Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа
Интернет-банкинг из дополнительной дистанционной услуги по обслуживанию постепенно становится чем-то большим и превращается в концепцию взаимодействия с клиентом, в стратегию развития банковской сети, которая в будущем сможет реально конкурировать по привлекательности с открытием мини-офисов в регионах. В числе факторов, сдерживающих внедрение технологии, можно назвать отсутствие традиций у самих банкиров, и неготовность населения подхватить, освоить и поверить в новые виды сервиса. Интернет-банкинг как дистанционная услуга может стать особенно выигрышной для России с ее огромными просторами.
Введевние 3
Глава 1: Теоретические аспекты Интернет-Банкинга.
1.1. Услуга Интернет-банкинг. 5
1.2. Создание Интернет-банкинга за рубежом. 7
1.3. Российский Интернет-банкинг. 9
Глава 2: Инновационные явления в банковской системе РФ.
2.1. Тенденции Интернет-банкинга. 13
2.2. Исследование рынка интернет-банкинга в России. 15
2.3. Система «Телебанк» Банка «ВТБ 24». 20
Глава 3: Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы.
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности. 23
3.2. Перспективы развития Интернет-банкинга. 26
Заключение 28
Список литературы 30
Однако в целом что-то радикально новое в функционале ИБ придумать сложно, даже опираясь на лучший западный опыт. Большинство востребованных клиентами функций, которые предлагают электронные офисы зарубежных банков, уже доступны и в российских фин.учреждениях.
Впрочем, российские кредитные организации еще не предоставляют полноценных услуг по страхованию депозитов и онлайн-выдаче кредитов, которые распространены, например в США.
Кроме того, в отечественных банках слабо развита услуга по приобретению паев ПИФов. Между тем интерес к этому инструменту инвестиций растет, поэтому сервис пользовался бы спросом, несмотря на то, что пайщики – узкий клиентский сегмент. В данном случае нужно, чтобы потребитель пользовался ИБ данной кредитной организации и заинтересовался ее ПИФами. Сегодня подобную услугу предлагают ВТБ24, Альфа-банк, БМ.
Для клиентов подключение к ИБ, как правило, бесплатно. За обслуживание может взиматься абонентская плата (обычно от 300 до 1 тыс. рублей в год). Номос-банк, скажем, берет за пользование ИБ 50 рублей в месяц (600 рублей в год). В банке «Союз» сервис обходится дешевле – 33 рубля в месяц (клиент должен сразу заплатить за 12 месяцев 396 рублей). В некоторых кредитных организациях потребителю необходимо заплатить за получение ключей или специальных устройств, обеспечивающих безопасность онлайн-операций. К примеру, в Пробизнесбанке подключение к ИБ бесплатно, но пользователю нужно приобрести карточку переменных кодов (пластик на 63 ключа стоит 315 рублей, на 70 – 350 рублей). Выходит, одна операция обойдется в 5 рублей.
Обычно комиссии (около 1% от суммы операции) взимаются только за межбанковские переводы по свободным реквизитам, то есть в адрес получателей, с которыми у банка не заключены соглашения. Впрочем, некоторые участники рынка берут плату и за «договорные» платежи. Так, банк «Агроимпульс» за проведение каждой операции списывает 3 рубля. Ситибанк взимает такую же сумму за оплату мобильного телефона, а комиссия МБРР за оплату коммунальных услуг и электроэнергии составляет 1,5%.
Любопытно, что иногда фин. учреждения вводят комиссии по отдельным операциям, чтобы охладить пыл особенно находчивых клиентов. Так, ВТБ24 со 2 января 2008 года стал взимать 3% за пополнение счетов в системе «Телебанк», если клиент переводит средства с кредитной карты. Ранее владелец кредитки со льготным периодом (ЛП) мог без комиссий через ИБ разместить деньги на краткосрочный депозит, заработать проценты, а через 50 дней (по окончании ЛП) погасить задолженность.
Высокий интерес к Интернет-банкингу со стороны клиентов обусловлен, прежде всего, более привлекательными условиями по сравнению с предлагаемыми в традиционных банках. Поскольку затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет считались несоизмеримо малыми, западные онлайн-банки изначально предложили своим будущим клиентам очень высокие процентные ставки по депозитам. Российские банки избрали принципиально иной путь наращивания клиентской базы – снижения тарифов по основным банковским операциям.
Учитывая все преимущества взаимодействия с клиентом через Интернет, некоторые банки предлагают усеченный вариант Интернет-банкинга. Например, только просмотр выписок по счету. Эта бесплатная услуга предоставляется клиентам через сайт банка. Если же клиент еще не имеет доступа в Интернет, банк может за сумму, существенно меньшую по сравнению с тарифами обычных провайдеров, предоставить клиенту возможность посещения сайта банка, а также подключить к электронной почте.
Интернет-банкинг набирает популярность, банкиры пока не говорят о буме, но отмечают постоянный и значительный (в среднем от 40% в год и больше) рост клиентской базы. Сводной статистики по всем банкам нет, но о количестве пользователей виртуального банкинга можно судить хотя бы на основе того, что на трех игроков (Альфа-банк, Райффайзенбанк, Ситибанк) приходится уже более 300 тыс. пользователей. Интернет-банкинг сегодня предлагает если и не каждый второй, то каждый третий участник рынка. Банки стали осознавать необходимость этой услуги и понимать, что она для них выгодна. Для банков такая система не только способ повышения лояльности клиентов, но и возможность сэкономить на затратах. По данным консалтинговой компании Piper Jaffray, одна операция по обслуживанию клиента в офисе обходится в 1,07 доллара, по телефону – 50 центов, а через интернет-банкинг она стоит всего 1 цент. Понятно, что за расходы банка по обслуживанию платит, в конечном счете, клиент, а раз так, то и для него использование интернет-банкинга – это не только экономия времени, но и средств.
Сейчас банк с широким спектром виртуальных услуг найти не проблема. К таковым относятся такие крупные розничные игроки, как ВТБ 24, Альфа-банк, Банк Москвы, «Уралсиб», Росбанк. Общепризнанным законодателем виртуальной моды считается ВТБ 24. Его система «Телебанк» представляет на сегодня, пожалуй, максимальный набор операций . У ВТБ 24, наверное, и самый обширный список компаний-партнеров (более 40 фирм), за перевод платежей которым не взимается комиссия.
Интернет-банкинг в России постепенно наращивает обороты, распространяясь в те регионы, где у населения есть свободные средства, в регионы с высокоразвитой инфраструктурой, где уровень автоматизации поставщиков товаров и услуг позволяет принимать интернет-платежи.
Это крупные российские города, в первую очередь Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара. В регионах пока что наблюдается немного изменений, даже кризис не подтолкнул жителей малых городов и населенных пунктов страны к использованию дистанционных банковских услуг.
В последнее время игроки рынка отмечают стабильный рост клиентской базы - от 30% за год (ВТБ 24, Сбербанк, Альфа-банк, Росбанк, Райффайзенбанк). Замедления динамики рынка можно ждать не раньше 2011 года, когда рынок будет насыщен подобными услугами. Пока же ожидается, что к концу 2010 года количество пользователей интернет-банкинга в России достигнет 3 - 4 млн человек.
Самыми популярными услугами в интернет-банкинге по-прежнему остаются пополнение счета мобильного телефона, платежи за интернет и ЖКХ. Все более востребованными, по оценкам участников рынка, становятся внешние переводы, пополнение электронных кошельков.
Ну а в целом в вопросе развития функциональности одной из ожидаемых тенденций является большее внимание со стороны банков и внешних разработчиков систем ДБО к опыту Европы и США, уже не первое десятилетие с успехом развивающих все направления банковского обслуживания.
Западный опыт позволяет заключить, что именно платежи в пользу поставщиков регулярных услуг обеспечивают скачкообразный рост и стабильные обороты онлайн платежей.
Глава 2. Инновационные явления в банковской системе РФ.
В чистом виде потребительское кредитование через Интернет-банкинг пока невозможно: для начала клиенту придется открыть счет и явиться в офис. Тем не менее многие банки активно используют онлайн-процедуры подачи заявлений на кредиты. Так, для стимулирования спроса на услугу Ситибанк осенью 2010 года провел акцию: клиенты, заполнившие онлайн-заявку на предоставление кредита, не выплачивали комиссию за оформление кредита.
Другой заметный тренд на рынке
— более полная интеграция возможностей
ИБ со всеми возможностями фронт-
Еще одна намечающаяся тенденция — заведение второго ИБ. «Предложение клиенту второй системы ИБ резервирует возможности сервиса, это повышает надежность выполнения базовых функций. Например, при массовых фишинг-рассылках в качестве меры противодействия в банках часто блокируют основную систему ИБ, вторая система в этот момент может обеспечивать бесперебойность платежей».
Если заглянуть в будущее, то системы ИБ, безусловно, станут основой дистанционной работы на рынке ценных бумаг и страхования, будут включать услуги по поддержке систем e-commerce, а раздел сайта банка с ИБ начнет предоставлять онлайн сервисы класса PFM (personal finance management).
В настоящее время наблюдается значительный рост использования электронных платежных инструментов, прогнозируется, что пик использования электронных платежей произойдет после 2010 года. Современный процесс развития показывает, что в ближайшем времени можно ожидать, что платежные услуги станут:
Функциональное развитие розничных
платежных систем и услуг, которые
оказывают расчетные и
Следует обратить внимание на то, что
вышеуказанное разграничение
Основная задача развития рынка
платежных услуг состоит в
том, чтобы скоординировать
2.2. Исследование рынка интернет-банкинга в России.
За последние годы резко увеличилось количество банков, предоставляющих услугу дистанционного обслуживания счета через Интернет. Летом 2004 года примерно каждый третий банк поддерживал Интернет-банкинг. В 2005, по данным опроса CNews Analytics, системы ДБО установили более половины всех российских банков. В этом году без подобных систем останутся лишь единицы.
Опрос компаний-поставщиков решений для интернет-банкинга, проведенный CNews Analytics, показал, что на сегодняшний день более половины всех российских банков имеют системы ДБО. Правда, это говорит скорее о потенциальной емкости рынка, поскольку многие банки, приобретя лицензии, реально так и не начали использовать системы в работе, либо пока обкатывают их на афилированных компаниях. Тем не менее, все опрошенные CNews Analytics компании отмечаются высокий спрос на решения этого класса. Некоторые из них ежемесячно запускают в промышленную эксплуатацию более 10 систем интернет-банкинга.
Оценка качества услуг интернет-банкинга в России была реализована CNews Analytics на основе как пользовательского подхода к исследованию функциональности систем, так и консультаций с банками и разработчиками решений. Для исследования были выбраны 50 крупнейших банков по активам физических и юридических лиц. Проведенная по каждой выборке оценка, помимо предусмотренных системой функциональных возможностей, включала, в числе прочих, такие параметры, как полнота описания системы на сайте банка и возможность ознакомления с демонстрационной версией .
Качество услуг Интернет-банкинга для физических лиц:
Место |
Активы физ. лиц |
Банк |
Система |
Оценка Cnews |
|
1 |
4 |
Альфа-банк |
БСС |
5 |
|
2 |
41 |
Гута-банк |
Степ Ап |
4,9 |
|
3 |
3 |
Банк Москвы |
Бифит |
4,8 |
|
4-5 |
11 |
Автобанк-Никойл |
Собственная разработка |
4,75 |
|
4-5 |
12 |
Импэксбанк |
Собственная разработка |
4,75 |
|
6 |
25 |
Северная казна |
Собственная разработка |
4,65 |
|
7 |
Росбанк (филиалы ОВК) |
Собственная разработка |
4,6 |
||
8-9 |
23 |
Промсвязьбанк |
Собственная разработка |
4,5 |
|
8-9 |
33 |
Омскпромстройбанк |
Собственная разработка |
4,5 |
|
10 |
40 |
Кредит Урал Банк |
Бифит |
4,3 |
|
11 |
17 |
АК Барс |
БСС |
4,1 |
|
12 |
37 |
Челиндбанк |
4 |
||
13 |
8 |
Уралсиб |
Асофт |
3,8 |
|
14-15 |
34 |
Югбанк |
Faktura. ru |
3,7 |
|
14-15 |
22 |
Сибакадембанк |
Faktura. ru |
3,7 |
|
16 |
39 |
Уралвнешторгбанк |
CSBI |
3,2 |
|
17 |
14 |
Международный московский банк |
БСС |
3 |
|
18 |
27 |
МДМ-Банк Санкт-Петербург |
2,75 |
||
19-20 |
31 |
Менатеп Санкт-Петербург |
БСС |
2,5 |
|
19-20 |
44 |
Номос банк |
БСС |
2,5 |
|
В составленном рейтинге все банки разбиты на группы. В пределах каждой группы объединены финансовые структуры, предоставляющие примерно одинаковый спектр услуг, а разделение внутри группы осуществлялось на основании косвенных факторов, возникающих в процессе ознакомления с системой и консультаций с операторами. Примером влияния таких факторов может служить Автобанк-Никойл, общение с которым возможно только через e-mail.
Стоит отметить, что банки первой группы предоставляют практически идентичные по функциональности сервисы, различие между которыми невозможно заметить непрофессиональным взглядом. Поэтому именно в этой группе дифференциация основана в первую очередь на качестве и доступности информации о системе на сайте соответствующего банка.