Соотношение денежно – кредитной политики и денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 11:59, курсовая работа

Краткое описание

Денежно –кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий , предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитной – денежной политики. Тем самым, он стремиться обеспечить благоприятные условия для экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляций, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Одним из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКП оригинал.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

     Если ФРС уменьшает учетную ставку, то это поощряет банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ФРС. В этом случае можно ожидать увеличения денежной массы. Напротив, повышение учетной ставки соответствует стремлению руководящих кредитно-денежных учреждений ограничить предложение денег.[4]

     Изменив учетную ставку, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству. В своей дисконтной политике центральный банк может играть лишь пассивную роль. Только в операциях на открытом рынке центральный банк может играть активную роль. Но никогда не стоит недооценивать роль учетной ставки: изменяя ее, центральный банк имеет большую силу для того, чтобы оказать ограничивающее влияние на банки.  
 
 

2.2 Политика обязательных резервов. 

      В развитых странах, кроме Великобритании, Канады и Люксембурга, к коммерческим банкам предъявляется требование размещения ими в центральном банке минимальных резервов.

      Требования  минимальных резервов появились  как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». В настоящее время минимальные резервы -  это  наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в  центральном банке или в  иных высоколиквидных  формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

      Однако  в применении  конкретных  форм  данного  инструмента  в  разных странах наблюдаются существенные различия  в  зависимости  от  национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными  банками используются различные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний  их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

      Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат  текущему  регулированию  ликвидности  на  денежном  рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут  свои  резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

      Уменьшение  резервной нормы действует на денежное предложение  обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в  избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

      В механизме расчета ставок,  а  также  в  критериях,  по  которым  они дифференцируются,  в  разных  странах  наблюдаются  существенные   различия.

      Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию  или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при  соблюдении  коэффициента ликвидности),  составляют   исключение.   Основной   статьей при расчете минимальных резервов служит  величина  вкладов  небанковских  учреждений  по пассивной  стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.[6]

      Эффективность инструмента  обязательных  резервов  зависит  от  широты охвата  ими  различных  категорий  обязательств.  Увеличивая спектр   таких обязательств,  центральный   банк   уменьшает   возможность обхода своих требований со  стороны  кредитных  институтов.  Например,  в  обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады  сроком до четырех лет, а также привлеченные средства  на  межбанковском  денежном  рынке  и  долговые обязательства – именные и на предъявителя – сроком до двух лет.

      Размеры ставок  по минимальным резервам существенно колеблются  по странам. Наивысшие  ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии,  который практически не  использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от  кредитных институтов  лишь  0,45%  обязательств,  подлежащих   учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным  резервам можно объяснить тем,  что  в  странах,  где  установлена  высокая  резервная ставка, обязательства по  минимальным   резервам обычно не являются беспроцентными.

      Во  многих странах минимальные резервы  практически уже не используются как инструмент «жесткого» регулирования, так как центральные банки  предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве развитых  стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций  снизилась. В США ФРС уже давно отказалась от механизма  изменения  ставок  минимальных резервов. [8] 

2.3. Операции на открытом рынке

    На  протяжении всего периода после  второй мировой войны отмечается все более интенсивное использование  операций на открытом рынке, что соответствует  общей тенденции перехода от прямых к рыночным (косвенным) инструментам регулирования денежно-кредитной сферы.

    Операции  на открытом рынке представляют собой  операции центрального банка по купле-продаже  ценных бумаг. Объект этих операций - так  называемые рыночные ценные бумаги, преимущественно обязательства казначейства и государственных корпораций, промышленных компаний и банков, а также векселя, учитываемые центральным банком.

    Операции  на открытом рынке - наиболее действенный  и гибкий рыночный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка, обеспечивающий эффективное воздействие на денежный рынок и банковский кредит, а следовательно, и на экономику. Время их проведения и их объем вызывают заданную реакцию рынка. В связи с этим они предсказуемы и краткосрочны.

    Механизм  операций на открытом рынке несложен, что делает его привлекательным  для использования. Так, в случае покупки центральным банком ценных бумаг на открытом рынке объем  собственных резервов банков и банковской системы в целом увеличивается, а в случае продажи, наоборот, уменьшается, что отражается на стоимости кредита и, следовательно, на объеме денежной массы.

    Операции  центрального банка на открытом рынке  предполагают использование различных  технических процедур. Они различаются  в зависимости: от условий сделок (прямая купля-продажа или купля-продажа на срок с обязательством обратного выкупа по заранее установленному курсу); объектов сделок (операции с государственными или частными ценными бумагами); срочности сделок (краткосрочные - до 3 месяцев - и долгосрочные - от 1 года и более - операции с ценными бумагами); сферы проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг); способа установления процентных ставок (центральным банком или рынком); источника инициативы в проведении операции (центральный банк или участники денежного рынка).

    Различия  в технических процедурах проведения операций на открытом рынке обусловлены  рядом факторов. Важнейшими из них  являются специфика кредитно-банковской системы, предполагающая различный состав участников рынка, и особенности национального законодательства. Наибольшее распространение операции на открытом рынке получили в странах с максимально развитыми сегментами денежного рынка - США, Канада, Великобритания, Германия Япония, Франция и Италия. В развивающихся государствах, в которых отсутствует достаточно широкий рынок высококачественных ценных бумаг, операции центрального банка с ценными бумагами не могут влиять на денежную базу и величину резервов коммерческих банков, не дезорганизую в то же время сам рынок. [7]

    В зависимости от условий сделок с  ценными бумагами на открытом рынке, как отмечалось, различаются прямые и обратные операции. Исторически  первой формой операций на открытом рынке  явились прямые операции, то есть операции центрального банка по покупке или  продаже государственных облигаций и других обязательств, казначейских векселей, а в отдельных странах - частных векселей и векселей центрального банка. Прямые операции проводятся на налично-денежной «кассовой» основе, предполагающей полный расчет в течение дня завершения сделки. Операции на базе так называемой регулярной доставки предусматривают проведение полного расчета и доставки ценных бумаг их покупателю на следующий рабочий день. В наиболее значимых масштабах прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС. При покупке ценных бумаг на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в виде чека, выписанного на резервные банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг могут являться банки (входящие или не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк - член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном резервном банке, увеличивая свои резервы на сумму проведенной операции. Покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке обусловливает увеличение резервов банков — членов этой системы, что дает им возможность расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий в разных отраслях экономики. Таким образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг являются коммерческие банки, то они уменьшают свои депозиты в федеральных банках на соответствующую сумму. В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или нефинансовыми компаниями наблюдается сокращение депозитов соответствующего банка - члена ФРС в резервном банке данного округа, поскольку чеки при операциях на открытом рынке выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих их банках - членах ФРС.

    Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

    Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно  с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими  векселями.

    Прямые  операции с краткосрочными ценными  бумагами активно применяются как инструмент регулирования денежного обращения и в других промышленно развитых странах. Так, в Японии и Великобритании весьма популярны прямые форвардные операции с краткосрочными ценными бумагами, в Германии объектом операций на открытом рынке являются разновидности обязательств казначейства, именуемые «мобилизационными свидетельствами». [5]

    Прямые  операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента  косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги.

    Обратные  операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже  центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делаетих еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней.

    В традиционном, классическом понимании  операции на открытом рынке осуществляются на вторичном рынке ценных бумаг. Однако в странах, где вторичный  рынок не получил достаточного развития, к операциям на открытом рынке приравниваются и операции на первичном рынке, хотя в этом случае желаемый результат достигается не прямо, а опосредованно. Например, в Италии при проведении операций центрального банка по купле-продаже ценных бумаг как на первичном, так и на вторичном рынке преследуются цели регулирования объема денежной массы. Основным инструментом, применяемым Банком Италии при управлении ликвидными средствами коммерческих банков, являются операции типа «спот» и «форвард», которые осуществляются на аукционах с участием или без участия брокеров, представляющих интересы банковских и нефинансовых компаний. В последнем случае Банк Италии напрямую покупает и продает ценные бумаги. Прямые операции Банк Италии осуществляет с государственными ценными бумагами со сроком погашения менее 1 года. На вторичном рынке он проводит операции со средне- и долгосрочными ценными бумагами, подпадающими под категорию основных ценных бумаг, то есть пользующихся наибольшим спросом.

Информация о работе Соотношение денежно – кредитной политики и денежно-кредитного регулирования