Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:55, шпаргалка
В работе даны ответы на вопросы для подготовки к экзамену.
-способствовать превращению потребностей в реальные блага.
15. Объекты, субъекты, принципы построения фин. с-мы
Финансовую систему можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов. Финансовая система государства – это совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве. Такова функциональная точка зрения. С институциональной же точки зрения финансовая система представляет собой совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.).
В экономических отношениях участвуют четыре субъекта:1 государство; 2 регион; 3 хозяйствующий субъект; 4 гражданин.
У каждого из этих субъектов свои права и обязанности, цели и задачи. Вступая в отношения между собой, эти субъекты участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы.
Обычно выделяют пять основных звеньев финансовой системы: государственная бюджетная система, внебюджетные специальные фонды, денежно-кредитная система, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности. Некоторые авторы учебников по финансам добавляют финансы домашних хозяйств.
Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет, который представляет собой форму образования и расходования централизованного фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов территориального (регионального и местного) самоуправления.
Внебюджетные специальные фонды образуются за счет страховых взносов работников, самозанятых лиц, предпринимателей, а также дотаций из государственного бюджета. Главная причина возникновения внебюджетных фондов – необходимость выделения особо важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Средства этих фондов используются для выплаты пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, по временной нетрудоспособности, по безработице, беременности и родам и др.
Денежно-кредитная система включает в себя финансовые ресурсы коммерческих банков и прочих депозитных организаций. Они формируются за счет вкладов населения и предприятий и предназначены для кредитования экономических агентов. К этой системе можно отнести финансовые ресурсы, чье движение опосредовано рынками ценных бумаг, а также государственный кредит.
Фонды страхования формируются за счет страховых взносов населения и предприятий и предназначены для возмещения причиненного виновной стороной материального ущерба и покрытия страховых рисков
Финансы предприятий является основой финансовой системы. На предприятиях формируется основная часть финансовых ресурсов страны.
Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Фискального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют Право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов. Кроме того, правительство, штаты, местные власти независимы в своих расходах.
16. Сущность и виды осн. налогов и сборов
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Все налоги подразделяются на несколько видов:
В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производствa и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и другие.
Аккордные и подоходные
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода (Y). Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога (t), которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога (q): просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода: Tx= Y*t, Tx =Y*q.
Подоходные налоги сами делятся на три типа:
Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
Пропорциональные налоги — налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода.
17. Налог. с-мы и налог. закон-во
Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Основой налоговой системы
являются налоги. С помощью налоговой
системы государство реализует
свои функции по управлению (регулированию,
распределению и
Основные функции налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:
Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
Распределительная, суть которой
состоит в распределении совокупного
общественного продукта между юридическими
и физическими лицами, отраслями и сферами
экономики, государством в целом и его
территориально-
Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.
Налоговое законодательство
определяет возможные формы и
методы налогового контроля, предусматривает
и достаточно подробно регламентирует
процедуры осуществления
18. Ответст-ть налогоплательщиков за нарушение налог. законод-ва
Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего налоговое законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице налоговых органов в установленном порядке санкций в виде взыскания недоимок, пени и штрафов.
В настоящее время нормы об ответственности за нарушение налогового законодательства содержатся в трех законодательных актах - Указе Президента Республики Беларусь от 22 января 2004 г. № 36 «О дополнительных мерах по регулированию налоговых отношений» (далее - Указ), Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) и Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее - УК).
Можно выделить следующие
виды ответственности, применяемой
за совершение налоговых правонарушений:
уголовную, экономическую, административную.
Последние изменения
19. Сущность, объекты
и субъекты управления
Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления. В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.
Упр. финансами-составная часть системы управления с-э процессами в обществе. Оно должно быть основано на знании объективных закономерностей развития общества. Объект упр. финансами-фин. отношения и фин. потоки. Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловл. рыночных отношений и важный инструмент реализации финансовой политики государства. Субъекты упр.-упр. органы хоз. субъектов, фин. аппарат как сов-сть всех организационных структур, обеспеч. процесс упр. (гос-во, предприятие, д/х).
20. Сущность, цели и задачи финансовой политики.
ФП-это программа действий хоз. cубъекта (гос. организации, физ. лица) в сфере фин. отношений. ФП явл. составной частью экон. политики. По своей сути ФП – это сов-сть мер-тий, связ. с материальным обеспечением воспроизводственных процессов в об-ве, регул. этих процессов и контроль за их оптимальным развитием. Субъект ФП: хоз. субъект. Объект ФП: фин. отношения по поводу форм-ния и исп. фондов ден. средств. ФП — сов-сть целенаправленных действий с использ. фин.отношений (финансов). ФП предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. ФП — сов-сть гос. мер-тий по использ. финн. отношений для выполнения гос. своих функций. Содержание ФП: разраб-ка общей концепции ФП, опред. ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин. мех-зма; упр. фин. деят-стью гос-ва и др. субъектов эк-ки. Основа ФП — стратегические направления, кот. опред. долгосрочную и среднесрочную перспективу использ. финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особ-стей функ-ния эк-ки и соц. сферы страны. Одновр-но с этим гос-во осущ-ет выбор текущих тактических целей и задач использ. фин. отношений Задачами ФП явл.: 1.обеспечение условий для форм-ния макс. возможных фин. ресурсов; 2.устан-ние рационального распределения и использ. фин. ресурсов; 3.организация регулирования и стимулирования экон. и соц. процессов фин. методами; 4.выраб-ка фин. мех-зма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5.создание эффек-ной и макс-но деловой системы упр. финансами. Цели ФП:1)полит. цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики; 2)экон. цели, т.е достижение целей в области экономики на различном уровне; 3)соц. цели, т.е достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, соц. блага, распределение соц. благ).
21. Фискальная политика, основы управления налогами.
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства гос-ва в эк-ку с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспеч. стабильной экон. системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами ФП явл. доходы и расходы гос. бюджета, т.е: налоги, трансферты и гос. закупки товаров и услуг. ФП в стране проводит правительство гос-ва. ФП явл. искл. важной составляющей работы гос-ва как распределителя в эк-ке. Цели ФП: 1) стабилизация уровня ВВП и совокупного спроса; 2) поддержка гос-вом макроэкон. равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в эк-ке эффективно использ.; 3)сглаживание параметров гос. бюджета, стабилизация и общий уровень цен. След-но, есть необх-сть соверш-ния планирования и распределения балансовой прибыли, а также применения новых методов налогового планирования. Оно предусматривает мин-цию налоговых обяз-ств. Налог. планирование основано на праве каждого налогопл-ка использ. допустимые законом средства, приемы и способы для макс. сокращения своих налог. обяз-ств перед гос-вом. Процесс налог. планирования вкл.след. этапы упр. и фин. деят-сти:1) принятие реш. о созд. нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы; 2) выбор и обоснование наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия; 3) обеспечение текущего налог.планирования на основе использ. налог. льгот и передовых методов хозяйствования и мех-зма фин-ния; 4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия. Стимулирующая политика - если страна переживает депрессию или находится в стадии экон.кризиса, то гос-во может принять реш. о проведении стимулирующей ФП. В данном случае правительству необходимо стим-вать или сов. спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого гос-во повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Сдерживающая политика-власти проводят сдерживающую ФП в случае краткосрочного «перегрева экономики». Гос-во сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как сов. спроса, так и, возможно, сов. предложения. Автоматическая или дискреционная- Дискреционная политика официально объявляется гос-вом. При этом гос-во изменяет значения параметров ФП: увеличиваются или уменьшаются гос. закупки, измен. налог. ставка, размеры трансфертных выплат. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов»: процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия.