Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 16:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение порядка осуществления безналичных расчетов.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
–изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
–ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
–ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
–провести анализ безналичных расчетов;
–выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие и значения безналичных расчетов……………………………..5
1.1 Возникновение и развитие безналичных расчетов в РФ……………………...5
1.2 Значение и принципы организации безналичных расчетов в РФ…………...10
1.3 Классификация безналичных расчетов……………………………………….19
Глава 2. Анализ форм безналичных расчетов в РФ……………………………..20
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………………...20
2.2 Расчеты по аккредитиву……………………………………………………..…24
2.3 Расчеты чеками………………...……………………………………………….28
2.4 Расчеты по инкассо…………………………………………………………….30
Глава 3. Совершенствование безналичных расчетов в РФ……………………..33
3.1 Проблема организации и развития безналичного расчета ………………….33
3.2 Основные направления совершенствования безналичных расчетов……….37
3.3 Создание эффективной электронной платежной системы…………………..43
3.4 Клиринг – как один из перспективных методов банковских расчетов……..54
Заключение………………………………………………………………………...61
Список литературы и другие источники информации………………………64
Третий принцип – принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.
Этот
принцип также нацелен на утверждение
экономической
Все три названных принципа безналичных расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 3 октября 2002 г. Однако, на наш взгляд, к ним следует добавить еще два принципа организации безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.
Также существуют экономические принципы безналичных расчетов.
Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и так далее.
Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.
Срочный платеж может совершаться:
На практике могут встречаться как досрочные, так и отсроченные и просроченные платежи.
Досрочный платеж – это выполнение денежного обязательства до истечения оговоренного срока.
Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, то есть продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.
Просроченные
платежи возникают при
Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств.
В
зависимости от характера ликвидных
средств, следует различать оперативную
и перспективную обеспеченность
платежа. Оперативную обеспеченность
обусловливает наличие у
Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю). Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).
Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов. Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах, открываемых банками своим клиентам после представления последними соответствующих документов.
Каждое предприятие, организация могут иметь в банке только один основной счет – расчетный или текущий. Расчетные счета открываются всем предприятиям независимо от формы собственности, работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридического лица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Он имеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банками. Таким образом, владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую независимость.
Текущие
счета в настоящее время
Самостоятельность
владельца текущего счета существенно
ограничена по сравнению с владельцем
расчетного счета. Так, владелец текущего
счета может распоряжаться средствами
на счете строго в соответствии со сметой,
утвержденной вышестоящей организацией.
Перечень операций по текущим счетам регламентируется.
Это делается в момент открытия счета.
Хозорганы, имеющие в банке расчетные
счета, могут совершать любые операции,
связанные с производственной и инвестиционной
деятельностью, без установления какого-либо
перечня, лишь бы эти операции не противоречили
законодательству.
1.3
Классификация безналичных
расчетов
Основу
классификации безналичных
В зависимости от вида расчетного документа различают: расчеты платежными требованиями, расчеты инкассовыми поручениями, расчеты платежными поручениями, расчеты чеками, расчеты аккредитивами.
Расчетные документы на бумажных носителях оформляются на бланках определенного формата, изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.
В
зависимости от способа организации
платежа, различают следующие
Глава
2. Анализ форм безналичных
расчетов в РФ
2.1
Расчеты платежными
поручениями
Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).
В
соответствии с п. 2.6 Положения ЦБ
РФ «О порядке осуществления
Обычно
платёжное поручение
Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены статьёй 863 ГК РФ.
Платежное
поручение исполняется банком в
срок, предусмотренный
Платёжными
поручениями может
Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:
Платёжное поручение составляется на бланке — форма 0401060.
После проверки банковским работником правильности заполнения и оформления платёжных поручений на всех экземплярах (кроме последнего), принятых к исполнению платёжных поручений, в поле «Поступление в банк плат» ответственный исполнитель банка проставляет дату поступления в банк платёжного поручения.
Последний
экземпляр платёжного поручения, в
котором в поле «Отметки банка» проставляются
штамп банка, дата приёма платёжного
поручения и подпись
В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счёте плательщика, а также если договором банковского счёта не определены условия оплаты расчётных документов сверх имеющихся на счёте денежных средств, платёжные поручения помещаются в картотеку «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платёжного поручения проставляется отметка в произвольной форме о помещении в картотеку с указанием даты. Оплата платёжных поручений производится по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.
Допускается частичная оплата платёжных поручений из картотеки с помощью внебалансового счёта «Расчётные документы, не оплаченные в срок». При частичной оплате платёжного поручения банком используется платёжный ордер (форма 0401066). На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения в верхнем правом углу делается отметка «Частичная оплата». Запись о частичном платеже (порядковый номер, номер и дата платёжного ордера, сумма частичного платежа, сумма остатка, подпись) выполняется ответственным исполнителем банка на оборотной стороне платёжного поручения.
При частичной оплате по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым произведена оплата, помещается в документы дня банка, последний экземпляр платёжного ордера служит приложением к выписке из лицевого счёта плательщика. При осуществлении последней частичной оплаты по платёжному поручению первый экземпляр платёжного ордера, которым был произведен этот платёж, вместе с первым экземпляром оплачиваемого платёжного поручения помещается в документы дня. Оставшиеся экземпляры платёжного поручения выдаются клиенту одновременно с последним экземпляром платёжного ордера, прилагаемым к выписке с лицевого счёта.