Система безналичных расчетов и ее влияние на состояние дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы, а также необходимость комплексного подхода при рассмотрении вопросов организации безналичных расчетов определили выбор темы исследования.
Цель и задачи данной работы:
- дать понятие сущности безналичных расчетов, их значения в денежном обороте страны;
- рассмотреть платежную систему Республики Беларусь;
- раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов и основные классификации безналичных платежей;
- проанализировать применение различных форм безналичных расчетов в современных условиях;
- коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив отдельных форм платежей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 2
1. Экономическая сущность и основы организации безналичных расчетов…………………………………………………………………………... 4
1.1. Экономическая сущность, значение и принципы организации безналичных расчетов………..………………………………………………….. 4
1.2. Порядок открытия, функционирования, закрытия расчетного счета и очередность осуществления платежей…………………………………….... 10
2. Организация безналичных расчетов…………………………………. 15
2.1. Характеристика форм безналичных расчетов……….……………. 15
2.2. Методика безналичных расчетов и ее совершенствование……….39
3) Проблема, тенденции развития безналичных расчетов и пути их оптимизации……………………………………………………………………...41
Заключение………………………………………………………………..46
Список использованных источников……………………………………47

Файлы: 1 файл

Система безналичных расчетов и ее влияние на состояние дебиторской и кредиторской задолженности (редактирование).doc

— 289.50 Кб (Скачать)

  Поручениями могут производиться расчеты за полученные товары, расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, целевые переводы из бюджета и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.), предварительная оплата, оплата товарных векселей.

  Схема документооборота при расчетах за товары и услуги платежными поручениями приведена на рис. 1.

   

   Рис. 1. Схема расчетов платежными поручениями:

   1 - договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

   2 - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуги (пересылка счета-фактуры);

   3 - платежное поручение покупателя;

   4 - списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;

   5 - списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;

   6 - выписка из расчетного счета  плательщика о списании суммы; 

   7 - выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств. 

     Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки, при этом день выписки поручения в расчет не принимается.

   Поручения представляются в банк-отправитель  в количестве экземпляров, определяемом банком-отправителем, но не менее двух экземпляров. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй экземпляр выдается плательщику.

   Банк-отправитель вправе отказаться от приема к исполнению платежного поручения плательщика в случае отсутствия или недостаточности средств на счете плательщика для исполнения этого платежного поручения, если иное не предусмотрено договором между банком и плательщиком.

  Банк-отправитель  не принимает к исполнению платежные  поручения плательщика в следующих  случаях, если:

  - в платежном поручении имеются  исправления и подчистки;

  - в платежном поручении не указаны  обязательные реквизиты;

  подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не соответствует заявленным в банк образцам;

  - не представлены необходимые  в соответствии с законодательством  документы;

  - данные платежного поручения  не соответствуют данным документов, представленных в банк-отправитель  в установленных законодательством случаях;

  - у плательщика отсутствуют правовые  основания для осуществления  кредитового перевода, если контроль  со стороны банка-отправителя  за правомерностью осуществления  кредитового перевода установлен  законодательством Республики Беларусь или нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь.

  Не  принятые к исполнению по указанным  причинам платежные поручения возвращаются банком-отправителем плательщику с  указанием на оборотной стороне первых экземпляров причин их возврата.

  Суммы принятых к исполнению поручений  списываются с указанных в  поручениях счетов плательщиков.

  Поручения, принятые банком при отсутствии или  недостаточности средств на счете  плательщика, в неоплаченной сумме помещаются в картотеку к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

  Денежные  средства, перечисляемые из бюджета, государственных целевых бюджетных  и внебюджетных фондов, зачисляются  на отдельные текущие счета, предназначенные для учета указанных средств. Расходование средств, зачисленных на указанные счета, производится строго по целевому назначению. Ответственность за целевое использование средств несет их получатель.

  При необходимости подтверждения исполнения банком-отправителем платежного поручения плательщика (при уплате государственной пошлины и в других случаях) плательщик представляет в банк дополнительный экземпляр платежного поручения. На оборотной стороне дополнительного экземпляра плательщиком делается запись о перечислении средств в пользу бенефициара с указанием суммы платежа (прописью), валюты платежа и наименования бенефициара. После исполнения банком платежного поручения данная надпись должна быть заверена подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и скреплена оттиском печати банка с указанием даты исполнения поручения. Указанный экземпляр поручения выдается плательщику.

  Переадресование средств по поручению, т.е. изменение получателя или места его нахождения, не допускается.

   Разновидностью  платежной  инструкции, расчеты с  использованием которой   осуществляются  в  форме  кредитового  перевода,  является введенное  Инструкцией  о  банковском переводе [8] «постоянно действующее платежное  поручение», в соответствии с которым банк-отправитель обязуется переводить средства плательщика в пользе бенефициара в определенные сроки, при поступлении денежных средств в пользу клиента или в других случаях согласно договора между банком и плательщиком.

  Постоянно действующее платежное поручение  оформляется в одном экземпляре и должно содержать все предусмотренные  для платежного поручения обязательные реквизиты.

  Списание  средств со счета плательщика  для осуществления кредитового  перевода по постоянно действующему платежному поручению оформляется мемориальным ордером. В поле «Назначение платежа» мемориального ордера указываются: наименование расчетного документа, его номер, дата и сумма; назначение платежа (наименование платежа, товара, услуги, работы); наименования, номера и даты документов, служащих основанием для осуществления платежа; другая дополнительная информация о деталях платежа. Количество оформляемых банком-отправителем экземпляров мемориального ордера и порядок их использования должны соответствовать количеству и порядку использования экземпляров платежного поручения. Ответственный исполнитель банка-отправителя ведет учет сумм, переведенных бенефициару на основании постоянно действующего поручения плательщика.

  После проведения последнего платежа по постоянно действующему платежному поручению первый экземпляр постоянно действующего платежного поручения вместе с мемориальным ордером помещается в документы дня банка-отправителя.

  Сейчас  для осуществления переводов, которые  ранее проводились на основании акцептованных платежных поручений, необходимо использовать платежные инструкции, платежные инструменты и формы расчетов, предусмотренные действующим законодательством.

  Достоинства расчетов платежными поручениями состоят  в их универсальности (применяются во внутриреспубликанских и межгосударственных расчетах, по товарным и нетоварным операциям, для оплаты полученного товара и предварительной оплаты, авансов). В ней заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (оказания услуг, выполнения работ) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при этой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления плательщиком поручений в банк. Возможно возникновение взаимной (дебеторско-кредиторской) задолженности (при предварительной оплате, авансовых платежах), замедление расчетов (в связи с отсутствием средств на расчетном счете плательщика или с длительным сроком действия платежного поручения).

  Платежное требование-поручение является платежной  инструкцией, содержащий требование бенефициара  к плательщику оплатить стоимость  поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

  Платежные требования-поручения выписываются поставщиком на бланках установленной  формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляются непосредственно покупателю.

  Об  отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик уведомляет непосредственно  бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними.

  Плательщик  при согласии оплатить (полностью  или частично) платежное требование-поручение  указывает в нем следующие  реквизиты: «Сумму к оплате и валюта»; «Номер( а ) счета(ов)»; «Банк-отправитель».

  Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование - поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

  Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями представлена на рис.2.

     

   Рис. 2. Схема документооборота при расчетах платежными требованиями-поручениями.

   1 - отгрузка продукции, выполнение  работ, оказание услуг; 

   2 - выписка комплекта платежных  требований-поручений и пересылка  его вместе с отгрузочными  документами в банк плательщика;

    3 - передача банком-плательщиком полученных документов для акцепта покупателя;

    4 - возврат платежных требований-поручений  с акцептом;

    5 - направление документов из  банка плательщика в учреждение  банка, обслуживающего получателя;

    6 - выписка с расчетного счета получателя о зачислении суммы.

  Достоинства расчетов платежными требованиями-поручениями  определяются упрощением документооборота и, следовательно, сокращением издержек по ведению расчетов. При их использовании  повышается ответственность поставщика и плательщика за организацию расчетов. Недостатки, которые присущи этой форме расчетов, проявляются в отсутствии гарантии платежа, в возможности замедления оборачиваемости средств в случаях несвоевременной оплаты счетов покупателем, отказов от акцепта (особенно необоснованных).

  Дебетовый оборот – банковский перевод, инициатором  которого является бенефициар. При  осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются  расчетными документами (платежными требованиями), чеком или другими документами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.

  Рассмотрим  дебетовые обороты, осуществляемые на основании платежных требований. Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

  При проведении дебетовых оборотов посредством платежных требований используется акцептная и безакцептная форма инкассо.

  Акцептная форма используется:

  - при расчетах за отгруженные  (отпущенные) товары (работы, услуги);

  - при расчетах по обязательствам, возникших в результате проведения банковских операций;

  -при  расчетах в иных случаях, если  использование платежного требования  в качестве платежной инструкции  для осуществления безналичных  расчетов в форме банковского  перевода предусмотрено правовыми  актами Национального банка Республики Беларусь.

  Безакцептная  форма используется при списании средств со счета плательщика  в бесспорном порядке.

  Форма расчетов платежными требованиями определяется в договоре между плательщиком и  получателем средств.

  Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика акцепта. Акцепт оформляется заявлением на акцепт, которое представляется в банк-отправитель в двух экземплярах. Первый и второй экземпляры заявления заверяются оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк-отправитель образцам подписей и оттиска печати. Форму заявления на акцепт банки разрабатывают самостоятельно.

  Платежное требование, поступившее в банк-отправитель  в электронном виде, может быть передано банком-отправителем плательщику в электронном виде на основании заключенного между ними договора. Данное платежное требование заверяется электронной цифровой подписью или тестирующим ключом банка-отправителя. По договору с клиентом копия платежного требования, сформированная банком-отправителем на бумажном носителе, плательщику может не направляться.

Информация о работе Система безналичных расчетов и ее влияние на состояние дебиторской и кредиторской задолженности