Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Основной целью работы является исследование особенностей и проблем предоставления потребительских кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятие потребительского кредитования;
- дать классификацию потребительского кредита;
- рассмотреть пути развития розничных кредитных услуг в условиях Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ПОНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА…………………………6
1.1 Сущность и основные функции кредита………………………….......6
1.2 Потребительский кредит: содержание понятия и
основные виды………………………………………………………….9
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………….18
2.1 Развитие розничного банковского кредитования в Республике Беларусь ……………………………………………………………….18
2.2 Проблемы и перспективы потребительского кредитования……......21
Заключение ………………………………………………………………………27
Список используемых источников………
- приобретатели
товаров и услуг должны быть
защищены от положений
- потребитель
должен быть защищен от ущерба
своим экономическим интересам
в результате
- презентация
и продвижение товаров и услуг,
При
этом важно отметить, что защита
прав потребителя в сфере банковских
услуг представляет собой достаточно
специфическую проблему по сравнению
с защитой прав потребителя в
других сферах. Специфика обусловлена
тем, что банковские услуги принципиально
отличаются от услуг других организаций,
с которыми имеет дело потребитель.
Поэтому простое
В соответствие с законодательством стран ЕС потребитель должен быть полностью проинформирован о реальной цене кредита. По этой причине существуют, с одной стороны, ограничения в отношении рекламы, вводящей в заблуждение относительно его реальной цены, а с другой — обязанность кредитора адекватно отразить стоимость кредита в договоре.
Помимо
необходимости правильного
Особая
тема в связи с процентной ставкой
и ценой кредита — так
Правила, регулирующие информирование заемщика о предлагаемом кредите, направлены на то, чтобы заемщик мог адекватно оценить реальную ситуацию, возникающую вследствие заключения кредитного договора. Для адекватной информированности недостаточно только указать сумму кредита и процентную ставку. Адекватная информированность предполагает полное знание заемщиком экономической стороны кредитования (полная стоимость кредита), а также его юридической стороны.
Кроме того, заемщику должна быть предоставлена адекватная информация и в ходе рекламы кредита. Данное требование исходит из того, что уже на этапе изначального получения информации о возможности потребительского кредита (чаще всего такая информация поступает в виде рекламы) потребитель должен быть проинформирован о существенных условиях договора, прежде всего касающихся процентной ставки и общей цены кредита.
Специальные требования содержатся и в отношении рекламы «бесплатных кредитов», в частности, законодательство ряда стран запрещает такую рекламу вне мест продажи соответствующих товаров.
Рассматривая
другие пути совершенствования
В Беларуси синхронно с Российской Федерацией и Украиной были приняты меры по предотвращению недобросовестной ценовой конкуренции банков в сфере потребительского кредитования. В частности, Национальный банк Республики Беларусь ввел в банковскую статистику понятие полной процентной ставки, отражающей помимо выплачиваемых клиентом процентов и комиссионные сборы. Кроме того, был регламентирован состав комиссионных сборов по кредитам. Белорусские банки также были обязаны составлять для клиентов помесячный график платежей, дающих представление о номинальных затратах заемщиков на обслуживание кредитов. Следствием принятых мер стало снижение в 2007 г. уровня полных процентных ставок по потребительским кредитам в национальной валюте. Дальнейший прогресс в данном направлении в первую очередь зависит от динамики инфляции и состояния банковской ликвидности.
Необходимо выделить, что в целях активизации работы по расширению спектра банковских услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами информирования клиентов о банковских услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применялись мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные агентства и др.). Большинством банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением веб-сайтов в сети Интернет.
Помимо
этого, на качественно новом уровне
развивается справочно-
Также интересным направлением развития альтернатив банковскому потребительскому кредиту является частный лизинговый кредит. Так, например, авторитетные производители Западной Европы практикуют частный лизинг (private leasing) автотранспортных средств, а также сельскохозяйственных машин для подсобного (фермерского) хозяйства, при котором лизингополучателем является физическое лицо. Оперативный лизинг в данном случае напоминает договор бытового проката. Однако определенный интерес могут представлять подобные операции с переходом права собственности в конце срока договора. Для лизингодателя такая форма является гораздо более удобной по сравнению с куплей-продажей в рассрочку по причине сохранения права собственности на имущество, и в случае систематических неплатежей лизингополучателя — возможности изъять собственное имущество. Лизингополучателю же выгодно осуществить выбор имущества, а затем приобрести его в собственность (при определенных гарантиях в случае банкротства лизингодателя) путем периодических выплат частей его полной стоимости.
Однако положение о лизинге на территории Республики Беларусь ставит под сомнение вероятность существования в нашей стране договоров подобного рода, исключая из перечня объектов лизинга имущество, используемое для личных (семейных) или бытовых нужд [36].
Следовательно путем внесения изменений в Постановление Совета Министров от 31 декабря 1997 г. № 1769 “О лизинге на территории Республики Беларусь”, можно гораздо более широко использовать возможности потребительского кредита, что позволит: физическим лицам – улучшить свое благосостояние без крупных единовременных затрат; предприятиям-производителям увеличить объемы реализации дорогостоящей продукции; банкам-кредитодателям – извлечь дополнительную прибыль.
Среди проблем отечественного рынка потребительского кредита нужно отметить следующие:
- скоро
возникнет ситуация когда весь
прирост сбережений будет
- непрозрачное
ценообразование, что говорит
о необходимости вмешательства
государства в лице
В
настоящее время назрела
Представляется,
что включение рассмотренных
в норм в отечественное
Заключение
В результате изучения и обобщения теоретических материалов в области потребительского кредитования можно сделать следующие выводы:
-
кредит выступает опорой
-
потребительское кредитование
-
потребительское кредитование
В
работе дана оценка ситуации на рынке
потребительского кредитования на сегодняшний
день, определены наиболее важные проблемы,
связанные с недостаточностью нормативной
базы, отсутствием необходимой правоприменительной
практики, рассмотрены пути совершенствования
потребительского кредитования в Беларуси.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Банки
и небанковские кредитные
2 Банковское дело: учеб. / А.М. Тавасиева [и др.]. – Москва: Юнити-дана, 2007, - 527с.
3 Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки / М.П. Владимирова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 569 с
4 Гилевич И. Кредитование населения – начало пути? / И. Гилевич // Банковский вестник. – 2003 - №7. - С.36.
5 Деньги. Кредит. Банки: учебник / Г.Е. Алпанов, Ю.В. Базулин [и др.]; под ред. В.В. Иванова, Б.И. Соколова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 624 с.
6 Деньги, кредит, банки: учебник для вузов /Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печников [и др.]; под ред. Е.Ф. Жукова.- М.: Бестпринт, 2000. – 369 с.
7 Жарковская Е.П. Банковское дело / Е.П. Жарковская, И.О. Арендc. - Москва.: Омега-Л, 2007. - 400 с.
8 Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник для студентов вузов / Е.П. Жарковская. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005. – 452 с.
9 Кисель С. Розничное банковское кредитование в Республике Беларусь / С. Кисель // Банковский вестник. – 2007 - №28. - С. 24-31.
10 Липсиц И.В. Экономика без тайн. Москва, Дело ЛТД, 2003 г
11 Лаврушин О.И. Банковское дело: учеб. для вузов / О.И. Лаврушина. – М.: 12 Сафонов А. О роли банковского потребительского кредита / А. Сафонов // Вестник. – 2004 - №2. - с. 50.
13 Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: учеб./ В.И. Тарасов. – Минск: «Мисанта», 2005. - 512с.
14 Трошин А.Н., Фомкина В.И. «Финансы, денежное обращение и кредиты» - М., 2000.
15 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002.
16 Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник /Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2003.
Информация о работе Потребительский кредит: отечественный опыт развития