также SMS-банкинг, телефон-банкинг, WAP-банкинг. На сегодняшний день лишь немногие российские банки имеют системы подобного уровня, однако, в ближайшие несколько лет этот список, видимо, значительно расширится. Подобный настрой банков вкупе с ростом популярности самих сервисов позволяет прогнозировать на ближайшие годы стабильный спрос на решения ДБО.
2.3. Система «Телебанк» Банка «ВТБ 24».
ВТБ 24 занял первое место в рейтинге систем Интернет-банкинга для частных лиц, составленном журналом «Финанс». Система Телебанк ВТБ 24 признана лучшей среди аналогичных систем, представляемых крупнейшими российскими банками.
Система Телебанк предоставляет клиентам
возможность распоряжаться
Используя Систему Телебанк, можно в режиме «on-line» покупать и продавать валюту, совершать переводы в рублях и валюте, размещать депозиты, пополнять пластиковые карты, оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в Интернет, междугородние и международные переговоры и многое другое. Система позволяет клиентам узнавать остатки и получать выписки по счетам, в том числе по счетам пластиковых карт, за любой период.
Система Телебанк позволяет автоматически проводить по поручению пользователя регулярные платежи, например, за коммунальные услуги, по определенному графику. Возможно проведение операции в режиме «отложенного платежа», когда Система Телебанк выполняет поручение по мере поступления средств на счет клиента в системе.
Система оповещений оперативно извещает клиентов о поступлениях на счет, исполнении распоряжений, и многом другом, путем отсылки сообщений на электронную почту, пейджер, SMS.
Лишь немногие предлагают вначале бесплатно попользоваться демо-версией своей системы, при этом некоторые «демки» ограничиваются набором презентационных слайдов. Приятно удивила демо-версия ВТБ 24. Она ничем не отличается от реальной системы интернет-банкинга, за исключением, конечно, того, что распоряжаться в ней можно не настоящими, а виртуальными средствами.
Став клиентом системы «Телебанк», вы получаете возможность совершать различные платежи и операции по счетам в любое время суток, в любом месте, в том числе:
управлять своими счетами и банковскими картами;
оперативно получать информацию об остатках на счетах и картах, формировать выписки за любой период;
оплачивать коммунальные услуги, сотовую связь, доступ в Интернет, междугородние переговоры, спутниковое телевидение и многое другое;
конвертировать валюту;
совершать денежные переводы по России и за границу;
размещать денежные средства во вклады;
выплачивать (погашать) кредиты;
покупать ценные бумаги на фондовом рынке;
осуществлять перечисления в благотворительные фонды.
Пополнение счета в системе «Телебанк» можно производить:
через кассу дополнительного офиса / филиала ВТБ 24 (принимаются рубли РФ, иностранная валюта: доллары США, евро, английские фунты стерлингов);
через сеть банкоматов ВТБ 24 с функцией приема наличных – путем пополнения банковской карты (только для владельцев карт, эмитированных ВТБ 24);
переводом средств со счета банковской карты, выданной ВТБ 24;
переводом со счета в любом другом банке;
переводом денег со счета банковской карты, выданной любым российским и зарубежным банком (типы карт: Visa Classic, Visa Business, Visa Gold, Eurocard / MasterCard Mass, Eurocard / MasterCard Business, Eurocard / MasterCard Gold);
через бухгалтерию своей организации путем ежемесячного перечисления части зарплаты.
Снять денежные средства со счета в системе «Телебанк» можно:
через кассу дополнительного офиса / филиала ВТБ 24 со счета в системе «Телебанк» (выдаются рубли РФ, иностранная валюта: доллары США, евро, английские фунты стерлингов);
переводом на счет в другом банке.
Для обеспечения информационной безопасности в системах дистанционного банковского обслуживания ВТБ 24 применяет различные средства и методы защиты информации, начиная с паролей и заканчивая многоуровневыми системами безопасности на основе современных криптографических протоколов и алгоритмов, реализующих шифрование и работу с электронными цифровыми подписями (ЭЦП). Выбор средств и методов защиты информации зависит от вида системы удаленного банковского обслуживания и способа доступа к этой системе.
ВТБ 24 осуществляет деятельность в области защиты информации на основании лицензий Федеральной службы безопасности Российской Федерации №3626Х, №3627Р и №3628У от 29.12.2006 г.
Все предлагаемые ВТБ 24 средства и методы защиты информации в каждом конкретном случае позволяют обеспечить необходимый уровень информационной безопасности систем удаленного банковского обслуживания. В то же время для обеспечения безопасной работы в системах удаленного банковского обслуживания клиенту необходимо выполнять следующие общепринятые рекомендации:
хранить в секрете и не передавать никому свои пароли, таблицы переменных кодов, дискеты с криптографическими ключами, токены и другие средства доступа к системам удаленного банковского обслуживания;
использовать для работы в системах удаленного банковского обслуживания компьютеры, программное обеспечение которых полностью контролируется;
в случае утраты паролей, таблиц переменных кодов, токенов, дискет с криптографическими ключами или других средств доступа в системы удаленного банковского обслуживания, а также в случае выявления доступа к ним посторонних лиц немедленно блокировать свою работу в системах дистанционного банковского обслуживания.
Глава 3. Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы.
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности.
С высокой долей вероятности можно предположить, что как минимум половина из зарегистрированных на начало 2010 г. 4,3 млн российских юр.лиц используют системы дистанционного банковского обслуживания регулярно – бумажных платежных поручений больше нет. По мнению руководителей крупных банков, средства ДБО стали неотъемлемой частью банковского обслуживания еще два-три года назад, а сейчас переживают свой золотой век. Между тем одна из серьезнейших проблем подобного сервиса – высокий риск хищения средств клиентов с помощью компьютерных технологий. И в подобной ситуации финансово-кредитные учреждения проводят слишком слабую разъяснительную работу в клиентской среде, нацеленную на усиление мер безопасности.
Злоумышленники будущего – это в меньшей степени программисты и специалисты по сетевым атакам. В основном, они – психологи и иллюзионисты, умеющие тонко копировать электронную реальность и подделывать схемы взаимоотношения между людьми, с целью получения доступа к конфиденциальной информации.
Основные технологии обеспечения безопасности в современных платежных системах:
Специфика нападения
Нет сомнения в том, что наиболее интересный объект для атаки со стороны электронных кибервзломщиков – юридические лица. «Частники» мошенников, как правило, не интересуют – их остатки по счетам недостаточно велики. Впрочем, отдельные счета обеспеченных граждан атаке подвергаются – но по конкретной наводке. К тому же «работа» с юридическими лицами хороша тем, что бухгалтерия по рабочим дням обязательно активна. Следовательно, есть шанс для взлома.
По числу подобных атак положение еще нельзя назвать эпидемией, но десятки инцидентов в месяц в правоохранительных органах уже фиксируются. По объему нанесенного ущерба они могут быть весьма значительными – в реальной практике большинство хищений по системам ДБО находится в районе 250 тыс. руб. Впрочем, случаи с 500 тыс. – 1 млн долл. тоже имеют место быть.
В подавляющем большинстве