Сущность и причины возникновения инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
дать определение понятия инфляции и ее классификацию,
раскрыть содержание антиинфляционной политики, ее инструменты и цели
Выявить причины формирования инфляции в Беларуси,
изучить особенности реализации антиинфляционной политики, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.docx

— 96.61 Кб (Скачать)

     Наиболее  адекватная стратегия действий НБ:

     1. использование обменного курса  для борьбы с инфляцией исключительно  в пределах, не противоречащих  интересам внешней торговли. В  нашей стране необходимо отказаться  от чрезмерного использования  государственных заимствований  для покрытия бюджетного дефицита, что становится инфляционным  фактором, когда нет реальных  источников их погашения (лимит  государственного долга).

     2. формирование денежного предложения  в национальной валюте преимущественно  за счет покупки иностранной  валюты, т.е. обеспечение профицита платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций на чистой основе в размере не менее 4-5% ВВП.

     Также большую роль в антиинфляционной политике нашей страны играет расширение инвестиционного процесса в стране, включая рост вложений частного сектора, малых предприятий. Привлечение  же иностранного капитала в нашу страну остается проблемным, так как для  этого нет нормальных условий. [13, с.328]. Антиинфляционная политика Республики Беларусь должна включать также мероприятия по обеспечению полноценной значимости отечественной валюты.

     3. совершенствование системы рефинансирования коммерческих банков.

     Хозяйственная практика в переходных экономиках (к  которой и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты  и денежно-финансовой, и кредитной  сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры. [14, с.59]

     В настоящее время инфляционное таргетирование становится  преобладающим режимом  денежно-кредитной политики в мире, так как к переходу на него готовятся  многие страны. Например, об этом заявили  боле половины и 88 неиндустриальных стран [15, c.35]

     Основными характеристиками режима инфляционного  таргетирования считаются:

    • Четкая постановка цели по достижению заданного уровня инфляции в виде одного значения или диапазона, которая заявляется как важнейшая цель центрального банка;
    • Отсутствие доминирования фискальной политики;
    • Отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики;
    • Инструментальная независимость центрального банка;
    • Прозрачность деятельности и отчетность центрального банка перед обществом[ 16, c. 127]

     Необходимым исходным макроэкономическими условиями для инфляционного таргетирования, как правило, считаются достаточно длительный период относительно низкой инфляции и стабильного регулируемого валютного курса, а также низкая зависимость инфляции от изменений валютного курса[17, c. 74]

     Основной  инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции – манипулирование ставкой рефинансирования. Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег по сравнению с расходованием. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.[16, c. 127]

     16 марта ставка рефинансирования  в Беларуси повышена на полтора  процентного пункта, с 10,5% до 12%. Такое  решение принято Национальным  банком в целях адекватного реагирования на наблюдавшееся в начале текущего года повышение уровня инфляции[18]

     "Повышение  ставки рефинансирования на 1,5 процентного  пункта связано с необходимостью  безусловного выполнения ключевого  принципа процентной политики  Национального банка — поддержание  ставок денежного рынка на  положительном уровне в реальном  выражении для надежной защиты  рублевых вкладов населения в  банках от инфляции", — отмечает  Нацбанк.[18 ]

     В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий  для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь. Приоритетная цель денежно-кредитной политики –  обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности и курса по отношению  к иностранным валютам, как важного  фактора поддержания стабильного  роста экономики.

     Процентная  политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность вкладов  в национальной валюте и доступность  банковского кредита для нефинансового  сектора экономики.

       По мере замедления инфляционных  процессов и сохранения устойчивой  ситуации а валютном рынке  продолжится снижение процентных  ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования может составить 8-10% годовых.

     В соответствии с  важнейшими параметрами  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего  продукта (далее – ВВП) составит 109-110%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108-109,5%,инвестиций в основной капитал- 116-117%. Рост индекса  потребительских цен составит 107,5-108,5%.[9] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и  каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось  и много общего.

     В результате выполнения курсовой работы можно сделать следующие выводы:

     1. Инфляция представляет собой  многофакторное явление, которое  проявляется в росте общего  уровня цен и в обесценении  денежных знаков по отношению  к реальным активам. Не всякое  изменение цен на отдельные  товары обязательно является  инфляцией. Оно может быть вызвано  улучшением качества продуктов,  условий внешней торговли, другими  факторами. В противоположность  инфляции под дефляцией понимается  общее падение цен и издержек. Замедление роста цен называется  дезинфляцией.

     2.Рост  спроса в экономике обычно  приводит к повышению цен, зарплаты, занятости, реального объема производства. Этот процесс может выглядеть  как инфляция издержек, даже если  в действительности рост издержек  вызван сильным давлением спроса. На практике оба вида инфляции  протекают одновременно и взаимодействуют  между собой. 

     3.Последствия  инфляции многообразны, противоречивы  и заключаются в перераспределении  национального дохода; уменьшению  политической стабильности общества; снижению конкурентоспособности  национальных товаров; снижению  реальной стоимости сбережений  и т.д. 

     4.Антиинфляционные  меры в сфере экономики происходят  на фоне существования значительных  отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную  возможность нарушения сбалансированности  денежного обращения, тогда наряду  с другими инфляционными мероприятиями  следует проводить структурную  перестройку производства в соответствии  с потребностями общественного  хозяйства. 

     6. Поскольку инфляционные процессы  в современных макроэкономических  системах, как правило, имеют много  причин, для их преодоления нужно  действовать в разных направлениях, но должен быть примат монетарной  политики. Перечислим ряд мер,  которые необходимо принимать  в первую очередь: 

     —дедолларизация экономики;

     —обеспечение  роста товарного покрытия денежной единицы;

     —укрепление курса национальной валюты относительно паритета покупательной способности;

     —проведение взвешенной структурной политики государством.

     7. Наиболее эффективной мерой по борьбе с инфляцией считается инфляционное таргетирование, которое можно охарактеризовать как режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве промежуточного целевого ориентира. Однако для его проведения необходимо наличие ряда факторов, одним из которых является независимость Национального банка. Таким образом, возможный переход к прямому инфляционному таргетированию в республике требует дальнейшего совершенствования и упорядочения существующего законодательства.

     8. Инфляция представляет собой комплексную проблему, и чисто монетарными методами преодолеть ее невозможно. Для ее решения необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.

     Следует подчеркнуть, что в сложившейся  ситуации правительство нашей страны должно поставить проведение антиинфляционной политики на первое место. Любая попытка  в нынешних белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку  инфляции. Запланированные параметры  по курсу должны быть выполнены.

     Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что не стоит  пренебрегать достижениями современной  западной экономической науки, также  нет смысла искать в ней готовые  рецепты для решения наших  проблем, так как не существует неких  универсальных рецептов для борьбы с инфляцией. Каждая экономика представляет собой в той или иной степени  специфическую систему, и для  обоснования антиинфляционной политики необходим соответствующий анализ ее конкретных экономических особенностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зеленкевич М.Л.   Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43
  2. Гайгер Л.   Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.
  3. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550с.
  4. Клецкий, К.О. Методология и практика инфляционного таргетирования / К.О. Клецкий // Веснiк БДЭУ. – 2010.-  №1.- С.95-101.
  5. Грузицкий Ю.Л. История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.
  6. Официальная статистика Республики Беларусь в цифрах 1995-2010гг. / [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/prices.php. - Дата доступа: 25.03.2011.
  7. [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.naviny.by/rubrics/finance/2011/01/11/ic_news_114_359085. - Дата доступа: 25.03.2011.
  8. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-феврале 2011 года. / [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа:  http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2011_2/10.pdf.  - Дата доступа: 24.03.2011.
  9. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год: Указ Президента Республики Беларусь, 19.11.2010г.,№597

 

  1. Тарасов В.И.   Деньги, кредит, банки: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / - Мн.: Мисанта, 2003. - 511 с.
  2. Вечерко Г., Каштанова Е. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский банковский бюллетень. 2007. №14
  3. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480с.
  4. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2007. – 320с.
  5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь (от 16 июля 2008 г. № 412-З)
  6. Мойсейчик, Г.Н. Инфляционное таргетирование и возможности его применения в Беларуси / Г.Н. Мойсейчик // Банковский вестник. – 2007 – №2. – С. 33-37.
  7. Лузгин, Н.В.  Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в РБ / Н.В. Лузгин, Н.В. Годес // Белорусский экономический журнал. – 2010. - №3. – С. 121-132.
  8. Бобрович, В.В. Выбор режима денежно-кредитной политики в современных условиях РБ // Веснiк БДЭУ. – 2009. - №2. –С. 72-78.
  9. [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.naviny.by/rubrics/finance/2011/03/16/ic_news_114_363287. - Дата доступа: 24.03.2011.
  10. Ковалев, М.  Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - №10.-С.8-15.

Информация о работе Сущность и причины возникновения инфляции