Соотношение денежно – кредитной политики и денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Денежно –кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий , предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитной – денежной политики. Тем самым, он стремиться обеспечить благоприятные условия для экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляций, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКП оригинал.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что при сравнительно небольших  масштабах операции на открытом рынке оказывают в основном качественное, а не количественное воздействие на ликвидность банковской системы и состояние денежного обращения. По мере расширения объема операций на открытом рынке появляется возможность эффективно воздействовать и на количественные параметры денежного рынка. В результате операции на открытом рынке превращаются в действенное средство регулирования состояния денежного обращения и экономики в целом. [7] 

2.4 Ограничение кредитования 

     Этот  метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

     Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

     Также Центральный Банк может устанавливать  различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны  поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

     При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

     Очевидно, что использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

     Кроме четырех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний .

     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными либо, ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

     Если  государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

     Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие. [3]

     Таким образом, к инструментам денежно-кредитной  политики относятся, в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Состояние  денежно-кредитной  политики в 2006 году    

 За 2006 г. рублевая денежная масса возросла на 48,8%, что на 10,2 процентного пункта больше, чем за 2005 год. Внутригодовая динамика денежного агрегата М2 в целом сохраняла сезонные колебания, сформировавшиеся в последние годы.

   

 Сложившееся  соотношение темпов роста потребительских  цен и денежного агрегата М2  обусловило увеличение рублевой  денежной массы в реальном  выражении за рассматриваемый  период на 36,5% (в 2005 г. аналогичный показатель составил 24,9%).   

 Денежный  агрегат М0 возрос за 2006 г. на 38,6% (за 2005 г. — на 30,9%). По-прежнему наиболее существенным (на 16,0%) было увеличение наличных денег в IV квартале (в последнем квартале 2005 г. — на 15,4%). Динамика наличных денег в обращении в 2006 г. в целом отражала увеличение размера номинальной заработной платы и пенсий. Важным фактором, повлиявшим на динамику денежного агрегата М0, были операции по покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты. Нетто-продажи наличной иностранной валюты уполномоченными банками физическим лицам составили за 2006 г. примерно 7 млрд. долл. США (в том числе в IV квартале — 2,4 млрд. долл. США), в то время как за 2005 г. — 19,9 млрд. долл. США.   

 Безналичная  составляющая денежного агрегата М2 увеличилась за 2006 г. на 53,9% (в IV квартале — на 15,9%), в то время как в 2005 г. рост составил 42,7%. При этом темпы прироста депозитов населения за год составили 51,6% (в октябре—декабре 2006 г. — 16,1%) против 42,1% за 2005 год. Рост депозитов физических лиц в рассматриваемый период происходил в условиях сохранения высоких темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (110,2% за год). В структуре использования денежных доходов населения в 2006 г. отмечалось повышение удельного веса средств во вкладах и ценных бумагах (на 2 процентных пункта по сравнению с 2005 г.).   

 В результате  увеличения объемов банковского  кредитования и повышения доходов  нефинансовых организаций их  средства на счетах в кредитных  организациях возросли за 2006 г. на 56,4%, в том числе в IV квартале — на 15,8% (за 2005 г. — на 43,4%). В составе депозитов организаций при росте депозитов "до востребования" на 48,8% увеличение срочных депозитов составило за рассматриваемый период 82,1% (в IV квартале — 11,8 и 28,2% соответственно). Темпы роста депозитов нефинансовых организаций были выше темпов роста депозитов населения на 4,8 процентного пункта (в 2005 г. — на 1,3 процентного пункта).    

 Структура  рублевой денежной массы изменилась  следующим образом: доля наличных денег в обращении на 1.01.2007 сократилась относительно 01.01.2006 на 2,2 процентного пункта (до 31,0%), удельный вес депозитов "до востребования" повысился до 31,3%, а срочных депозитов — увеличился на 1,6 процентного пункта (до 37,7%).

   

 Темпы прироста  депозитов в иностранной валюте (в долларовом выражении) составили за 2006 г. 7,2% (в 2005 г. — 21,5%) и были существенно ниже темпов прироста депозитов в национальной валюте (53,9%). Удельный вес депозитов в иностранной валюте в структуре денежной массы по методологии денежного обзора снизился с 16,3% на 1.01.2006 до 11,4% на 1.01.2007.

   

 Темпы прироста  денежной массы по методологии  денежного обзора в 2006 г. составили 40,5% (в 2005 г. — 36,3%). Прирост чистых иностранных активов банковской системы являлся важным источником увеличения денежной массы по методологии денежного обзора. При росте общего объема этого денежного агрегата на 2,9 трлн. руб. чистые иностранные активы увеличились на 2,0 трлн. руб., а внутренний кредит экономике — на 1,3 трлн. руб. (в 2005 г. аналогичные показатели составили 1,9; 1,7 и 0,1 трлн. руб. соответственно). При этом в 2006 г. повысилось значение банковских кредитов нефинансовым организациям и населению как источника роста денежного предложения. Требования к этой группе заемщиков в целом за 2006 г. возросли на 2,7 трлн. руб. (за 2005 г. — на 1,5 трлн. руб.), что превышает увеличение чистых иностранных активов. Сдерживанию роста денежной массы, так же как и в 2005 г., способствовало накопление средств на счетах органов государственного управления в Банке России, в том числе на счетах Стабилизационного фонда Российской Федерации.

   

 Скорость  обращения денег, рассчитанная  по денежному агрегату М2 в  среднегодовом выражении, снизилась  за 2006 г. на 14,0% (в 2005 г. — на 6,5%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за истекший год увеличился с 22,7 до 26,4%.

   

 Соотношение  темпов роста денежной массы М2 и денежной базы в широком определении обусловило увеличение денежного мультипликатора с 2,075 на 1.01.2006 до 2,183 на 1.01.2007, или на 5,2% (за 2005 г. — на 13,2%).   

 За 2006 г. денежная база в широком определении увеличилась на 41,4% (в 2005 г. — на 22,4%). В истекшем году, как и в 2005 г., рост резервов коммерческих банков в результате покупок Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке (чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования выросли на 2,8 трлн. руб. против 1,9 трлн. руб. в 2005 г.) сопровождался накоплением средств органов государственного управления на счетах в Банке России, что сдерживало увеличение денежного предложения. Прирост депозитов органов государственного управления в Банке России составил за 2006 г. 1,5 трлн. руб. против 1,1 трлн. руб. за 2005 год.   

 Структура  денежной базы в широком определении  в 2006 г. изменилась следующим образом. Доля наличных денег сократилась с 75,3 на 1.01.2006 до 74,3% на 1.01.2007. Удельный вес средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России снизился с 17,5 до 15,5%, доля средств на счетах обязательных резервов практически не изменилась и на 1.01.2007 составила 5,4%. Удельный вес облигаций Банка России у кредитных организаций вырос с 1,1 до 2,5%, а доля депозитов кредитных организаций в Банке России — с 0,2 до 2,4% на соответствующие даты.

Рисунок 7. Обязательства  Банка России по обратному выкупу ценных бумаг и облигации Банка России у кредитных организаций, средства на корреспондентских счетах и депозитах кредитных организиций в Банке России (млрд. руб.)*

   

 Средний дневной  объем совокупных банковских  резервов1 в IV квартале истекшего года составлял примерно 870 млрд. руб., что на 9,2% меньше, чем в III квартале, и на 35,4% больше, чем в IV квартале 2005 года.   

 Сокращение  совокупных банковских резервов  в IV квартале 2006 г. по сравнению с III кварталом обусловило повышение ставок на рынке МБК. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным рублевым МБК в IV квартале составила 5,1% годовых против 2,6% годовых в III квартале 2006 г. и 4,6% годовых в IV квартале 2005 года.   

 На московском  межбанковском кредитном рынке  динамика среднемесячных ставок (MIACR) в IV квартале 2006 г. была такой же, как в целом по России.   

 Повышение  ставок MIACR по однодневным рублевым  МБК сопровождалось ростом их  волатильности. Диапазон колебаний дневных ставок MIACR в IV квартале расширился до 7,7 процентного пункта против 5,4 процентного пункта в предшествующем квартале, но был более узким, чем в октябре—декабре 2005 г. (11,7 процентного пункта).   

 В IV квартале внутримесячная динамика ставок MIACR сохраняла традиционный циклический характер. При этом пиковые значения ставок в конце каждого месяца квартала существенно превышали аналогичные показатели предшествующего квартала, но были сопоставимы с аналогичными показателями 2005 года.

   

 Среднедневные  остатки средств на корреспондентских  счетах в Банке России в  октябре—декабре 2006 г. составили 396,9 млрд. руб. по сравнению с 369,9 млрд. руб. в июле—сентябре (в IV квартале 2005 г. они были равны 323,0 млрд. руб.).    
 

Информация о работе Соотношение денежно – кредитной политики и денежно-кредитного регулирования