Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2015 в 12:15, реферат
Банк должен так управлять своей ликвидностью, чтобы не допускать нарушения указанных нормативов. Для этого он должен балансировать принятые на себя обязательства и требования, например, по договорам банковского депозита и по кредитным договорам, причем не только по объему этих обязательств и требований, но и по срокам исполнения. Поэтому для крупной компании, нуждающейся, например, в долгосрочном кредитовании на значительные суммы, целесообразно обращать внимание на крупные банки, в том числе и по причине способности таких кредитных организаций адекватно своим операциям управлять риском ликвидности, выполняя таким образом требования банковского законодательства и нормативных актов Банка России.
Введение ........................................................................................................2
Глава 1. Активные операции системного банка...................................... 3
1.1. Ведение банковского счета ..................................................................3
1.2. Потребительское кредитование ...........................................................8
1.3. Форфейтинг ..........................................................................................10
1.4. Выдача банковских гарантий .............................................................13
Глава 2. Приостановление операций по банковским счетам ................18
Заключение .................................................................................................25
Список использованных источников..................................................... 26
Если налогоплательщик имеет валютный счет, то приостановление операций означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций, по курсу Банка России, установленному на дату начала действия приостановления.
Приостановление операций действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций.
Если после принятия решения о приостановлении операций изменились наименование налогоплательщика и (или) реквизиты счета в банке, операции по которому приостановлены, то указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика, изменившего свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафа.
Если общая сумма денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает указанную в этом решении сумму, то этот налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога.
Налоговый орган обязан в течение 2 дней со дня получения заявления налогоплательщика принять решение об отмене приостановления операций по счетам в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении налогового органа о приостановлении операций по счетам.
Если к заявлению налогоплательщиком не приложены документы, подтверждающие наличие денежных средств на счетах, указанных в этом заявлении, то налоговый орган вправе до принятия решения об отмене приостановления операций по счетам в течение дня, следующего за днем получения такого заявления, направить в банк, в котором открыты счета, запрос об остатках денежных средств. Сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика направляется банком в электронной форме не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.
После получения от банка информации о наличии денежных средств на счетах налогоплательщика в размере, достаточном для исполнения решения о взыскании, налоговый орган обязан в течение 2 дней принять решение об отмене приостановления операций в части превышения суммы денежных средств, указанной в решении.
Пример. Воспользуемся условием примера 1. Предположим, что ООО "Луч" решило разблокировать свои счета в ЗАО "Райффайзенбанк" и в ОАО Банк "ВТБ" в связи с достаточностью средств для погашения задолженности на счете в ОАО АКБ "Авангард". Налогоплательщик 6 марта 2015 г. направил заявление об отмене приостановления операций по счетам в налоговый орган, к которому приложил выписки со счета в ОАО АКБ "Авангард". Налоговый орган, рассмотрев заявление, 10 марта 2015 г. вынес решение об отмене приостановления по счетам в ЗАО "Райффайзенбанк" и в ОАО Банк "ВТБ".
Решение об отмене приостановления операций по счетам направляется в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Копия решения об отмене приостановления операций по счетам передается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
Налоговые органы несут ответственность за несвоевременную разблокировку или неправомерную блокировку счета (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Ответственность наступает в следующих случаях:
1) неправомерное приостановление
операций по счетам
2) несвоевременная разблокировка счета налогоплательщика:
- нарушен срок отмены
решения о приостановлении
- нарушен срок направления
в банк решения об отмене
приостановления операций по
счетам налогоплательщика в
Мерой ответственности налогового органа является уплата процентов налогоплательщикам. Проценты начисляются на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика, нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или срока направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.
Продолжительность периода начисления процентов в случае неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика определяется за каждый календарный день начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика.
Пример. Налоговая инспекция неправомерно вынесла решение о приостановлении операций по счету ООО "Терра" в банке на сумму 800 000 руб. Решение о приостановлении операций по счету ООО "Терра" получено банком 3 марта 2015 г. Решение об отмене приостановления операций по счету ООО "Терра" налоговая инспекция прислала в банк 14 марта 2015 г.
Таким образом, период неправомерной блокировки счета ООО "Терра" составил 12 дней (с 3 по 14 марта).
Ставка рефинансирования Банка России, действовавшая в этот период, составила 8,25%.
Сумма процентов за неправомерное приостановление операций по счету ООО "Терра" составила 2169,86 руб. (800 000 руб. x 12 дн. x (8,25% / 100%) / 365 дн.).
В случае несвоевременной разблокировки счета налогоплательщика проценты начисляются за каждый календарный день нарушения срока.
Пример 6. ООО "Лира" не представило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 г. в налоговый орган в установленный срок (не позднее 30 марта 2015 г.) и в течение последующих 10 дней по истечении этого срока.
Руководитель налоговой инспекции принял решение о приостановлении операций по счетам ООО "Лира" в банке на сумму 200 000 руб. 16 апреля 2015 г. ООО "Лира" представило налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2014 г. в налоговый орган. 20 апреля 2015 г. налоговый орган отменил решение о приостановлении операций по счетам ООО "Лира" в банке.
В соответствии с п. 3.1 ст. 76 НК РФ отмена решения о приостановлении
операций по счетам производится не позднее
одного дня, следующего за днем представления
налогоплательщиком-
ООО "Лира" вправе получить проценты за каждый календарный день нарушения срока разблокировки счета.
Сумма процентов за 3 дня (с 18 по 20 апреля) нарушения срока разблокировки счета ООО "Лира" составила 135,62 руб. (200 000 руб. x 3 дн. x (8,25% / 100%) / 365 дн.).
Рассмотрим отражение процентов, уплачиваемых налоговым органом за несвоевременную разблокировку счета или неправомерную блокировку счета, в бухгалтерском учете налогоплательщика.
В бухгалтерском учете предприятий торговли и общественного питания проценты, уплаченные налоговым органом за несвоевременную разблокировку счета или неправомерную блокировку счета, относятся к прочим доходам (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Такие доходы принимаются к учету в фактических суммах и признаются по мере образования (выявления) (п. п. 10.6, 16 ПБУ 9/99).
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о расчетах с налоговым органом по получению процентов за нарушение процедуры блокировки банковских счетов предназначен счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Сумма полученных процентов отражается по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета".
Для отражения полученных от налоговых органов процентов в составе прочих доходов используется счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы".
Рассмотрим отражение процентов, уплачиваемых налоговым органом за несвоевременную разблокировку счета или неправомерную блокировку счета, в налоговом учете предприятий торговли и общественного питания.
Подробные разъяснения по данному вопросу представлены в Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/128 "Об учете в целях налогообложения прибыли дохода в виде процентов, полученных в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка такого решения на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления".
Если налогоплательщик находится на общем режиме налогообложения, то согласно ч. 1 ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для российских организаций прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются только те доходы налогоплательщика, которые поименованы в ст. 251 НК РФ.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 и 203 НК РФ из бюджета (внебюджетного фонда).
Ввиду того что пп. 12 п. 1 ст. 251 НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения доходов налогоплательщика в виде сумм процентов, полученных в соответствии с требованиями ст. 76 НК РФ, указанные проценты подлежат включению в состав внереализационных доходов. При этом доходы учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций на момент их фактического получения.
Если налогоплательщик находится на специальном режиме налогообложения - упрощенной системе налогообложения (УСН) с объектом "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов", то при определении налоговой базы может учитывать проценты, подлежащие уплате налоговым органом за несвоевременную разблокировку или неправомерную блокировку банковских счетов (ст. 346.15 НК РФ).
Таким образом, законодательством о налогах и сборах предусмотрены случаи приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков, а также мера ответственности налогового органа за несвоевременную разблокировку или неправомерную блокировку счетов, особенности отражения которой в бухгалтерском и налоговом учете были подробно рассмотрены в данной статье.
Заключение
На рынке банковских услуг в последнее десятилетие активно идет процесс консолидации, укрупнения банковского бизнеса. Данная тенденция проявляется в том числе и в виде создания так называемых банковских холдингов и банковских групп. При этом последних в банковской системе значительно больше. Сегодня согласно ст. 4 Закона о банках и банковской деятельности банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо или несколько юридических лиц (далее - участники банковской группы) находятся под контролем либо значительным влиянием одной кредитной организации (далее - головная кредитная организация банковской группы). Следует заметить, что ранее банковская группа по определению включала в себя только кредитные организации. Таким образом, данное понятие существенно расширено за счет включения в него всех иных юридических лиц. Принципиально для банковской группы лишь то, что головной компанией является кредитная организация.
Список использованных источников
1 "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) РГ 26.01.1996
2 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
Информация о работе Приостановление операций по банковским счетам