Рынок государственных облигаций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разобраться, что же такое рынок государственных ценных бумаг в России, каковы его особенности, история и перспективные возможности

Оглавление

Введение.
Глава1: Государственные облигации.
1.1 Понятие и сущность облигаций
1.2 Виды облигаций.
1.3 Современные российские государственные облигации.
1.4 Облигации местных органов власти.
1.5 Государственные федеральные ценные бумаги и характеристика развития рынка ценных бумаг.
Глава2: Развитие гос. облигаций в России.
2.1 Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России.
2.2 Влияние финансового кризиса 2008 года на рынок ценных бумаг в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

г) под  поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной  собственности,

д) под  сочетание на долевых началах  указанных источников платежей.

Другие  условия выпуска муниципальных  облигаций:

Так же, как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут  выпускаться:

- именными и на предъявителя (в США, например, с 1983 г. выпуск

 муниципальных  облигаций на предъявителя запрещен  с тем, чтобы

 прекратить  отмывание денег через них  и обход налогового

 законодательства);

- на любые сроки (в т.ч. сроком до 1 года);

- без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;

-под залог имущества или без совершения залога (залог - при выпуске

 облигаций  под доходы от конкретных объектов);

-купонные и бескупонные;

-в качестве серийных (погашение сериями внутри срока займа), так и срочных

(с единым  сроком погашения; с фондом  погашения или без него);

- с фиксированным и колеблющимся процентом (в российской практике

конструирование облигационного займа с колеблющейся ставкой

 затруднительно);

-отзывные и без права отзыва эмитентом;

-с фондом погашения и без такового;

- с правом обратной продажи и без таковой;

-в качестве зеро-купонов;

-с застрахованными обязательствами перед инвесторами и без таковых;

-с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков

 муниципальных  облигаций СРОКИ ЗАЙМОВ.

В связи  с высоким уровнем инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Среднесрочные займы (от 1 года до максимум 10 лет) имеют наибольший удельный вес  и предназначаются в основном для финансирования инвестиционных проектов. Краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) имеют целью покрытие дефицита бюджета или финансирование текущих расходов.

УЧАСТВУЮЩИЕ В ВЫПУСКЕ ЗАЙМА  СТОРОНЫ.

Эмитент - исполнительный или, реже, представительный орган власти, финансовое управление региона, министерство финансов республики в составе РФ. Подавляющее большинство  эмитентов прибегают к услугам  квалифицированных посредников  по работе с займами На посредника возлагаются функции депозитария, выкуп облигаций за счет и от имени  эмитента, рекламное обеспечение. Третий участник - индивидуальные и институциональные  инвесторы. Ограничения инвесторам не предусматривались, за исключением  займа мэрии г.Новосибирска, в  котором запрещалось приобретение одним инвестором более 30% облигаций.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЙМА.

Гарантами муниципальных займов выступают  сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где  гарантами были администрация города и АО "ГАЗ". Случаев дополнительного  обеспечения займов гарантиями нет. Эмитенты гарантируют ценные бумаги либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей  доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, например в Москве. Заем Министерства финансов Республики Саха (Якутия) обеспечен  драгоценным металлом - золотом. Известны случаи, когда эмитенты, гарантирующие  заем своим бюджетом, не осуществили  всех необходимых мероприятий: утверждения  у местных депутатов и согласования в вышестоящем финансовом управлении бюджета территории на период действия займа.

ФОРМА ВЫПУСКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

Облигации выпускаются в виде именных бумаг  и на предъявителя. Последние могут  быть с купонным листом, где число  купонов соответствует числу  выплат по процентам. Зачастую облигации  существуют в бездокументарной форме (в виде записей на счетах), иногда их подменяют сертификатами. 

СПОСОБ  РАЗМЕЩЕНИЯ.

Размещение  осуществляется путем публичной (открытой) подписки или частного (закрытого) размещения по предварительной договоренности. Посредники либо выкупают весь заем, либо на условиях комиссии реализуют его. Возможны смешанные варианты. Организуются аукционы по первичному размещению (администрация Пермской области) и открываются пункты продажи облигаций. Ценные бумаги выдаются, при согласии кредитора, в счет бюджетного долга.

ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК.

Ценные  бумаги муниципальных органов власти участвуют наравне с акциями  предприятий во всех операциях на рынке ценных бумаг. При этом основными  вопросами остаются проблемы привлекательности  облигаций для инвесторов и грамотности  посредника в организации работы на вторичном рынке. Правда, повышенная привлекательность может лишить облигации вторичного обращения

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЗАЙМА.

Помимо  уже названных: погашение и отсрочка долгов, привлечение более дешевых, чем банковский кредит, заемных средств, обеспечение социальных программ, погашение  задолженностей по заработной плате, создание резервного фонда и даже вложение всей суммы, вырученной от размещения займа, на депозит в банке.

СПОСОБ  ВЫПЛАТЫ ДОХОДА И  ПОГАШЕНИЯ.

В 1992-1993 гг. на облигации начислялся фиксированный  процент. В настоящее время под  влиянием инфляционных процессов получили распространение облигации с  плавающим доходом (в большинстве  случаев зависящие от ставки рефинансирования Центробанка РФ), облигации с нулевым купоном и беспроцентные облигации с номинальной стоимостью, приравненной к рыночной цене единицы жилой площади. Средняя доходность облигаций невелика, однако это компенсируется относительно высокой надежностью, налоговыми и другими льготами, розыгрышами призов, например земельных участков и квартир. Погашение происходит либо единовременно, либо поэтапно.

В настоящее  время муниципальные займы являются крайне незначительными по объему, что объясняется следующими причинами: неусточивость налоговой и иной доходной базы, как источника покрытия обязательств по облигационным займам, хроническая дефицитность многих местных  бюджетов, финансовое нездоровье регионов; покрытие значительной части местных  расходов дотациями из вышестоящих  бюджетов (в этих условиях самофинансирование за счет выпуска местных облигационных  займов приведет к сокращению бесплатных дотаций "сверху"; высокая инфляция, делающая невозможными долгосрочные инвестиционные проекты, моментально "съедающая" ресурсы, собранные через облигационный  займ; нежелание местных властей  брать на себя долговые вместо безвозвратных, платные вместо бесплатных обязательства, отсутствие на местах разработанных  стратегий оздоровления региональных бюджетов, низкий уровень квалификации персонала эмитента, незнание технологий выпуска и обращения и т.д.

2.1 Современные тенденции  развития рынка  ценных бумаг в  России.

Несмотря  на молодость рынок ценных бумаг  в России пережил взлеты и падения  сравнимые по размаху с зарубежными  рынками, что повлекло за собой серьезные  экономические последствия. Например, спад на рынке акций российских компаний, приведший к их обесцениванию  более чем на 40% в мае 1998г., в  связи с оттоком спекулятивных  иностранных капиталов, вызванным  кризисом на зарубежных фондовых рынках. Этот спад повлек за собой небезызвестный дефолт государства по ГКО в августе 1998г. Больше всех пострадал Российский фондовый рынок и во время мирового финансового кризиса, падение индексов российских индексов с мая 2008 года составило 70%. Понятно, что на фондовый рынок  повлияли не только внешние, но и внутренние факторы. На графике видно, что самое  сильное падение приходится на сентябрь-октябрь 2008 года, когда стали очевидны признаки мирового финансового кризиса и  он начал действовать на Россию.

Возникновение РЦБ РФ было во многом обусловлено  внеэкономическими причинами, что  определило западную модель его формирования. Являясь составной частью мирового РЦБ, фондовый рынок РФ в то же время  имеет свои особенности, связанные  с рядом причин.

Важной  особенностью РЦБ РФ является низкий уровень капитализации отечественных  компаний. Следующей важной особенностью РЦБ РФ является использованием акционирования, как формы передела собственности. В первое десятилетие существования  фондового рынка РФ подавляющее  большинство эмиссий акций российских компаний преследовало отнюдь не экономические  цели, как-то: повышение капитализации  компании, привлечение инвестиций и  т.д., а было направлено на размытие контрольного пакета акций владельцев компаний для перераспределения  собственности, зачастую незаконного.

Следует упомянуть также зависимость  формирования фондового рынка РФ от приватизации. Результатом такой  зависимости явилось то, что абсолютное большинство российских компаний в  первые 7-8 лет существования рынка  ценных бумаг юридически имели статус акционерного общества, но в то же время, по сути, являлись частным бизнесом весьма ограниченного круга лиц, вплоть до одного или нескольких инвесторов. Такое акционирование не предусматривало  свободную продажу акций и, как  следствие, они не котировались ни на одной биржевой площадке России и  зарубежья.

И, наконец, следует отметить крайне низкую ликвидность  российских ценных бумаг, т.е. их вторичный  рынок зачастую просто отсутствует. Относительно ликвидным ценными  бумагами в России и по сей день, остаются акции предприятий сырьевой промышленности, ориентированной на экспорт.

Несмотря  на то, что на организованном рынке  обращается более 200 акций российских компаний, сделки устойчиво концентрируются  вокруг нескольких эмитентов.

Повышению ликвидности российского рынка  ценных бумаг может существенно  способствовать усовершенствование технологий торговли (совершенствование клиринговых  систем и т.д.), увеличение объемов  торговли и эмиссии ценных бумаг, а также повышение прозрачности операций на нем. Необходимо повысить разнообразие инструментов, участников (ПИФы, НПФы, инвестиционные банки, инвестиционные агентства, инвест. компании, рейтинговые  агентства, управляющие компании, и  т.д.) и технологий рынка.

Влияние иностранных инвесторов и выдвигаемые  ими требования по оперативности  и качеству обслуживания, управлению рисками будет также в немалой  степени способствовать возрастанию  роли информационных технологий.

Таким образом, основной целью развития рынка  ценных бумаг России в ближайшее  десятилетие должно стать его  превращение в высокоэффективный механизм перераспределения финансовых ресурсов, способствующий существенному увеличению привлечения инвестиций российскими реципиентами и снижению стоимости инвестиционных ресурсов.

Применительно к текущей ситуации, рынок ценных бумаг должен превратиться из механизма  обслуживания преимущественно спекулятивных  операций в механизм перераспределения  инвестиций. Можно констатировать, что российский рынок ценных бумаг  при всех существующих недостатках  обладает огромным потенциалом развития.

2.2 Влияние финансового  кризиса на государственные  облигации.

Развитие  экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических  факторов показало, что создававшаяся и совершенствовавшаяся в последние годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий в мировой финансовой системе.

По ряду оценок, текущий финансово-экономический  кризис управляем со стороны мировой  финансовой элиты. Его основная цель - сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного  сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению  миграционных потоков населения  планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально  изменить направление и темпы  развития человечества. По сути, перед  устроителями нынешнего кризиса  стоят те же задачи, которые ранее  решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными  словами, сегодня идет третья мировая  война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат - геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные  с ними интересы мировых держав.

В этих условиях встает вопрос о возможности  и целесообразности сохранения национального  финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

Во-первых, можно принять существующее положение  дел в мировой финансовой системе  как данность и попытаться выстраивать  стратегию собственного развития как  маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать  в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования господства иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием этой позиции станет продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющейся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат - российская экономика никогда не сможет изменить свой «сырьевой» статус, так как в мировой системе распределения труда «высокотехнологические» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 - это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России.

Информация о работе Рынок государственных облигаций в России