Сущность и причины возникновения инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытаться проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь. Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
дать определение понятия инфляции и ее классификацию,
раскрыть содержание антиинфляционной политики, ее инструменты и цели
Выявить причины формирования инфляции в Беларуси,
изучить особенности реализации антиинфляционной политики, а также меры принимаемые правительством Республики Беларусь для снижения инфляции.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ДКБ.docx

— 96.61 Кб (Скачать)

Таблица 1 - Индексы цен по отдельным секторам экономики, %

показатель год  
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индекс  потребительских цен  
207,5
146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1 113,3 110,1 109,9
Индекс  цен производителей промышленной продукции  
268,0
139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8 116,4 111,1 119,3
 
Индекс  цен производителей 
на реализованную сельскохозяйственную продукцию
 
210
150 120 124 122 111 109 132 121,8 100,6 128,5
 
Индекс  тарифов на грузовые перевозки
 
420,0
145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8 130,9 18,2 130,0

Примечание  – Источник: [6]

     Индекс  потребительских цен на товары и  услуги в декабре 2010 года по сравнению  с декабрем 2009 года составил в Беларуси 109,9%. Индекс цен производителей промышленной продукции в декабре 2010 года к  ноябрю 2010 года составил 101,1%, в том числе на инвестиционные товары — 101%, промежуточные товары — 101,2%, потребительские товары — 101%.

       Индекс потребительских цен в феврале 2011 года составил 102,7%. Это главным образом связано с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги вследствие увеличения цены покупки природного газа, импортируемого из Российской Федерации, и воздействием увеличения мировых цен на энергоносители и продукты питания. [7]

         Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2011 г. по сравнению с декабрем 2010 г. составил 104,2%, в среднемесячном исчислении за период с начала года – 102,1% при

прогнозе  на 2011 год – 100,6-100,7%. Рост цен на продовольственные  товары дал 1,1% прироста сводного индекса  потребительских цен, на непродовольственные  товары – 0,1%, на платные услуги – 1,5%. Индекс потребительских цен в феврале 2011 г. по сравнению с январем 2011 г. в Российской Федерации составил 100,8%, с декабрем 2010 г. – 103,2%, в Украине – соответственно 100,9% и 101,9%, в Казахстане – 101,5% и 103,2%.[8]

     Более наглядно динамику индекса цен можно  наблюдать на рисунке 1.

       

Рисунок 1 - Изменение потребительских  цен и цен производителей промышленной продукции (в % к декабрю 2008 г.)

     Примечание  – Источник: [8]

На 2010 год  показатель инфляции был запланирован в пределах 8-10%. В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7,5-8,5%. Это предусмотрено  Основными направлениями денежно-кредитной  политики Беларуси на 2011 год.[9] 
 
 
 

     3. Основные направления антиинфляционного регулирования в РБ

     Основными методами стабилизации денежного обращения  являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

     Антиинфляционная  стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса.[10, c.103]

     Антиинфляционная  тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.).

     Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор  денежно-кредитных, бюджетных, налоговых  мероприятий, политику доходов и  программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним  из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке.[10, c. 104]

     Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

     •     оздоровление экономики (устранение структурных  перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

     •     наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в  частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

     •     нормализацию торговли, так как самовольное  накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

     •     активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных  товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

     •          конверсию военного производства;

     •     развитие рынка услуг, поскольку  одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно.[10, c. 105-106]

     Если  говорить об экономике нашей страны, то следует принять во внимание следующее:

     1. Предприятия республики (по крайней  мере, их значительная доля) функционируют  в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика — всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

     2. Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим), не имеет принципиального значения.

     Важнейшими  задачами отраслевых министерств, других республиканских и местных органов  государственного управления, предприятий  должны стать постоянная работа по конкретным направлениям усиления экономии и рационального использования  материальных ресурсов, ужесточение  норм расхода сырья, материалов. Для  этого следует создать дополнительные механизмы экономического стимулирования организаций к снижению издержек производства и на этой основе повысить эффективность их деятельности, прежде всего конкурентоспособность продукции.

     Следует подчеркнуть, что, прежде всего, необходимо принять меры по стабилизации цен  и курса. Основными направлениями  реализации антиинфляционной политики являются меры по ограничению монетарных факторов инфляции, меры по ограничению  издержек и меры по структурному регулированию  рынков товаров и услуг.

       Управляемости инфляцией в определенной  степени способствовали принимаемые  государством меры, направленные, с  одной стороны, на замедление  роста цен, с другой - на ликвидацию  ценовых диспропорций в отдельных  отраслях экономики, в первую  очередь в агропромышленном и  топливно-энергетическом комплексах, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

     Таким образом, в настоящее время природа  инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей  части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора  и целей по росту заработной платы. Иными словами, сформированы достаточные  предпосылки для того, чтобы экономика  вышла из фазы бюджетно-монетарной инфляции и вошла в фазу функционирования в инфляции издержек. При этом важным изменением является переход в формировании денежного предложения в национальной валюте от канала кредитной эмиссии  к каналу покупки иностранной  валюты, который является менее ннфлятогенным.[11, c. 8]

     В современных условиях основной целью  Национального банка Республики Беларусь является поддержание устойчивости национальной денежной единицы и  ограничение инфляции до приемлемого  уровня: 3-5% в год. Такие цели являются общепризнанными в мировой практике.

       Сложность реализации основной цели НБ обычно состоит в том, что достижение положительных результатов по одним показателям вызывает, как правило, ухудшение других. Так, рост денежной активности за счет увеличения доходов обычно сопровождается ростом цен. В тоже время меры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшения платежного баланса, ослабляют экономический рост, ухудшают показатель занятости населения.[12, c.22]

Информация о работе Сущность и причины возникновения инфляции