Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:56, отчет по практике
Открытое акционерное общество «Сбербанк России» является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют более четверти банковской системы страны (27%), а доля в банковском капитале находится на уровне 26% (1 января 2012 г.). Основанный в 1841 г. ОАО «Сбербанк России» сегодня — современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг.
ОАО «Сбербанк России» обладает уникальной филиальной сетью: в настоящее время в нее входят 17 территориальных банков и около 20 тысяч подразделений по всей стране
1. Анализ организации, управления и путей совершенствования кредитного процесса в коммерческом банке на примере ОАО «Сбербанк России». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Общая характеристика деятельности ОАО «Сбербанк России». .
1.2. Организация кредитного процесса и управления кредитными рисками в ОАО «Сбербанк России». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Совершенствование системы организации и управления кредитным процессом в ОАО «Сбербанк России». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.1 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей коммерческих банков России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3.2 Проблемы управления качеством кредитного портфеля в банковском секторе экономики России и способы их решения. . . . . . . . . . . . . .
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Рассмотрим конкурентные преимущества Сбербанка России.
Одним из главных конкурентных преимуществ Сбербанка России является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество Банка со всеми группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Привлекая средства населения, Банк формирует стабильный источник кредитования предприятий различных секторов экономики.
Сбербанк России имеет обширный опыт массового обслуживания клиентов, что позволяет ему оставаться безусловным лидером на розничном рынке банковских услуг и создавать стандарты работы на нем. Наличие отработанных технологий предоставления банковских продуктов позволяет Банку осуществлять большое количество операций и обслуживать значительные финансовые потоки.
Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе является слаженная работа профессионального коллектива сотрудников Банка. Созданная внутри Банка система обучения сотрудников обеспечивает поддержание квалификации персонала на конкурентоспособном уровне.
Кредитный рейтинг инвестиционного уровня, присвоенный Сбербанку России ведущими мировыми рейтинговыми агентствами, позволяет привлекать дополнительные долгосрочные ресурсы с международного рынка капиталов на наиболее выгодных условиях. Доверие к Сбербанку России на международных финансовых рынках обусловлено его транспарентностью, устойчивым финансовым положением и прозрачностью структуры капитала, что позволяет ему успешно сотрудничать с крупнейшими зарубежными финансовыми институтами.
Используя своё существенное превосходство по величине капитала, рекордного для российского рынка, Сбербанк России активно предоставляет крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции российским предприятиям, что позволяет ему успешно конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными кредиторами. Наличие значительного капитала позволяет Банку осуществлять крупные инвестиции в развитие собственной инфраструктуры и внедрять современные информационные технологии.
Согласно этой концепции у Сбербанком России четко определены стратегическими цели и задачи.
Целью Банка является обеспечение роста инвестиционной привлекательности и удержание лидерства на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.
Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах банковской системы и уникальной филиальной сети.
Задачами Сбербанка России являются:
- рост объема продаж и доходов
Банка за счет
- развитие банковских
- увеличение доступности
- сохранение контроля над
Решение поставленных задач предполагает проведение модернизации управленческих и технологических процессов.
В рамках данной концепции Банком намечены следующие целевые ориентиры:
1) Рентабельность капитала (ROAE) - не ниже 20%;
2) Доля комиссионных доходов в чистом операционном доходе - не ниже 30%;
3) Удельный вес в совокупных активах банковской системы - 25-30%;
4) Активы на одного работника - рост в 3 раза;
5) Чистый операционный доход на одного работника - рост в 2,5 раза;
6) Количество жителей на точку продаж - снижение на 15%;
7) Отношение бизнес - персонала к сотрудникам обеспечивающих подразделений - не менее 1:1;
8) Отношение операционных затрат к чистому операционному доходу (Cost/Income Ratio) - не выше 50%;
Решение задач обозначенных концепцией развития Банка до 2014 год обеспечит формирование необходимого уровня рентабельности капитала, позволит оптимизировать банковские издержки и выполнить ограничение по отношению операционных расходов к чистому операционному доходу (Cost/Income), увеличить долю комиссионных доходов в чистом операционном доходе и повысить стабильность и предсказуемость финансового результата.
Развитие экономики и увеличение доходов населения положительно сказались на росте кредитного рынка России. Это позволило расширить круг потенциальных заёмщиков, как за счёт увеличения числа потенциальных клиентов, которые могут обратится за кредитом и в отношении которых будет вынесено положительное решение, так и в росте предложения платных услуг, которыми они могут воспользоваться. Число таких потребителей за 2013 год возросло более чем вдвое: с 13% до 28% от общей численности населения.
Лидером рейтинга по кредитованию физических лиц, без учёта ипотеки, стал "Сбербанк", объём выданных кредитов которого достиг 485,7 млрд. руб., а прирост за год составил 9,76%. Второе место, с отрицательной динамикой в 13,38%, занимает банк "Русский Стандарт", выдавший кредитов на 193,3 млрд. руб. Тройку лидеров замыкает банк ВТБ 24, с показателем 91,7 млрд. руб. и лучшим среди top5 ростом - 192,68%.
В таблица 1 на основе данных сайта www.raiting.rbc.ru показаны суммарные показатели кредитов выданных банками физическим лицам без учета ипотеки.
Таблица 1 «Банки по объемам выданных кредитов физическим лицам в 2013г. (без учёта ипотеки)»
Банк |
Выдано кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) в 2013г., млн. руб. |
Изменение за год, % |
Количество выданных кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) в 2013г., шт. |
Портфель кредитов физ.лицам (без учёта ипотеки) на 31.12.13, млн. руб. |
1. Сбербанк |
485 718.1 |
9,76 |
3 644 402 |
654 595.0 |
2. Русский Стандарт |
193 253.2 |
-13.38 |
9 508 847 |
182 222.9 |
3. ВТБ 24 |
91 681.0 |
192.68 |
895 469 |
81 417.4 |
4. Росбанк |
61 324.8 |
-10.90 |
832 610 |
84 174.8 |
5. Инвест Банк |
55 708.2 |
57.17 |
1 214 159 |
56 422.0 |
6. Альфа-Банк |
48 527.5 |
75.65 |
985 678 |
41 398.1 |
Как видно из таблицы 1, Сбербанк России значительно опережает своих конкурентов по кредитному портфелю физических лиц, но также нельзя не заметить, что темп прироста этого портфеля достаточно низкий всего 9,76%, в то время как один из главных конкурентов Сбербанка России - банк ВТБ 24 за тот же период показал темп прироста равный 192,68%.
А по количеству выданных кредитов можно сделать вывод о том, что Банк в первую очередь предпочитает выдавать сравнительно большие суммы кредитов (в среднем 133000 руб).
Такие показатели являются следствием того, что Банк не практикует "магазинные" кредиты. С одной стороны это потеря сегмента рынка, но с другой такие кредиты имеют очень высокую степень риска и могут привести к снижению ликвидности банка и уменьшению качества его кредитного портфеля.
Примерно такую же кредитную политику ведет и банк ВТБ 24 (средний размер выданного физическому лицу кредита 102000 руб), но менее развитая филиальная сеть и меньшие ресурсные возможности не позволяют ему на равных конкурировать со Сбербанком России, который является крупнейшим банком восточной Европы.
1.2. Организация кредитного процесса и управления кредитными рисками в ОАО «Сбербанк России».
Банк может выдавать кредиты, проводить другие активные операции, приносящие доходы, лишь в пределах имеющихся у него свободных ресурсов. Следовательно, операции, в результате которых формируются такие ресурсы банка (пассивные операции), играют первичную и определяющую роль по отношению к операциям активным, логически и фактически предшествуют им и определяют объем и масштабы доходных операций.
Как и всякий хозяйствующий субъект, банк для обеспечения своей деятельности должен располагать определенной суммой денег и материальными активами, которые и составляют его ресурсы. С точки зрения происхождения эти ресурсы состоят из собственного капитала банка и заемных средств, привлеченных им на время со стороны (занятых у других лиц). Таким образом, ресурсы банка (банковские ресурсы) - это совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых им для ведения активных операций.
Банки работают в основном на привлеченных средствах. При этом на первом-втором местах по значимости источников привлечения средств находятся деньги населения и остатки средств на счетах юридических лиц, а далее - средства, привлекаемые с помощью ценных бумаг банков, межбанковские кредиты и депозиты юридических лиц.
Итак, подавляющую часть денег, за счет которых работает и живет банк, составляют привлеченные им средства, причем привлеченные за плату. Поэтому проблема формирования ресурсов имеет для него более важное значение, чем для любого иного хозяйствующего субъекта. Это обстоятельство порождает конкурентную борьбу за ресурсы между банками, банками и иными кредитными и прочими организациями и предприятиями, а также другие специфические особенности банковской деятельности.
Структура ресурсов разных банков отличается большим разнообразием, что объясняется специфическими особенностями деятельности каждого конкретного банка (разница в величине капиталов, количество и характер обслуживаемых клиентов, региональные и иные особенные условия и т.д.). Рассмотрим ресурсную базу Банка в таблице 2.
Таблица 2 «Анализ кредитных ресурсов Сбербанка России»
Показатель |
Сумма, млн. руб. на 1.01.2013г |
Сумма, млн. руб. на 1.01.2014г |
Ресурсы | ||
1. Собственные (капитал) |
675 |
652 |
2. Привлеченные |
5222 |
5253 |
2.1 Средства на счетах кредитных организаций |
19 |
25 |
2.2 Кредиты Банка России |
0,7 |
0 |
2.3 Кредиты и депозиты других банков |
45 |
23 |
2.4 Просроченные проценты |
0 |
0 |
2.5 Межбанковские расчеты |
1098 |
1092 |
2.6 Средства на счетах |
949 |
993 |
2.7 Средства в расчетах |
89 |
93 |
2.8 Выпущено ценных бумаг |
1649 |
158 |
2.9 Депозиты и другие привлеченные средства |
2855 |
2869 |
3. Прочие ресурсы |
0,8 |
0,8 |
А. Всего ресурсов |
5897 |
5906 |
Размещение ресурсов | ||
1. Обязательные резервы |
57 |
59 |
2. Денежные средства |
81 |
45 |
3. Межбанковские операции |
8235 |
8799 |
3.1 Межбанковские кредиты |
7136 |
7682 |
3.1.1 Просроченная задолженность |
0 |
0 |
3.2 Межбанковские депозиты |
2 |
21 |
3.2.1 Депозиты в Банке России |
0 |
19 |
3.3 Межбанковские расчеты |
1096 |
1096 |
4. Кредитные вложения и прочие размещенные средства |
3962 |
4118 |
4.1 Просроченные ссуды |
40 |
40 |
5. Участие в капитале |
13 |
13 |
6. Лизинг |
0 |
0 |
7. Вложения в ценные бумаги |
||
7.1 В долговые обязательства |
497 |
500 |
7.2 В учетные векселя |
0 |
0 |
8. Драгметаллы |
7 |
7 |
8.1 Операции с драгметаллами |
0,6 |
0,6 |
8.1.1 Просроченная задолженность по драгметаллам |
0 |
0 |
9. Прочие активы |
191 |
194 |
9.1 Проценты за кредит неуплаченные в срок |
0,04 |
0,3 |
9.2 Просроченная проценты по предоставленным м/б кредитам |
0 |
0 |
9.3 Просроченные проценты по операциям с д/м |
0 |
0,000005 |
Б. Всего размещено |
12544 |
13234 |
Свободные кредитные ресурсы |
1587 |
1470 |
Информация о работе Отчет по производственной практике в ОАО "Сбербанк"