Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:26, лекция

Краткое описание

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона. В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Данный закон устанавливает основы функционирования Центрального Банка России.

Файлы: 1 файл

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Современное правовое регулирование  банковской деятельности Российской Федерации  строится на множестве разноуровневых актов. Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов  о банковской деятельности имеют  следующие два закона.

В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Данный закон устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Подчеркнем, что 10 июля 2002 года был изложен в новой редакции. Заметим, что последние 10-30 лет законодательство о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.

Второй  по значению – Федеральный закон  №395-1 от 02 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности». Закон «О банках и банковской деятельности» – специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

Помимо  названных законодательных актов  правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве  иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Закон РФ от 9 октября 1992 г. №3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» и другие.

Наряду  с законодательными актами, правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных  актах. В частности можно выделить:

- Указ  Президента РФ от 10 июня 1994 г. №1184 «О совершенствовании работы  банковской системы Российской  Федерации»;

- Постановление  Правительства РФ от 7 марта 2000 г. №194 «Об условиях антимонопольного  контроля на рынке финансовых  услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций»;

- Распоряжение  Правительства РФ от 2 апреля 2002 г.  №454-р «О прекращении участия  федеральных государственных унитарных  предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций».

Огромную  роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные  акты ЦБР. В этой связи, одним из элементов  особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Согласно  Положению ЦБР от 18 июля 2000 г. №115-П ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

Осуществление нормотворческой функции  регламентировано Банком России в Положении  о порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденном 15 сентября 1997 г.

Официальные разъяснения Банка  России по вопросам применения федеральных  законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов  Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних. Например, Официальное разъяснение Банка России от 26 июля 2000 г. об отдельных вопросах, связанных с применением Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций», издано в связи с запросом Арбитражного суда г. Москвы.

Официальные разъяснения Банка  России по вопросам применения его собственных нормативных актов являются актами их толкования и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Важно подчеркнуть, что нормативные  акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации  нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Также не подлежат государственной  регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

В качестве примера действующих  актов ЦБ России можно выделить:

- Указание оперативного характера  ЦБР от 22 января 2002 г. №7-Т «О  некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

- Указание ЦБР от 31 марта 2000 г.  №766-У «О критериях определения  финансового состояния кредитных  организаций»;

- Инструкция ЦБР от 24 августа  1998 г. №76-И «Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства»;

- Письмо ЦБР от 11 сентября 1998 г.  №218-Т «О порядке осуществления  банковских операций кредитными  организациями вне места своего  нахождения».

В отечественной нормотворческой  практике нередки случаи принятия «совместных» подзаконных актов, авторами которых  выступают несколько органов  федеральной исполнительной власти. В таком «коллективном правотворчестве» участвует и Центральный банк.

Еще раз подчеркнем, что при применении на практике норм изложенных в ведомственных актах ЦБР и совместных актах, необходимо учитывать, что данные акты не должны противоречить действующему законодательству РФ.


Информация о работе Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации