Система безналичных расчетов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
–изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
–ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
–ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
–провести анализ безналичных расчетов;
–выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов……………………………..5
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ……………………...5
1.2 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ…………...10
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………….19
Глава 2. Анализ форм безналичных расчетов в РФ……………………………..20
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………………...20
2.2 Расчеты по аккредитиву……………………………………………………..…24
2.3 Расчеты чеками………………...……………………………………………….28
2.4 Расчеты по инкассо…………………………………………………………….30
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в РФ……………………..33
3.1 Проблема организации и развития безналичного расчета ………………….33
3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов……….37
3.3 Создание эффективной электронной платежной системы…………………..43
3.4 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов……..54
Заключение………………………………………………………………………...61
Список литературы и другие источники информации………………………64

Файлы: 1 файл

Система безналичных расчетов в РФ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

      При оплате платёжного поручения на всех экземплярах расчётного документа  в поле «Списано со счёта плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счёта плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), а в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

      Банк  обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платёжного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счёта.

      Платёжное поручение регистрируется в журнале  регистрации платёжных поручений. При этом ему присваивается порядковый номер, который и указывается в соответствующем поле бланка платёжного поручения. Форма журнала регистрации платёжных поручений нормативно не утверждена, поэтому может быть разработана организацией самостоятельно. Целесообразно отражать следующие данные:

  • номер по порядку;
  • дату выписки платёжного поручения;
  • наименование получателя платежа;
  • назначение платежа;
  • сумму платежа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Расчеты по аккредитиву 

      Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

      Аккредитивы используются как форма расчетов в торговой сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или  оплатой по факту). Кроме того, в  международной торговле, в отличие  от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.

      Международные аккредитивы выпускаются в соответствии с Унифицированными правилами и  обычаями для документарных аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600, редакция 2007 г. (действует с 1 июля 2007 г.) и другими документами Международной торговой палаты; аккредитивы для расчетов на территории Российской Федерации выпускаются в соответствии с нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации, нормы которых отличаются от общепринятой мировой практики.

      Преимущества  данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.

      Недостатки: сложный документооборот; высокие  комиссии банков. 

Виды  аккредитивов 

  1. Отзывной  аккредитив (англ. revocable) — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются. (Более не используется. см. статья 3 Унифицированных правил и обычаев для документарных Аккредитивов, публикация Международной торговой палаты № 600, редакция 2007 г.)
  2. Безотзывный аккредитив  — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).
  3. Аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов. Во времена, когда аккредитивы выпускались в виде письма банка, такая оговорка, в силу своей особой важности, выделялась в документе красным цветом, откуда и название. В настоящее время аккредитивы выпускаются преимущественно по телекоммуникациям, поэтому данный термин следует рассматривать как профессиональный жаргон.
  4. Аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Покрытый аккредитив применяется в расчетах на территории Российской Федерации. В международных расчетах банки действуют в соответствии с межбанковскими соглашениями, согласно которым покрытие либо отсутствует (чистая кредитная линия), либо размещается в согласованных формах (депозиты, ценные бумаги или иные активы). (Данный термин отсутствует в международной практике).
  5. Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств уплаченных бенефициару. В международной практике термины непокрытый или гарантированный не используются в виду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.
  6. Аккредитив подтвержденный (англ. confirmed) — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт А.п.
  7. Аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчетов за очередную партию товаров. А.р. открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нем суммы.
  8. Аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
  9. Резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (то есть допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещен документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)
  10. Кумулятивный аккредитив — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в то время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счет приказодателя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Расчеты чеками 

      Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

      Чекодатель  не вправе отозвать чек до истечения  установленного срока для предъявления его к оплате.

      Существуют  денежные чеки и расчётные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. д.

Расчётные чеки — это чеки, используемые для  безналичных расчётов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определённой денежной суммы с его счета на счёт получателя средств. Акцепт чека — не предусмотрен, проставление соответствующих выражений не будет порождать правовые последствия. 

Происхождение названия 

      Английский  глагол to checker, или chequer, означает графить  — словом от этого же корня называется клетчатая материя, the cheque, или check — банковый чек, exchequer — казначейство. Последний термин происходит от того, что в банке расчёты велись на абаке, основа которого заключалась в разграфлённой доске. Английское государственное казначейство до последнего времени называлось Палатой шахматной доски — по клетчатому сукну, которым был покрыт стол заседаний. Клетчатая скатерть служила абаком при вычислениях. Возникшая в XII веке Палата шахматной доски была верховным финансовым управлением и высшим судом по финансовым вопросам до 1873 года.

      Поскольку 19-х и 20-х веках популярность чеков  резко возросла, на них начали печатать дополнительные элементы, которые значительно усложняли их подделку и облегчали обработку для банковских учреждений. Подпись плательщика стала обязательной, так как по сути, являлась главной гарантией подтверждения или же опровержения подлинности выпущенного чека. В то же время был принят стандарт двойного написания суммы платежа — словами и цифрами. Данная мера сократила количество недобросовестных получателей, ведь исправить сумму на выписанном чеке становилось гораздо сложнее.

В США  длительность действия чека зависит от того, где он был выпущен, и, как правило, ограничивается 6 месяцами, в то время как в Австралии, например, данный срок составляет 15 месяцев.

      Начиная с 1960-ых годов, на чеках стали печатать специальные коды формата MICR. Они  наносились магнитными чернилами и могли быть распознаны современными на тот момент компьютерами. В этих кодах содержался номер чека, информация о счёте и банке, и т. д. Благодаря этому нововведению, чекодержатель приобрёл возможность получить платёж по чеку в любом удобном ему банке. Технология используется и по сей день. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4 Расчеты по инкассо 

      Расчеты по инкассо  представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства от плательщика за отгруженные в его адрес товары (работы, услуги) и зачисляет их на его счет в банке. Инкассо можно определить как поручение продавца (кредитора) своему банку получить от покупателя (плательщика) непосредственно или через другой банк определенную денежную сумм или подтверждение, что эта сумма будет выплачена в установленный срок.

      Основание для такого платежа — расчетные  документы, предъявленные клиентом. 

      Инкассо может быть чистым и документарным.

      Чистое  инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

      Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов.  

      Банк, получивший просьбу клиента и  расчетные документы, принимает  меры по взысканию платежа. При этом используется платежное требование, или инкассовое поручение. Оно прикладываются к счету плательщика через банк.

      Инкассовая  операция банка сочетается с акцептной  формой расчета. При акцептной форме  расчетов товары отгружаются на основании  контракта немедленно, не ожидая оплаты покупателем товара. Покупатель уплачивает за товар по получении расчетных документов, предварительно проверив выполнение продавцом всех условий договора в отношении количества, цены, срока отгрузки, качества и т. д.

      В случае нарушения продавцом договора покупатель может отказаться от оплаты товара. Если покупатель нарушит договор, например, задержит оплату товаров, то продавец вправе применить к нему санкции.

      Если  покупатель заявляет об отказе от акцепта, банк проверяет основательность  и мотивы этого отказа и уведомляет о нем продавца. При неоплате покупателем платежа в установленный срок банк покупателя информирует об этом банк продавца.

      Схема расчета документарным инкассо:

        

    1. заключение договора о поставке товара;
    2. отправка товара;
    3. предоставление документов на инкассо;
    4. поручение на инкассо, т. е. банк продавца пересылает документы 
      банку, обслуживающему покупателя;
    5. авизирование (уведомление) покупателя о получении документов;
    6. оплата документов (выставление платежного поручения);
    7. передача документов покупателю;
    8. занесение денежных средств на счет банка продавца;
    9. авизирование банка продавца об операции;
    10. списание денег со счета банка, обслуживающего продавца, и зачисление их на счет последнего;
    11. авизирование продавца о зачислении денег на его расчетный счет.
 

      Инкассовая  форма расчетов выгодна покупателю, так как документы, получаемые покупателем  для проверки, остаются в распоряжении банка до момента оплаты (акцепта) и в случае неоплаты возвращаются банку с указанием причин неоплаты. К недостаткам относятся большая продолжительность по времени прохождения документов через банки, возможность отказа покупателя оплатить предоставленные документы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в РФ 

3.1 Проблема организации и развития безналичного расчета 

      В настоящее время наиболее сложной  стала проблема налаживания расчетно-платежной  системы и проблема неплатежей в  экономике. Неплатежи являются одной  из причин увеличения дефицита бюджета.

Информация о работе Система безналичных расчетов в РФ