Рынок государственных облигаций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разобраться, что же такое рынок государственных ценных бумаг в России, каковы его особенности, история и перспективные возможности

Оглавление

Введение.
Глава1: Государственные облигации.
1.1 Понятие и сущность облигаций
1.2 Виды облигаций.
1.3 Современные российские государственные облигации.
1.4 Облигации местных органов власти.
1.5 Государственные федеральные ценные бумаги и характеристика развития рынка ценных бумаг.
Глава2: Развитие гос. облигаций в России.
2.1 Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России.
2.2 Влияние финансового кризиса 2008 года на рынок ценных бумаг в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

Второй  путь - это участие России в одной  из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными  системами являются на сегодня проекты  «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотого юаня» в  регионе Восточной и Юго-Восточной  Азии, реализация проекта «Динар Залива»  странами Персидского залива, проекта  единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект - «Амеро». Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного  сырья.

Третий  путь - формирование и развитие в  России самостоятельного национального  финансового центра. Это - единственно  верный в нынешних условиях путь. Основой  в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте - в рублях.

В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихая гавань», «налоговый рай» и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров  притяжения останутся лишь центры реального  производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и  относится Москва, географическое положение  которой позволяет выступать  в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной  перспективе в результате глобального  потепления, существенно возрастет  значимость северных регионов России, активизируются процессы освоении Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только «запад-восток», но и «север-юг».

Именно  развитие проектов транспортных коридоров  вместе с поставкой российского  сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового  центра. Безусловно, выбор данного  направления развития российской экономики  вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно  возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения  российского бизнеса с зарубежными  партнерами. Начнутся процессы «брожения» в национальных элитах стран СНГ  с целью саботировать продвижение  российского бизнеса и блокировать  транзит российских товаров и  сырья на мировой рынок.

Стремительное развитие и углубление кризисных  явлений в стране показало высокую  значимость инструментов фондового  рынка в вопросе обеспечения  устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался  текущий кризис. Во многом и выход  из кризиса будет связан со стабилизацией  ситуации на нем.

Нынешнее  положение дел в отрасли не позволило российскому руководству  использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как  результат - российский фондовый рынок  в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны.

Все свелось  к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло  нервозности российским и иностранным  инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к  оттоку и без того малой ликвидности  с российского рынка на рынки  Великобритании и Германии.

Оценивая  ситуацию на российском фондовом рынке  в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем  будущем российский фондовый рынок  полностью попадет под влияние  мировых биржевых центров, что резко  негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом. Чтобы  этого не допустить, необходимы срочные  меры.

Так, в  условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между  российскими биржами. Объединение  бирж позволит объединить их расчетные  палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России. В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.

Российское  сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И  здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных  гарантий и увеличении капитализации  расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.

В непростых  условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому  государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций  за государственными средствами, направленными  на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее  при наличии одной современной  торговой площадки.

Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка  должно быть направлено не столько  на адресную поддержку участников рынка  «живыми» деньгами, сколько на обеспечение  государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства  на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а  как гаранта стабильности, даст возможность  существенно снизить риски при  размещении в инструментах фондового  рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.

Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа  сделок на рынке манипулировать основным индексом России - индексом РТС.

Объединение бирж в холдинг прописано в  стратегии развития финансового  рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе  не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся  российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса  процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального  фондового рынка.

В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических  платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как  единое целое, сохраняя текущую форму  собственности, и только позднее  имеет смысл говорить о завершении процесса объединения.

По нашему мнению объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при  наличии согласованной позиции  технические работы по объединению  регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести  месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что происходящие в мировой  финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового  рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую  значимость в решении задач обеспечения  экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового  рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности  и оттоку иностранных инвестиций из страны.

Заключение

Облигация - эмиссионная ценная бумага, содержащая обязательство эмитента выплатить  ее владельцу (кредитору) номинальную  стоимость по окончании установленного срока и периодически выплачивать  определенный процент от ее стоимости.

Облигации выпускаются государством, местными органами власти или компаниями в  форме ценных бумаг с фиксированной  или переменной процентной ставкой. Большая часть облигаций не имеет  обеспечения и не дает права на участие в управлении.

Государственные облигации выпускаются государством в лице общегосударственных органов  власти. Государственные облигации  подразделяются на облигации рыночных и нерыночных займов. Бумаги рыночных займов свободно обращаются на вторичном  рынке. Облигации нерыночных займов не имеют вторичного рынка. Государственные  бумаги размещаются отдельными выпусками.

Рынок государственных облигаций является достойной альтернативой рынку  банковских депозитов для юридических  лиц и сберегательных вкладов  для физических лиц, во многом превосходя последние как по параметрам доходности, так и по показателям надежности и ликвидности вложений.

Традиционно считается, что инвестиции в государственные  облигации - безрисковые. Потому и доходность государственных облигаций на 4-5% годовых ниже доходности корпоративных облигаций. Государственные облигации размещаются и обращаются в секции государственных ценных бумаг на ММВБ. Рынок государственных облигаций характеризуется высокой ликвидностью и большими объемами эмиссии. Этим объясняется привлекательность рынка для банковского капитала.

Список  используемой литературы:

1. Общая экономическая  теория: Учебник / Под ред. Матюшенко  Н.С., 2004.

2. Алексеев М.Ю.  Рынок ценных бумаг. - М., Финансы  и статистика, 2002.

3. Алиев М.А.  Влияние на экономическую безопасность  страны государственного регулирования  валютных отношений: Автореф.  М., РАГС, 2001.

4. Балабанов  И.Т. Основы финансового менеджмента. - М., Финансы и статистика, 2005.

5. Банковское  дело: Учебник / Под ред. О.И.  Лаврушина. - М., 2008.

6. Бердникова  Т.Б. Рынок ценных бумаг и  биржевое дело: Уч. пособие. - М., Инфра  М., 2002.

7. Жуков Е.Ф.  Ценные бумаги и фондовые рынки.  М., Банки и биржи, 2005.

8. Муравьева  A. Кому дать взаймы? // Новости  рынка недвижимости, № 23 от 27.06.2005.

9. Современные  российские облигации // Электронная  публикация http://www.fora-capital.ru/

10. Электронная  публикация http://www. finmarket.ru/

11. Электронная  публикация http://www.paufor.ru

Информация о работе Рынок государственных облигаций в России