Рынок государственных облигаций в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:40, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разобраться, что же такое рынок государственных ценных бумаг в России, каковы его особенности, история и перспективные возможности

Оглавление

Введение.
Глава1: Государственные облигации.
1.1 Понятие и сущность облигаций
1.2 Виды облигаций.
1.3 Современные российские государственные облигации.
1.4 Облигации местных органов власти.
1.5 Государственные федеральные ценные бумаги и характеристика развития рынка ценных бумаг.
Глава2: Развитие гос. облигаций в России.
2.1 Современные тенденции развития рынка ценных бумаг в России.
2.2 Влияние финансового кризиса 2008 года на рынок ценных бумаг в РФ.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Деньги, кредит, банки.docx

— 50.64 Кб (Скачать)

Доходность  ГКО определяется по формуле:

Д = [(Цпогашения - Цпокупки)/(N-D)] * (365/Тпогашения) * [100/(100-Сналога)] * 100,

где Цпогашения - цена погашения облигации; Цпокупки - цена покупки облигации; N - номинал  ГКО, руб; D - дисконт, руб; Тпогашения - количеств  дней до даты погашения ГКО; Сналога - ставка налога на прибыль для владельца  ГКО, %.

Государственные краткосрочные облигации являются бескупонными (дисконтными) облигациями, по своей природе аналогичными облигациям федерального займа, также эмитируемыми Министерством Финансов РФ

Участники рынка ГКО: Эминент-Министерство финансов. Генеральный агент по обслуживанию выпусков ГКО-Банк России( в функции  которого помимо всего прочего входит гарантирование их своевременного погашения)

Владельцы ГКО-Инвесторы из числа юридических  и физических лиц (для каждого  выпуска отдельно могут устанавливаться  ограничения на потенциальных владельцев) все операции по обращению ГКО  осуществляются через учреждения Банка  России или уполномоченные им организации (Дилеры) В соответствии с предоставленными полномочиями Министерство финансов и  Банк России разработали и утвердили  Положение об обслуживании и обращении  выпусков ГКО, которое регулирует круг вопросов, связанных с функционированием  рынка ГКО. Им устанавливается, что  обращение ГКО осуществляется только в форме совершения сделок купли- продажи через Торговую систему, расчеты по ним осуществляются: в  части ценных бумаг - через Депозитарий , а в части денежных средств- через  расчетную систему. Функции Торговой системы, Депозитария и Расчетной  системы выполняются Московской межбанковской валютной биржей (ММВБ) на основании соответствующего договора с Банком России. Для реализации этих функций на ММВБ разработаны  и внедрены Торгово-депозитарная система, а также Система электронных  межбанковских расчетов (СМБР), причем обе эти системы связаны между  собой не только организационно но и технологически. К торговле на ММВБ допускаются только официальные  дилеры Банка России коммерческие банки  и небанковские учреждения, заключившие  с ЦБ РФ договора на выполнение функций  дилеров на рынке ГКО.

Облигации выпускаются со сроками обращения  в 3, 6, 12 месяцев. С 27 сентября 1994 года номинал  вновь выпускаемых облигаций  равен 1 000 000 рублей. Каждому выпуску  ГКО-ОФЗ присваивается государственный  регистрационный номер, состоящий  из 9 разрядов, например, в серии ГКО 21034RMFS: - цифра "2" указывает на вид  ценной бумаги - долговое обязательство, - цифра "1" указывает на тип  ценной бумаги ( 1 - для 3-х месячных, 2 - для 6 месячных ,3

- для  12 месячных облигаций ,4- для ОФЗ), - цифры "034" указывают на  порядковый номер данного выпуска  облигаций, - буквы "RMFS" указывают  на эмитента - Russian Ministry of Finance, - буква  "S" указывает, что данная  ценная бумага является государственной  - State Security.

Банк Pоссии  выполняет на pынке ГКО одновpеменно несколько функций :- агента МинФина  по обслуживанию выпусков облигаций;- Дилеpа;- контpолиpующего оpгана. Выполняя функции агента, Банк Pоссии устанавливает  тpебования к Тоpговой, Pасчетной системам, Депозитаpию и субдепозитаpиям; устанавливает  тpебования к дилеpам и опpеделяет  их количественный состав; устанавливает пpавила тоpгов и пpоводит аукционы по пеpвичной пpодаже облигаций; осуществляет погашение.

Таким образом, мы проследили процесс выпуска  и функционирования на рынке ценных бумаг двух видов государственных  казначейских обязательств. Проведенный  анализ показывает, что государство  и органы местного самоуправления активно  включаются в систему рыночных способов регулирования экономикой. К сожалению  удельный вес государственных ценных бумаг на рынке сегодня невысок, однако имеющийся опыт позволяет  надеется, что практика выпуска и  реализации ценных бумаг государством станет одним из способов пополнения бюджета. Из этого следует, что данная практика должна стать одним из приоритетных видов экономической деятельности государства.

Облигации федерального займа (ОФЗ). Они представляют собой семейство облигаций с  фиксированным доходом (ранее на рынке присутствовали ОФЗ с переменным доходом, эмитированные в настоящий  момент ОФЗ с переменным доходом  на рынке фактически не обращаются), эмитированных Министерством Финансов РФ. Данная бумага погашается в полном объёме в дату погашения, а в течение  срока обращения с годовым  или полугодовым интервалом выплачивается  определённый при эмиссии купонный доход.

При заключении сделки купли/продажи осуществляется оплата покупателем купонного дохода накопленного с начала текущего купонного  периода до даты заключения сделки (НКД). Котировки ОФЗ указываются  без учета НКД.

Выпускались такие виды ОФЗ:

— облигация  федерального займа (ОФЗ) с постоянным или переменным купоном. Эмитентом  выступает Министерство финансов РФ. Облигация является именной среднесрочной  или долгосрочной бумагой;

— облигация  государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), эмитируемая Министерством  финансов РФ. Облигация является среднесрочной  бумагой с плавающим купоном, величина которого определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или  официальных показателей, характеризующих  инфляцию;

— облигации  федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

— облигации  федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК).

Помимо  вышеперечисленных инструментов на данном рынке также представлены государственные облигации Банка  России (ОБР), выпускаемые Банком России в целях реализации денежно-кредитной  политики.

На рынке  государственных облигаций существуют следующие операции:

— операции по размещению государственных облигаций;

— операции, осуществление которых возможно при обращении государственных  облигаций на вторичном рынке;

— операции по обслуживанию выпусков ГКО / ОФЗ.

Торги на рынке ГКО / ОФЗ проводятся ежедневно, за исключением выходных и праздничных  дней. Расписание проведения торгов определяется Банком России.

Государственные облигации имеют номинал 10 рублей (некоторые выпуски ОФЗ-ФД) и 1000 рублей. Средняя доходность по рынку ГКО-ОФЗ  составляет 12-15 процентов годовых  в зависимости от выпуска.

Риск  вложения в гособлигации принято  считать минимальным в рамках конкретной экономической системы. Это обуславливает низкую доходность по данным инструментам. Таким образом, государственные облигации РФ могут  быть интересны инвестору в качестве безрисковой составляющей общего инвестиционного  портфеля.

В случае сохранения благоприятной ценовой  конъюнктуры на рынке энергоносителей, дальнейшего укрепления курса рубля, общего улучшения макроэкономической ситуации в стране, а также декларируемого правительством отказу от внешних заимствований (что может привести к дефициту суверенного долга) - инвестиции в  государственные ценные бумаги будут  достаточно привлекательными для инвесторов. Однако в связи с низкой доходностью  и высокой дюрацией данных облигаций, операции на рынке государственного долга могут носить спекулятивный  характер

1.4 Облигации местных  органов власти

В качестве эмитентов указанных облигаций  могут выступать органы власти национально-государственных  и административно-территориальных  образований Российской Федерации: область - республика район - округ город. При этом возможен выпуск облигационного займа не только от имени, например, правительства республики, но и от лица ее министерств и ведомств. В число рассматриваемых ценных бумаг могут быть также включены облигации, гарантированные местными органами власти в части выполнения долговых обязательств по ним. Облигации  местных органов власти не относятся  к составу государственного внутреннего  долга Российской Федерации и, соответственно, на них не распространяются ограничения  и правила, установленные для  долговых обязательств правительства  РФ. Все приведенные ниже виды облигаций, распроcтраненные в мире, можно использовать в российской практике, правовых препятствий к этому нет.

1.5 Государственные  федеральные ценные  бумаги

Облигации под общее обязательство о  погашении задолженности Облигации, выпускаемые без обеспечения, под  общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей  способностью органа власти взимать  налоги (без закрепления определенных видов налоговых льгот).

Обычно  выпускаются для покрытия общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета поступлений, сборов и т.д. (как источника погашения  займа). Вместе с тем обычно в условиях выпуска уточняется определение  общей налоговой способности (какими видами налоговых платежей она создается, какие ограничения существуют со стороны центрального правительства, какими, кроме налогов, платежами  в доход местного бюджета обеспечивается погашение долговых обязательств, какие  источники будут обращены на это  погашение в первую очередь и  т.д.)

Облигации под общее обязательство (о погашении  задолженности), с ограниченным покрытием  по налоговой способности. Облигации, выпускаемые без обеспечения, под  общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей  способностью властей к взысканию  налогов, а конкретным налоговым  источником - вниманием налоговых  платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления (от конкретных объектов, находящихся в муниципальной  собственности). К этой же категории  можно отнести целевые облигационные  займы на строительство конкретных объектов или реализацию иных проектов, доходы от которых будут идти на погашение займа.

Облигации, выполнение обязательств по которым  обеспечивается доходами от конкре

тного проекта (на реализацию которого направляются средства, аккумулированные посредством  облигационного займа). Например, строительство  аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских  портов (арендная плата за пользование  терминалами), больниц (плата, вносимая пациентами, средства медицинского страхования), строительство муниципальных домов (плата за проживание, покупка домов), проекты в области электроэнергетики, газоснабжения, строительства дорог, спортивных сооружений, переработки  отходов, снабжения водой и т.д. В международной практике часто долевым или исключительным источником погашения местных займов выступает финансирование, получаемое от центрального правительства (на цели, под которые ранее авансировались средства через выпуск облигаций).

Облигации могут выпускаться:

а) на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение, б) на другие цели, но под  доходы от объектов, находящихся в  муниципальной собственности (средства, поступающие от облигационного займа, на цели, связанные с данными объектами, не используются).

Обычно  в условиях выпуска тщательно  оговаривается, какая часть доходов  может быть направлена на погашение  обязательств перед держателями  облигаций, а какая - на покрытие текущих  издержек от эксплуатации объекта, приносящего  доходы, его ремонт, модернизацию и  т.д. В другом варианте может предусматриваться, что обязательства по облигациям гасятся в любом случае из валовых  доходов, а покрытие прочих издержек происходит из оставшейся части денежных поступлений. Правовых препятствий  для применения подобной схемы в  российской практике нет (хотя определенные правовые сложности возникнуть могут). Устанавливается приоритетность в  направлении конкретных доходов  на погашение данной облигационной  эмиссии или других облигационных  займов.

Например, если на строительство аэропорта  выпущено 3 облигационных займа, то нужно решить вопрос о последовательности их погашения из доходов от его  эксплуатации. Могут устанавливаться  также ограничения на выпуск новых  облигационных эмиссий с тем, чтобы они не привели к нехватке ресурсов для покрытия долга, к невозможности  для эмитента обслуживать суммарный  облигационный долг из доходов, предназначенных  на эти цели. С этой целью используется коэффициент "доходы/выплаты по обслуживанию суммарного долга", который должен составлять не менее 1,0-2,0.

В условиях выпуска облигационного займа устанавливаются  обязанности эмитента по поддержанию  в должном состоянии объектов, доходы от эксплуатации которых идут на погашение долга, обязательства  по страхованию объекта и т.д.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые  или иные поступления, на покрытие краткосрочных  кассовых дефицитов бюджета. Многие бюджеты страдают от кассовых разрывов в течение года: расходы осуществляются равномерно при сезонности поступления  налоговых и иных доходов (например, в сельскохозяйственных районах). С целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3-12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения: а) за счет будущих налогов,

б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных  в облигации, при определении  размеров налоговых платежей, в) под  ожидаемые в будущем дотации  от вышестоящих бюджетов,

Информация о работе Рынок государственных облигаций в России