Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение механизма рефинансирования кредитных организаций в России. Для этого необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие российской системы рефинансирования;
определить, какие инструменты используются для проведения рефинансирования;
проследить динамику ставки рефинансирования с начала существования механизма рефинансирования до нашего времени;
оценить проведение рефинансирования в 2009 и 2010гг.;
обозначить, какие проблемы есть у современной системы рефинансирования;
определить направления развития системы рефинансирования в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Эволюция системы рефинансирования в России………………………….....5
1.1. Появление системы рефинансирования………………………………….5
1.2. Первый кризис ликвидности……………………………………………...6
1.3. Поворотный момент кризиса 1998г. .………………………………….....7
2. Система рефинансирования в России…………..……………………………12
2.1. Кредиты Банка России …………………………………………………..12
2.2. Другие инструменты рефинансирования ………………………………18
2.3. О ставке рефинансирования …………………………………………….20
2.4. Система рефинансирования 2009-2010г………………………………. 24
3. Актуальные проблемы и направления развития сложившейся системы
рефинансирования…...…….. ………………………………………………...28
3.1. Недостатки сложившейся системы рефинансирования ………………28
3.2. Направления развития системы рефинансирования…………………...30
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37
Поскольку
уровень ставок по
Фактически
процентная политика Банка
Основные
показатели проведения
Таблица 5
Объём операций рефинансирования за 2010г.
показатели |
объём операции |
внутридневные кредиты |
28трлн.руб |
операции прямого РЕПО |
1,5трлн.руб |
кредиты «овернайт» |
229млрд.руб. |
операция «валютный своп» |
17,4млрд.руб. |
ломбардные кредиты |
74,9млрд.руб. |
В 2009г. Банк России будет применять рыночные инструменты и инструменты постоянного действия для предоставления денежных средств кредитным организациям. В качестве основных инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям будут выступать операции банка России на открытом рынке (аукционы прямого РЕПО и ломбардные кредитные аукционы). Банк России также продолжит использован е инструментов постоянного действия (сделок «валютный своп», ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам). Внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» Банка России, предоставляемые кредитным организациям, будут использоваться для обеспечения бесперебойного осуществления расчётов.
В случае
необходимости Банк России
Банк России
намерен последовательно
В 2009г. действия Банка России будут направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности. Эффективности воздействия указанных инструментов денежно-кредитной политики на ситуацию в банковском секторе России во многом будет способствовать дальнейшее развитие платёжной сис-темы и финансового рынка.
3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИСТЕМЫ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
3.1. Актуальные проблемы сложившейся системы рефинансирования
Несмотря на наличие практически всех элементов, присущих развитым странам, сложившаяся на сегодняшний день в России система инструментов денежно-кредитного регулирования имеет целый ряд «узких» мест, которые существенно снижают её эффективность.
Во-первых,
отечественная система
Во-вторых, низкую эффективность отечественного рефинансирования усугубляют существенные различия в структуре балансов отечественных кредитных организаций. Если в структуре активов банков первого круга значительную долю занимают ликвидные ресурсы – государственные и первоклассные корпоративные ценные бумаги, возможность быстрой реализации которых без значительных потерь на рынке достаточно высока, то в структуре активов остальных банков высокую долю занимают кредиты, а ликвидные активы представлены более рискованными вложениями, в частности, в ценные бумаги предприятий – эмитентов второго эшелона, векселя и бумаги, риск реализации которых с существенным дисконтом значительно выше. Одновременно именно банки второго и третьего эшелонов практически не имеют доступа к инструментам денежно-кредитного регулирования Банка России. Их возможности по привлечению централизованных ресурсов сводятся к получению сверхкоротких денег в рамках внутридневных кредитов и кредитов овернайт, выдаваемых под залог всё тех же ликвидных государственных ценных бумаг.
В-третьих,
нельзя не отметить
Наконец, в-четвёртых, превалирующая роль операций Банка России на внутреннем валютном рынке в формировании прироста денежной базы не может сохраняться постоянно. Изменение ситуации с платёжным балансом, в частности, из-за снижения положительного сальдо счёта текущих операций или активизации оттока капитала неизбежно приведёт к снижению объёмов нетто-покупки иностранной валюты Банком России и, как следствие, сокращению роли этого источника наращивания денежной базы. Да и неоднократно высказываемые намерения денежных властей России отойти от механизма пополнения денежного предложения преимущественно за счёт проведения валютных операций свидетельствуют о снижении в будущем роли данного инструмента пополнения ликвидности.
3.2. Направления развития системы рефинансирования
Какова
же наиболее адекватная модель
системы рефинансирования разви
В первую очередь следует отметить, что инструменты среднесрочного рефинансирования (до 1года) вплоть до унификации денежно-кредитной системы существовали практически во всех странах. Лишь на базе развития финансовых рынков, повышения конкурентоспособности банковского сектора центральные банки стали постепенно «устраняться» с рынка заёмного капитала, представляя возможности банковскому сектору самостоятельно аккумулировать и перераспределять ресурсы. В настоящее время система рефинансирования развитых стран носит характер «ночного сторожа», следящего за расшивкой «узких» мест в системе расчётов и разрешением возможных системных затруднений банков с ликвидностью. Тем не менее, несмотря на то что основным источником регулирования текущей ликвидности развитых стран являются краткосрочные кредиты в рамках механизма РЕПО, системой денежно-кредитного регулирования предусмотрен целый арсенал мер так называемой «тонкой настройки», включающих в случае необходимости проведение неформальных операций с определённым кругом банков с использованием различных активов – иностранной валюты и ценных бумаг.
По-видимому, такой арсенал точечных экстренных мер, включающих предоставление на двусторонней основе нуждающимся банкам краткосрочных ресурсов в рамках «валютного свопа», прямого и обратного РЕПО, ломбардных кредитов, мог бы быть предусмотрен и в отечественной денежно-кредитной системе. При этом, в отличие от действующих официальных инструментов, ставки, объёмы и контрагенты подобных операций «тонкой настройки» не должны носить жёстко регламентируемого характера, тогда как процедура их предоставления должна быть прозрачна и нормативно отрегулирована. Ведь именно отсутствие нормативной базы и системы распределения ответственности не позволило денежным властям использовать инструмент чрезвычайного кредитования в ходе кризиса 2009-2010г.
В настоящее
время следовало бы расширить
практику применения такого
Кроме того,
существенному реформированию
Потенциальная реализация данных предложений, а также разрешение проблемы несовершенства отечественной системы рефинансирования, по-видимому, удел ближайших 5-10лет. Пока же как сами банки, так и денежные власти пытаются «залатать» время от времени возникающие в ней бреши. Их усилия имеют три направления. Первое, как было отмечено выше, представлено действиями денежных властей, направленными на расширение спектра финансовых инструментов, принимаемых в качестве залога при операциях рефинансирования, а также на увеличение сроков привлечения ресурсов. Так, Банком России в 2009г. были существенно расширены возможности по использованию в качестве залога не только государственных и близких к ним по качеству ценных бумаг, но и бумаг, эмитентами которых выступают первоклассные российские эмитенты, с рейтингом долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте как минимум одним из иностранных рейтинговых агентств на уровне ниже ВВ по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor’s или Fitch Ratings либо Ва2 по классификации рейтингового агентства Moody’s. Тем не менее данные нормы пока получили лишь ограниченное практическое наполнение в форме соответствующих решений совета директоров Банка России: к действующим инструментам Ломбардного списка в 2010г. добавлены лишь ценные бумаги Правительства Москвы, облигации некоторых субъектов РФ и ряда крупнейших компаний. Несмотря на нововведения, официальная версия развития системы рефинансирования грешит прежними недостатками: узким кругом участников операций (системообразующие банки) и отсутствием объёмных портфелей «голубых фишек», принимаемых в залог, у наиболее нуждающихся в централизованных ресурсах средних и мелких банков.
Информация о работе Рефинансирование кредитных организаций в России