Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:12, курсовая работа
Цель данного исследования – исследовать формирование рынка ценных бумаг Республики Казахстан.
В соответствии с поставленной целью в задачи исследования входят:
- раскрыть сущность и понятие рынка ценных бумаг;
- описать структура и принципы функционирования рынка ценных бумаг;
В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе, имеют отношение к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относится «клиенты» и «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь» часто лежит вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них - один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких- либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капитала с целью их сохранения и преумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них - часть «внешней деловой сферы», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.
Вторую группу составляют профессиональные торговцы, фондовые посредники, т. е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это - организации, а в ряде стран – и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок.
Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг для всех участников фондового рынка. Всю совокупность этих организаций именуют «инфраструктурой» фондового рынка.
К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчетные организации, депозитарий и регистраторы и др.
Ядром фондового рынка, тем, что поддерживает его интегрированность, что создает «национальную модель» фондового рынка той или иной страны, тем, что заслуживает специального изучения, является его «оптовый» сегмент, а также его инфраструктура.
1.3 Проблемы формирования и функционирования рынка ценных бумаг
Формирование основ рынка ценных бумаг Казахстана было начато в 1992 году, когда Правительство в лице Министерства финансов впервые приступило к регистрации выпусков ценных бумаг. Однако реального прогресса удалось добиться в течение периода с 1995 по 1997 год, когда была создана полноценная система государственного регулирования, сформирована необходимая правовая, институциональная, техническая инфраструктура.
1998-1999 годы для казахстанского
фондового рынка не
Среди событий последнего времени наиболее важным стало изменение системы государственного регулирования фондового рынка. С 2001 года в Казахстане начала формироваться новая система государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающая объединение всех надзорных и регулятивных функций в рамках одного специализированного органа. На сегодняшний день работа ведется сразу в двух направлениях: во-первых, осуществляется разработка необходимой законодательной базы, во-вторых, проводятся институциональные преобразования, предусматривающие концентрацию всех регулятивных и надзорных функций в Национальном Банке Республики Казахстан (для последующего выделения всех надзорных подразделений в отдельный орган).
Новым этапом в качественном развитии рынка ценных бумаг были 2002-2003 гг. Это вызвано тем, что в конце 2002 года и в 2003 году были приняты новые версии законов «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» , «Об инвестиционных фондах», а также внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении».
Законом «Об акционерных обществах» предусматривается выполнение обществами ряда новых требований. Это касается создания службы внутреннего аудита, предоставления акционерам и уполномоченному органу существенной информации, относящейся к деятельности общества, раскрытия сведений об аффилиированных лицах общества, изменению подход к определению статуса народных акционерных обществ (не по количеству акционеров, а по объему собственного капитала) и определению деятельности платежных агентов акционерных обществ. Следует отметить, что при подготовке указанного законопроекта были изучены и учтены модельный Закон стран СНГ «Об акционерных обществах», а также международные принципы корпоративного управления.
В Законе Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» усовершенствованны нормы, регулирующие порядок выпуска, обращения и погашения ценных бумаг, регистрации сделок с ценными бумагами, создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и организаций, составляющих инфраструктуру рынка ценных бумаг, правовой статус и компетенцию уполномоченного органа по регулированию рынка ценных бумаг Кроме того, законопроект предусматривает включение в него ряда запретов, ограничений, применимых на рынке ценных бумаг, в целях исключения злоупотреблений и недобросовестных действий, и направленных, прежде всего, на обеспечение прав получения доходов по ценным бумагам, ознакомление с информацией об эмитентах ценных бумаг, защиту от инсайдерских сделок. Законопроект разработан с учетом достижений мировой практики по регулированию рынка ценных бумаг, а также произошедших изменений на отечественном рынке ценных бумаг после принятия первоначальной версии закона. При этом действующий закон Республики Казахстан «О регистрации сделок с ценными бумагами в Республике Казахстан» от 05 марта 1997 года должен быть признан утратившим силу в связи с включением его основных норм в новую версию закона «О рынке ценных бумаг».
Закон «Об инвестиционных фондах» предусматривает смягчение действующих на сегодняшний день и препятствующих появлению инвестиционных и паевых фондов излишних регулятивных норм, и переход от действующей системы организации инвестиционных фондов в виде полноценных акционерных обществ к системе паевых фондов.
Основной целью законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» от 20 июня 1997 года является совершенствование положений в части защиты законных интересов граждан и лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в Республике Казахстан, а также повышение стандартов пенсионных услуг. Данным законопроектом предусматривается исключение права ГНПФ как фонда «по умолчанию». Кроме того, исключается разделение НПФ на государственный и негосударственные НПФ и, соответственно, первый будет иметь право инвестировать свои пенсионные активы в те же финансовые инструменты, в какие разрешено инвестировать пенсионные активы негосударственным накопительным пенсионным фондам.
Законопроектом
На сегодняшний день казахстанский рынок ценных бумаг уже начинает играть роль полноценного механизма, призванного служить для удовлетворения взаимных интересов инвесторов, желающих выгодно вложить свои средства, и эмитентов, нуждающихся в финансировании. И пусть пока потенциал рынка реализован далеко не в полном объеме, позитивные тенденции налицо.
С того времени, как в 1991 году в Казахстане были начаты экономические преобразования, направленные на формирование рыночных отношений в экономике и явившиеся толчком для возникновения рынка ценных бумаг, Казахстану удалось не только создать фондовый рынок, но и добиться значительных успехов в его развитии, важнейшими из которых являются:
- создание и постоянное совершенствование стабильной и развитой технической и инфраструктуры рынка ценных бумаг;
- наличие, по мнению международных экспертов, прогрессивной законодательной базы рынка ценных бумаг и самого высокого уровня корпоративного управления среди стран СНГ;
- создание и активизация деятельности крупных внутренних институциональных инвесторов и управляющих портфелем ценных бумаг;
- реальный запуск и наличие большого потенциала для роста рынка корпоративных облигаций.
Несмотря на достигнутые положительные результаты рынок ценных бумаг Казахстана еще не завершил свое развитие и перед ним еще стоит ряд проблем. Деятельность Национального Банка в ближайшее время будет направлена на сохранение имеющихся позитивных тенденций и решение существующих проблем.
2. АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ КАЗАХСТАНА
2.1 Этапы становления рынка ценных бумаг Республики Казахстан
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы.
В 1998 году прямое кредитование правительства было полностью прекращено, а весь правительственный долг перед Национальным банком был переоформлен в специальные десятилетние облигации МЕАКАМ. Со своей стороны с 1994 года министерство финансов начало переходить к неинфляционным методам финансирования дефицита бюджета - заимствованию на внутреннем рынке путем выпуска ценных бумаг. Первыми ГЦБ были трехмесячные казначейские обязательства. В течение первых 6 месяцев аукционы по ним проводились редко и нерегулярно, примерно один раз в месяц, но уже к концу года они стали проводиться еженедельно.
Сейчас частота проведения аукционов по размещению ГЦБ министерства финансов увеличилась до 2-3 раз в неделю. Значительно выросли и объемы размещения. Если не учитывать специальные ценные бумаги МЕАКАМ и АВМЕАКАМ, то их годовой выпуск увеличился с 1995 года по 2000 год более чем в 6 раз, с Т10,5 до Т61,2 млрд. В 1999 году в связи с апрельской девальвацией тенге интерес к тенговым ГЦБ упал. Министерство финансов с целью поддержания рынка начало выпускать краткосрочные валютные ЦБ, а также осуществило выпуск специальных валютных облигаций АВ-МЕКАМ. В настоящее время краткосрочные валютные ценные бумаги полностью погашены, а пятилетние были конвертированы в мае 2000 года в еврооблигации.
Валютные ГЦБ не принесли их владельцам каких-либо сверхдоходов. Они имели повышенную доходность только в период с апреля по июнь 1999 года (по 3-х месячным - по сентябрь). Период повышенной доходности затем сменился периодом очень низкой доходности по причине стабилизации курса тенге, после чего их доходность стала сравнима с доходностью тенговых бумаг.
ГЦБ министерства финансов являются не только инструментом заимствования правительства на внутреннем рынке, но и инструментом регулирования денежной базы Национального банка на вторичном рынке. В связи с тем, что Национальный банк не может приобретать ГЦБ на первичном рынке, а объем их на вторичном рынке пока очень невелик, то портфель ГЦБ Нацбанка недостаточен для целей регулирования денежной базы. Поэтому Национальный банк с 1995 года был вынужден выпускать свои ценные бумаги - ноты.
Ноты Национального банка имеют короткие сроки обращения - от 7 до 91 дня, достаточные для оперативного регулирования денежной базы и поэтому они не конкурируют с ценными бумагами правительства. В апреле 1999 года, в период введения режима свободно плавающего обменного курса, Национальным банком также выпускались валютные ноты, в том числе в разовом порядке специальные ноты для защиты пенсионных активов.
Увеличение объемов поступлений в республиканский бюджет в 2000 году определило относительно невысокую потребность бюджета в заемных средствах, и в этом году впервые за годы существования рынка ГЦБ объем погашения ценных бумаг превысил объем их размещения. Кроме того, министерство финансов снизило объемы заимствования и увеличило сроки размещения государственных казначейских обязательств. Наблюдалась устойчивая тенденция снижения уровня доходности на внутреннем рынке: только за 2000 год доходность по краткосрочным бумагам снизилась более чем в 2 раза.
Высокий уровень ликвидности на финансовом рынке при значительном снижении чистой эмиссии ценных бумаг правительства привел к тому, что Национальный банк для регулирования избыточной ликвидности банков был вынужден в прошлом году увеличить выпуск тенговых краткосрочных нот более чем в два раза по сравнению с 1999 годом. Объем выпуска нот составил Т132,5 млрд., что привело к значительному увеличению доли нот НБК в структуре всех государственных тенговых бумаг в обращении.
Рынок ГЦБ развивался не только в направлении количественного роста, за эти годы на нем произошли глубокие качественные изменения. Постоянно расширяется спектр государственных ценных бумаг, увеличиваются сроки их обращения . Если в 1994 - 1996 годах эмитировались только краткосрочные бумаги (3-х, 6-ти и 12-и месячные бумаги), то с 1997 года эмитируются и среднесрочные дисконтированные и индексированные бумаги министерства финансов.
Начиная с 2000 года объем выпуска среднесрочных ценных бумаг становится значительным и их выпуск достигает Т11,2 млрд., или 23,4 % от всего выпуска тенговых ГЦБ министерства финансов. С 2000 года регулярно выпускаются двух и трехлетние дисконтированные и индексированные по инфляции ценные бумаги, по которым отмечается достаточно устойчивый спрос. Так, в 2001 году, несмотря на снижение доходности, по отдельным видам этих бумаг спрос превышал предложение более чем в 5-6 раз.