Система безналичных расчетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
–изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
–ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
–ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
–провести анализ безналичных расчетов;
–выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов……………………………..5
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ……………………...5
1.2 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ…………...10
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………….19
Глава 2. Анализ форм безналичных расчетов в РФ……………………………..20
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………………...20
2.2 Расчеты по аккредитиву……………………………………………………..…24
2.3 Расчеты чеками………………...……………………………………………….28
2.4 Расчеты по инкассо…………………………………………………………….30
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в РФ……………………..33
3.1 Проблема организации и развития безналичного расчета ………………….33
3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов……….37
3.3 Создание эффективной электронной платежной системы…………………..43
3.4 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов……..54
Заключение………………………………………………………………………...61
Список литературы и другие источники информации………………………64

Файлы: 1 файл

Система безналичных расчетов в РФ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

      За  последние годы, однако, темпы роста  неплатежей снизились. Если в 1997 г. суммарная просроченная задолженность росла достаточно высокими темпами (6,6% в месяц при среднемесячном темпе инфляции 1,65%), то в 1999г. темп прироста составил 3,1% (что меньше среднемесячного темпа инфляции). Стабилизация темпов роста неплатежей обусловлена, прежде всего, резко увеличившейся долей бартерных операций. В январе-феврале 2000 г. произошло дальнейшее снижение темпов роста неплатежей (до 1% в среднем за месяц), прежде всего под воздействием частичного восстановления платежно-расчетной системы и относительно меньшего «денежного голода». Экономика вошла в «равновесный», но нездоровый режим функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов, разработка их норм и способов - одна из главных задач российской экономики.

      Остановимся подробнее на следующих проблемах: задержки расчетов банками, предприятиями, РКЦ; скорость совершения платежей; очередность  платежей; проблемы вексельного обращения.

      Задержки  расчетов банками и РКЦ. С введением  расчетов банков через корсчета появляется много проблем: сбои и задержки расчетов в РКЦ, связанные в основном с большим потоком бумажных носителей с финансово-денежной информацией; нарушения в расчетах по вине самих коммерческих банков.

      Представив  в банк платежное поручение о  перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки - лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

      Проблема  скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена  его срочностью. Предположим, что  при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств  на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в расчетах, то есть были изъяты из полезного хозяйственного оборота.

      Современная электронная техника и особенно автоматизированные каналы связи придают  новое качество понятию срочности платежа: создается возможность соединить сроки отдельных стадий платежа воедино. Например, при расчетах за товар скорость платежа определяется взаимозависимыми показателями времени получения товара покупателем, срока его оплаты и времени зачисления средств на счет поставщика. Оптимальная скорость безналичных расчетов достигается совпадением трех перечисленных показателей. Сокращение времени прохождения платежей достигается рядом коммерческих банков путем внедрения технологий, новых платежных инструментов, активизации внедрения электронного документооборота.

      Очередность платежей. Регулирование очередности  платежей – один из острых вопросов денежно-кредитной политики. Существуют различные мнения по проблеме очередности  платежей. Внешне создается впечатление, что очередность платежей по усмотрению плательщиков, укрепляя их самостоятельность, в наибольшей мере соответствует условиям рынка. Однако такая очередность может наносить ущерб ряду кредиторов, требования которых, несмотря на их длительность, откладываются плательщиком. Некоторые авторы, например, А.М. Косой, предлагают периодическую очередность. Платежи подразделяются на три вида: периодические платежи в доходы бюджета, по зарплате, электроэнергию и другие платежи по наращенной кредиторской задолженности; текущие платежи в погашение кредиторской задолженности; авансовые платежи. В каждой из трех групп расчетные документы располагаются в календарной последовательности, так как каждая группа представлена в основном однотипными платежами.

      Аккредитивы. В период кризиса очень важны надежность и быстрота проведения платежей. Однако не каждый российский банк в состоянии следовать этим принципам. В условиях кризиса система расчетов здорово буксует из-за недоверия банков друг к другу. Это отражается на всех видах безналичных расчетов. В сегодняшних условиях, когда участники сделок не доверяют друг другу, расчеты с помощью аккредитива являются выходом из тупика. С одной стороны, аккредитив контролирует выполнение договора поставки товаров, а с другой - гарантирует платежи при выполнении всех условий поставки.

      Однако  для масштабного внедрения аккредитива  необходима система кредитных линий  между банками. Чтобы аккредитивные  операции получили распространение  в России, необходимо создание соответствующей инфраструктуры. Ее способны создать наиболее мощные банковские расчетные центры (МРЦ), обладающие современными электронными технологиями обработки финансовых документов и разветвленной системой корсчетов.

      Расчеты с помощью аккредитива позволяют  предприятиям увеличивать скорость платежей, так как в работу включается сеть банков-корреспондентов, работающих в системе банка-эмитента и обслуживающих выставленные аккредитивы. При наличии высокой степени защиты электронного формата документов проведение расчетных операций подобного типа сможет хотя бы частично решить проблему платежей между предприятиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов в современных условиях 

      В экономике роль безналичных расчетов для организации состоит в том, что они выступают условием завершения сделок или выполнения принятых ранее обязательств, способствуют обеспечению кругооборота товара (услуг) и денег, объединяющего всю экономику.

      Для коммерческих банков расчеты – один из главных участков деятельности, во многом обслуживающий их процветание. По данным банков, наибольший удельный вес в общей сумме доходов составляют доходы от оказания услуг по переводу денежных средств. От качества расчетно-кассового обслуживания зависят устойчивость и приток клиентуры и мобилизация крупных и нередко бесплатных ресурсов для проведения активных операций. Расчетные операции занимают около две трети всего операционного времени работы банков.

      Объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика.

Особое  место в совершенствовании безналичных  расчетов занимает повсеместное внедрение  новаций в проведение безналичных расчетов.

      Суть  инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему:

  • «многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов;
  • самообслуживание;
  • дистанционное обслуживание;
  • использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом);
  • создание телефонных центров;
  • предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий.

      Во  многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции, например, прямую связь с банком имеют около 300 тыс. клиентов. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому.

      Современные тенденции развития безналичных  расчетов обусловлены интенсивным  развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструкций, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного обращения на основе использования так называемой безбумажной технологии.

Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты.

      Во  многих странах сегодня повсеместно  применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют  клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. Вряд ли ее обороты можно назвать очень большими, однако данная услуга успешно развивается и доказала свою перспективность в Беларуси. Несмотря на недоверие большинства населения к Интернет-технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами.

      Интернет-банкинг  является наиболее совершенным и  перспективным воплощением технологии домашний интернет. В отличии от системы «Клиент-банк», Интернет-банкинг  не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным  обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Таким образом он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В нашей стране подобные услуги оказываются банками только корпоративным клиентам - юридическим лицам. Банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета за связь.

      Модернизация  телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации  банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно– и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.

      Создание  зон самообслуживания позволяет  резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.

      Развитие  системы безналичных расчетов в  РФ находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке.

Поэтому органы власти заинтересованы в развитии платежной системы нашей страны. Действующая в республике платежная система нуждается в некоторых усовершенствованиях в плане повышения эффективности управления платежными потоками со стороны банков и создания оператором системы – Национальным банком – условий, способствующих снижению объемов денежных средств (или ликвидности), которые необходимы банкам для безостановочного прохождения платежей.

      Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации уделяет особое значение развитию платежной системы и  в заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» были озвучены основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной платежной системы. Рассмотрим эти задачи.

      Задача  первая. Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение  современных технологий и методов  передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение  эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.

Информация о работе Система безналичных расчетов в РФ