Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
–изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
–ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
–ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
–провести анализ безналичных расчетов;
–выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов……………………………..5
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ……………………...5
1.2 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ…………...10
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………….19
Глава 2. Анализ форм безналичных расчетов в РФ……………………………..20
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………………...20
2.2 Расчеты по аккредитиву……………………………………………………..…24
2.3 Расчеты чеками………………...……………………………………………….28
2.4 Расчеты по инкассо…………………………………………………………….30
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в РФ……………………..33
3.1 Проблема организации и развития безналичного расчета ………………….33
3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов……….37
3.3 Создание эффективной электронной платежной системы…………………..43
3.4 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов……..54
Заключение………………………………………………………………………...61
Список литературы и другие источники информации………………………64
При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.
Платёжное
поручение регистрируется в журнале
регистрации платёжных
2.2
Расчеты по аккредитиву
Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.
Аккредитивы используются как форма расчетов в торговой сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.
Международные
аккредитивы выпускаются в
Преимущества
данной формы безналичных расчетов:
гарантия платежа поставщику; контроль
за выполнением условий поставки
и условиями аккредитива
Недостатки:
сложный документооборот; высокие
комиссии банков.
Виды
аккредитивов
2.3
Расчеты чеками
Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.
Существуют денежные чеки и расчётные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. д.
Расчётные
чеки — это чеки, используемые для
безналичных расчётов, это документ
установленной формы, содержащий безусловный
письменный приказ чекодателя своему
банку о перечислении определённой денежной
суммы с его счета на счёт получателя средств.
Акцепт чека — не предусмотрен, проставление
соответствующих выражений не будет порождать
правовые последствия.
Происхождение
названия
Английский глагол to checker, или chequer, означает графить — словом от этого же корня называется клетчатая материя, the cheque, или check — банковый чек, exchequer — казначейство. Последний термин происходит от того, что в банке расчёты велись на абаке, основа которого заключалась в разграфлённой доске. Английское государственное казначейство до последнего времени называлось Палатой шахматной доски — по клетчатому сукну, которым был покрыт стол заседаний. Клетчатая скатерть служила абаком при вычислениях. Возникшая в XII веке Палата шахматной доски была верховным финансовым управлением и высшим судом по финансовым вопросам до 1873 года.
Поскольку 19-х и 20-х веках популярность чеков резко возросла, на них начали печатать дополнительные элементы, которые значительно усложняли их подделку и облегчали обработку для банковских учреждений. Подпись плательщика стала обязательной, так как по сути, являлась главной гарантией подтверждения или же опровержения подлинности выпущенного чека. В то же время был принят стандарт двойного написания суммы платежа — словами и цифрами. Данная мера сократила количество недобросовестных получателей, ведь исправить сумму на выписанном чеке становилось гораздо сложнее.
В США длительность действия чека зависит от того, где он был выпущен, и, как правило, ограничивается 6 месяцами, в то время как в Австралии, например, данный срок составляет 15 месяцев.
Начиная
с 1960-ых годов, на чеках стали печатать
специальные коды формата MICR. Они
наносились магнитными чернилами и могли
быть распознаны современными на тот момент
компьютерами. В этих кодах содержался
номер чека, информация о счёте и банке,
и т. д. Благодаря этому нововведению, чекодержатель
приобрёл возможность получить платёж
по чеку в любом удобном ему банке. Технология
используется и по сей день.
2.4
Расчеты по инкассо
Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Инкассо можно определить как поручение продавца (кредитора) своему банку получить от покупателя (плательщика) непосредственно или через другой банк определенную денежную сумм или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.
Основание
для такого платежа — расчетные
документы, предъявленные клиентом.
Инкассо может быть чистым и документарным.
Чистое
инкассо — это инкассо
Документарное
инкассо — это инкассо
Банк, получивший просьбу клиента и расчетные документы, принимает меры по взысканию платежа. При этом используется платежное требование, или инкассовое поручение. Оно прикладываются к счету плательщика через банк.
Инкассовая операция банка сочетается с акцептной формой расчета. При акцептной форме расчетов товары отгружаются на основании контракта немедленно, не ожидая оплаты покупателем товара. Покупатель уплачивает за товар по получении расчетных документов, предварительно проверив выполнение продавцом всех условий договора в отношении количества, цены, срока отгрузки, качества и т. д.
В случае нарушения продавцом договора покупатель может отказаться от оплаты товара. Если покупатель нарушит договор, например, задержит оплату товаров, то продавец вправе применить к нему санкции.
Если покупатель заявляет об отказе от акцепта, банк проверяет основательность и мотивы этого отказа и уведомляет о нем продавца. При неоплате покупателем платежа в установленный срок банк покупателя информирует об этом банк продавца.
Схема расчета документарным инкассо:
Инкассовая
форма расчетов выгодна покупателю,
так как документы, получаемые покупателем
для проверки, остаются в распоряжении
банка до момента оплаты (акцепта)
и в случае неоплаты возвращаются
банку с указанием причин неоплаты. К недостаткам
относятся большая продолжительность
по времени прохождения документов через
банки, возможность отказа покупателя
оплатить предоставленные документы.
Глава
3. Совершенствование
безналичных расчетов
в РФ
3.1
Проблема организации
и развития безналичного
расчета
В
настоящее время наиболее сложной
стала проблема налаживания расчетно-