Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 16:55, курсовая работа
Основной целью работы является исследование особенностей и проблем предоставления потребительских кредитов в Республике Беларусь.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
- изучить понятие потребительского кредитования;
- дать классификацию потребительского кредита;
- рассмотреть пути развития розничных кредитных услуг в условиях Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
1 ПОНЯТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА…………………………6
1.1 Сущность и основные функции кредита………………………….......6
1.2 Потребительский кредит: содержание понятия и
основные виды………………………………………………………….9
2 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ …………………….18
2.1 Развитие розничного банковского кредитования в Республике Беларусь ……………………………………………………………….18
2.2 Проблемы и перспективы потребительского кредитования……......21
Заключение ………………………………………………………………………27
Список используемых источников………
2.1
Развитие розничного
банковского кредитования
в Республике Беларусь
До
недавнего времени в Беларуси
фактически отсутствовал рынок кредитования
физических лиц, и население не могло
приобретать дорогостоящие
О приоритетности развития кредитования физических лиц как одного из основных сегментов рынка розничных банковских услуг свидетельствует рост доли кредитной задолженности населения в кредитных портфелях банков. Значение этого показателя увеличилось c 26,3% на начало 2006 года до 27,5 % на 01.01.2008г.
Белорусские
банки предоставляют кредиты
физическим лицам на потребительские
цели и финансирование недвижимости.
Отметим, что за прошедшие годы в
Республике Беларусь отмечается устойчивая
положительная тенденция к
В настоящее время основной удельный вес кредитов, выдаваемых населению, приходится на долгосрочные кредитные вложения, к которым относятся кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года.
За 2007-2009 гг долгосрочные кредиты увеличились почти в 3 раза. Однако это не является показателем, характеризующим рост долгосрочных кредитных вложений (ведь до 2008 года долгосрочными кредитами считали только кредиты на финансирование недвижимости, а с 2008 года – все кредиты со сроком полного погашения, первоначально установленным кредитным договором, свыше одного года) поэтому и произошел такой «бурный рост» долгосрочных кредитных вложений.
Основной удельный вес задолженности населения приходится на долгосрочные кредиты в национальной валюте, причем их доля постоянно повышается (с 76,3% по состоянию на начало 2006г. до 78,1% на 01.01.2008г.).
Долгосрочные кредиты в иностранной валюте увеличились с 484,8 млрд. руб. до 1746,8 млрд. руб., т.е. на 1262 млрд. руб. или на 260%, а удельный вес данной статьи снизился с 23,7% до 21,9%.
Что касается краткосрочной задолженности, то ввиду вышеуказанных причин отмечено ее снижение почти на 1,1 трлн. руб. или на 88,8%. Всего к началу 2009 года краткосрочная задолженность населения перед банками составляла 138,8 млрд. руб.
Рассматривая валютную составляющую краткосрочных кредитов, необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2008г. более 93% задолженности было представлено в национальной валюте.
Краткосрочные кредиты в иностранной валюте в относительном выражении за 2007-2009 гг снизились с 25,1% по состоянию на 01.01.2007г. до 21,7 % по состоянию на 1 января 2008 года и до 6,2% к началу 2009 года.
По информации банков наибольшим спросом у населения пользуются кредиты на приобретение автомобилей, бытовой техники, отдых и туризм, медицинские услуги, оплату образования, а также кредиты молодым семьям, молодым специалистам и другие. Дальнейшее развитие получили традиционные виды кредитов, ориентированные на менее защищенные категории граждан, в том числе сельских жителей и многодетных семей. Проводя процентную политику в области кредитования, для граждан, проживающих в сельской местности, банки применяют практику установления процентов по пониженной шкале.
Банками внедряются новые виды кредитования на приобретение мобильных телефонов, бытовой и компьютерной техники. При этом внедряются скоринг–процессы, что позволяет осуществлять экспресс–кредитование покупателей. Расширяется перечень банков, предоставляющих населению кредиты на обучение и лечение.
Расширяется
перечень предлагаемых видов потребительских
кредитов для населения за счет внедрения
банками отдельных целевых
В рамках продвижения целевой программы кредитования на приобретение автотранспортных средств ОАО "Белагропромбанк" в 2007 году заключил 20 договоров с автодилерами.
С учетом спроса населения на данный вид кредита разработана и утверждена постановлением Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" от 21.05.2007 № 76 отдельная Инструкция по предоставлению ОАО "Белвнешэкономбанк" кредитов на приобретение новых автомобилей в автосалонах. Инструкция предусматривает упрощенный порядок получения таких кредитов. С 01.06.2007 проводилась апробация действия Инструкции Минскими филиалами при кредитовании физических лиц, приобретающих автомобили у ООО "Автопромсервис". По результатам апробации Правлением ОАО "Белвнешэкономбанк" принято решение распространить действие указанной Инструкции на все структурные подразделения банка и предоставить им возможность заключать договоры с другими автодилерами.
Кроме того, в 2008 году банками республики была предоставлена возможность получения физическими лицами кредита на покупку квартир на аукционе (ОАО "Белагропромбанк", ОАО "БПС–Банк", ЗАО "Белросбанк" и другие).
Также ОАО "АСБ Беларусбанк" предоставляет кредит для граждан на льготных условиях для реализации одной из важнейших социально–значимых программ – жилищного строительства.
Развивая рынок розничных банковских услуг, банки республики ориентируются на различные категории граждан. ОАО "АСБ Беларусбанк" в целях реализации Государственной программы возрождения и развития села на 2006 – 2010 годы, а также, учитывая, что доходы сельских жителей значительно ниже заработной платы работников других отраслей экономики, гражданам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, выдача кредитов на общих основаниях как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте осуществляется под более низкую процентную ставку по сравнению с аналогичными видами кредитов для других категорий граждан. Особое внимание уделяется организации предоставления банком полного комплекса кредитных услуг в агрогородках, где кредиты выдаются гражданам, главным образом, по месту жительства без посещения филиалов банка.
ОАО "Белагропромбанк" в рамках участия в развитии агротуризма в 2007 году разработал и внедрил специальный кредитный продукт, ориентированный на поддержку физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агротуризма. Программа участия ОАО "Белагропромбанк" в развитии агротуризма в Республике Беларусь утверждена решением Правления банка от 25.07.2007 и наряду с оказанием методологической и информационной поддержки субъектов агротуризма, предусматривает предоставление банком льготных кредитов физическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов в сфере агротуризма.
Активно
развивается кредитование физических
лиц в виде предоставления овердрафта
с использованием карт–счетов (ОАО
"АСБ Беларусбанк", ОАО "БПС-Банк",
"Приорбанк" ОАО, ОАО "Паритетбанк",
ЗАО Банк ВТБ, ОАО "Белгазпромбанк"
и другие). Банками внедряются новые виды
кредитования на приобретение мобильных
телефонов, бытовой и компьютерной техники.
При этом используются скоринг–процессы,
что позволяет осуществлять экспресс–кредитование
покупателей. Также банками продолжается
работа по внедрению программного обеспечения
по централизации базы данных клиентов
– физических лиц, что позволяет расширять
каналы сбыта банковских услуг и продуктов.
Конкуренция в сфере банковского кредитования к настоящему времени достигла высокого уровня. Сегодня 24 белорусских банка в той или иной мере работают с физическими лицами в данном направлении. Это является существенным стимулирующим фактором для совершенствования, которое должно идти по нескольким направлениям:
1. Смена
стратегии формирования
2. Оптимизация
процесса оформления кредита,
то есть сокращение сроков
выдачи кредитов путем
3. Более
активное использование в
В мировой практике кредитные отчеты используются банками в процессе кредитования в следующих целях:
- кредитная
история используется в
- достоверность
предоставленной клиентом
- текущая
задолженность клиента,
4. Активизация
работы по возврату проблемных
долгов не только путем
Одной из проблемой отечественного рынка розничного кредитования является непрозрачное ценообразование. Рассмотрим ситуацию с автокредитованием. В погоне за клиентом многие автодилеры предлагают ставки кредитования по заниженным процентам, что, несомненно, повышает привлекательность данного рода предложений. Например, один из официальных дилеров Ford в Республике Беларусь предлагает воспользоваться кредитом на приобретение автомобиля Ford под 6% годовых. Существуют объективные экономические законы, которые не позволяют дилеру работать себе в убыток, поэтому кредит под 6% предлагается на первый год, далее ставка становится стандартной - 13,9%. Но если сравнить стандартные 13-14% большинства банков, то экономия получается довольно значительная.
Другие автодилеры могут предложить, на первый взгляд, крайне выгодные для клиента условия кредитования - 0,01%. Но в этом случае комиссия банка за пользование кредитом составит гораздо большую сумму, чем сумма выплат по стандартным 13-14%. Правда, об этом клиенту скажут лишь тогда, когда он приедет оформлять кредит по заманчивой ставке 0,01%. Переплата, в случае пользования кредитом под 0,01% за 5 лет, составит, около 5 тысяч долларов, в сравнении с кредитом под стандартные 13-14%, не говоря уже о кредите под 6%.
Кроме того, назрела необходимость создания законодательства, которое будет направлено на защиту кредитополучателей - физических лиц.
В настоящее время практически во всех европейских странах приняты специальные законы о потребительском кредите. Кроме того, внимание к данной проблеме привлечено на уровне Европейского Союза и европейского права.
Так, еще в 1975 году была принята резолюция Совета Европы о предварительной программе ЕЭС по защите потребителя и информационной политике. В этом документе отмечено, что защита экономических интересов потребителей должна основываться на следующих принципах:
Информация о работе Потребительский кредит: отечественный опыт развития