Отчет по практике в ОАО "Сбербанк России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 17:18, отчет по практике

Краткое описание

Цель практики - исследование финансово-хозяйственной деятельности и кредитных операций ОАО «Сбербанк России».
На основе поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать организационно-экономическую характеристику банка,
- проанализировать организационную структуру банка;
- провести оценку нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность банка;
- рассмотреть основные показатели деятельности кредитной организации;
- проанализировать кредитные операции банка;
- охарактеризовать банковские технологии в обслуживании клиентов.

Оглавление

Введение 3
1. Экономическая характеристика финансово-кредитной организации 4
2. Функциональные подразделения организации 7
2.1. Управление депозитами 7
2.2. Кредитное управление 9
2.3. Управление фондовыми операциями 11
2.4. Валютное управление 12
2.5. Управление финансовыми рисками 14
3. Анализ финансового состояния кредитной организации 18
4. Система налогообложения 24
5. Современные платежные системы 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

ОАО Сбербанк.doc

— 530.00 Кб (Скачать)

В 2013 году все экономические нормативы, установленные Банком России, выполнялись с запасом. Норматив Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка и его значение за анализируемый период  сократилось.

Значение норматива мгновенной ликвидности ( Н2)  сократилось. Что означает снижение способности банка отвечать по обязательствам до востребования.

Значение норматива текущей ликвидности банка (Н3) в динамике за период изменилось с 114,9 % до 72,9 %. Снижение данного норматива говорит о снижении возможности банка отвечать по своим текущим обязательствам.

Норматив долгосрочной ликвидности на конец рассматриваемого периода увеличился с 73,8 % до 87,3 % при максимально допустимом значении 120%. Это говорит о снижении риска потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы. Норматив выполняется, то есть у Банка достаточно активов для исполнения своих обязательств в долгосрочной перспективе (свыше 1 года).

4. Система налогообложения

 

Налоговым кодексом РФ (НК РФ) на банк, как участника налоговых правоотношений, возлагаются следующие обязанности:

- в пятидневный срок сообщать  в налоговый орган об открытии  или закрытии банковского счета  организации, индивидуального предпринимателя (ст. 86 НК РФ) — для контроля  денежных потоков налоговым органам  необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах;

- своевременно выполнять поручения  налогоплательщиков, плательщиков  сбора, налоговых агентов по перечислению  сумм налога (сбора). Поручение на  перечисление налога исполняется  банком в обязательном порядке  в течение одного операционного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

- исполнять решения налогового  органа о приостановлении операций  по счетам налогоплательщика, плательщика  сборов, налогового агента. Кредитная  организация не вправе осуществлять движение по банковским счетам налогоплательщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;

- исполнять решения налоговых  органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;

- выдавать налоговым органам  справки по операциям и счетам  организаций и граждан-предпринимателей  по мотивированному запросу.

 Специальные налоговые правонарушения  именуют иначе налоговыми правонарушениями  банков. Банки (кредитные организации) - особые субъекты налогового правонарушения, поскольку:

- с одной стороны, кредитные  организации - такие же налогоплательщики, как и другие юридические лица;

- с другой - в национальном хозяйстве страны они выполняют роль финансовых посредников и осуществляют расчеты между хозяйствующими субъектами.

5. Современные платежные системы

 

В ближайшем будущем в операционных подразделениях планируется сместить акценты на повышение управляемости и контроля за качеством работы и подготовиться к новому этапу - постепенному переходу к модели межрегиональных и межфункциональных сервисных центров.

Продолжились модернизация и развитие автоматизированных систем Сбербанка с ориентацией на клиента, «индустриализация» бизнес-процессов, развитие удаленных каналов и расширение спектра услуг. Основные достижения 2013 года в области информационных технологий:

- открыт МегаЦОД Банка - крупнейший в Европе центр  обработки данных. Первая очередь  оборудования внедрена и успешно  функционирует в новом ЦОДе;

- в рамках централизации  автоматизированных систем в четырех территориальных банках создана единая платформа по обслуживанию юридических лиц на базе автоматизированной системы IBSO. Программа централизации автоматизированных систем направлена на ускоренное внедрение новых продуктов и снижение затрат на содержание ИТ-инфраструктуры;

- в Северо-Западном банке  внедрена новая трехуровневая  версия автоматизированной системы xBank, что позволит осуществить  запланированную централизацию  розничных операций восьми территориальных  банков на единой платформе;

- в рамках развития  удаленных каналов в промышленную  эксплуатацию внедрена услуга  «Сбербанк Онл@йн» на устройствах Apple iPad. В Московском банке запущена  услуга по пополнению кошелька  клиента в системе «Яндекс.Деньги»  со счета банковской карты;

- в системе «Сбербанк Онл@йн» осуществлен запуск услуги оплаты налогов через портал ФНС России www.nalog.ru. Налогоплательщики - физические лица, заключившие Универсальный договор банковского обслуживания, получили возможность оплаты налогов через интернет-сервис «Сбербанк Онл@йн»;

- запущена пилотная эмиссия  и обслуживание виртуальных карт VisaVirtual и MasterCardVirtual. Новые карты представляют  собой набор информационных атрибутов, которые держатель карт использует  при совершении операций в  сети Интернет;

- внедрена технология выявления и предотвращения мошеннических операций с банковскими картами на базе платформы SmartVista Fraud Prevention;

- завершено тиражирование  новой базовой линейки вкладов  в территориальных банках. Внедрение  стандартизированных вкладов позволяет повысить скорость обслуживания клиентов и снизить расходы на оформление депозитов;

- в рамках проекта «Единый  профиль клиента на базе MDM-системы»  внедрена промышленная технология  очистки и стандартизации клиентских  данных. Внедренная технология позволяет существенно улучшить качество клиентской информации в автоматизированных системах банка и повысить эффективность проведения маркетинговых компаний;

- завершено создание дочерней  компании «Сбербанк-технологии», отвечающей  за развитие информационных технологий Сбербанка. Выделение службы развития ИТ в отдельную компанию нацелено на кардинальное повышение скорости и эффективности реализации проектов банка и получение конкурентного преимущества за счет накопления внутренней экспертизы по ключевым платформам и технологиям;

- в ходе работ по  интеграции банка с дочерними  банками и компаниями разработаны  и утверждены единые для всех  стандарты ИТ-архитектуры. Это позволяет  более тесно интегрировать банки  и компании в Группе, снизить  стоимость внедрения автоматизированных систем за счет единой политики лицензирования, тиражирования решений и обмена опытом между компаниями;

- в рамках конференции, посвященной 170-летию Банка, запущен  проект «Краудсорсинг». Использование  технологии краудсорсинга позволяет  собирать лучшие идеи и предложения  по развитию продуктов и сервисов  банка от максимально широкого  круга участников.

В апреле 2013 года Сбербанк признан лауреатом национальной премии «IT-лидер» за 2012 год в номинации «Банки с государственным участием». Национальная ежегодная премия «IT-ЛИДЕР» присуждается с 2002 года. В организационный комитет входят Ассоциация менеджеров России, компания «КРОК», журналы «Итоги», IntelligentEnterprise, «CIO: руководитель информационной службы».

Стратегическая цель Сбербанка России увеличить долю услуг, предоставляемых клиентам через каналы удаленного обслуживания. Для этого в банке разработано и внедрено несколько платформ удаленного обслуживания. В первую очередь это платформа интернет-банкинга Сбербанк-онЛ@йн. Популярность этого сервиса в 2013 году заметно возросла, а число активных пользователей системы увеличилось на 3,4 млн человек. Выручка от другой онлайн-системы Мобильный банк выросла на 62 % благодаря увеличению числа пользователей системы и количества транзакций (рис.5).

Рисунок 5 - Число активных пользователей систем мобильный банк и Сбербанк-онл@йн, млн. чел.

Аудитория недавно запущенного сервиса автоматической оплаты счетов «Автоплатеж» также существенно выросла: так, число клиентов, пользующихся им для автоматической оплаты услуг сотовой связи, за 2013 год увеличилось на 6 млн человек.

Рисунок 6 - Число пользователей услуги «автоплатеж» 2013 г. – янв. 2014 г., млн.чел.

Положительная динамика развития безналичных расчетов с использованием банковских карт позволяет говорить о стабильных доходах Алтайского банка СБ РФ на данном направлении деятельности.

Таким образом, можно выделить ряд проблем в Алтайском банке Сбербанка России с пластиковыми картами:

- недостаточность защищенность  электронных денег;

- недостаточность операций  по УЭК;

- рост просроченной задолженности  по кредитным картам.

В рамках третей главе необходимо разработать мероприятия по их устранению.

 

 

Заключение

 

В целях успешной реализации «Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года» в 2013 году Банк должен обеспечить эффективность работы, позволяющую нести расходы по реализации широкого спектра стратегических проектов. Это потребует решения следующих главных задач и достижения ключевых показателей эффективности.

В области финансов Банк планирует обеспечить лидерство по финансовой результативности на российском банковском рынке, что потребует повышения качества кредитного портфеля, обеспечения возвратности необслуживаемых кредитов, удержания процентной маржи по всем основным продуктам, контроля за операционными расходами.

Приоритетные задачи по работе с клиентами:

- существенное улучшение  восприятия Банка и повышение уровня удовлетворенности как у частных, так и у корпоративных клиентов. В рамках решения данной задачи Банк продолжит работу по сокращению очередей, внедрению инновационных сервисов и продуктов;

- увеличение доли в  активах банковской системы России  за счет укрепления позиций на основных сегментах финансового рынка.

В части совершенствования процессов и технологий в 2013 году Банк планирует обеспечить эффективное развитие бизнеса и увеличение производительности труда, а также реализовать ряд критически важных проектов и технологий, в том числе:

- завершить переход к  процессно-функциональной модели  Банка;

- обеспечить централизацию, стандартизацию и оптимизацию  процессов в операционных и  обеспечивающих функциях;

- продолжить централизацию  ИТ-инфраструктуры;

- продолжить переформатирование сети подразделений для обеспечения эффективного решения задач по развитию бизнеса.

 

Успех Банка во многом зависит от качества системы управления и кадровой работы. Приоритетом в данном направлении на 2013 год будет:

- развитие группы Банка как холдинговой структуры, разработка единых для всей Группы политик в области управления рисками и информационных технологий;

- формирование единой  в рамках Группы корпоративной  культуры, нацеленной на постоянное  совершенствование, готовность к изменениям и инновациям;

- внедрение комплексной  системы развития персонала;

- повышение прозрачности  и эффективности управления результатами  деятельности в Банке за счет  развития системы сбалансированных  показателей.

 

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (в ред. от 19.10.2011 N 285-ФЗ) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 (ред. от 28.07.2012) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  3. Инструкция ЦБ РФ от 16 января 2004г. N 110-И «Об обязательных нормативах банков» (действующая редакция с 1 октября 2011 г.) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  4. Положение ЦБР от 26 марта 2004 г. N 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (в ред. от 04.12.2009 N 2355-У ) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  5. Положение ЦБР от 20 марта 2006 г. N 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» (ред. от 01.09.2008) // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  6. Письмо ФАС от 26.05.05 № 77-Т «О Рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов» // Справочно-правовая система Консультант Плюс
  7. Аксюхина Н.В. Формирование региональных бюро кредитных историй как метод снижения кредитных рисков / Н.В. Аксюхина // Финансы и кредит. – 2009. - № 6(342). – С. 34-38.
  8. Алиев Б.Х. Оценка кредитного портфеля в целях обеспечения устойчивости банковского сектора региона / Б.Х. Алиев, С.К. Идрисова, Д.А. Рабаданова // Финансы и кредит. – 2011. - № 25(457). – С. 2-8.
  9. Банковское дело / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2011. - 316 с.
  10. Банковское дело / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2009. – 751 с.
  11. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка / Л.Г. Батракова.- М.: Логос, 2008. - 344 с.
  12. Бельков М.А. Понятия «потенциальный кредитный риск кредитного продукта» и «управление потенциальным кредитным риском кредитного продукта» при работе с субъектами малого и среднего предпринимательства / М.А. Бельков // Финансы и кредит. – 2012. - № 15(495). – С. 63.
  13. Бордакова М.В. Исследование понятия «рейтинговая система оценки кредитного риска» / М.В. Бордакова // Финансы и кредит. – 2012. - № 37(517). – С. 63.
  14. Бровкина Н.Е.   Кредитный рынок в условиях формирования новой модели роста / Н. Е. Бровкина    // Банковское дело. - 2012.- № 1. - С. 33-37.
  15. Винокурова Е.А. Анализ рисков розничного бизнеса коммерческого банка / Е.А. Винокурова // Финансы и кредит. – 2011. - № 7 (439). – С. 22-26.
  16. Глинкина Е.В. Кредитный скоринг как инструмент эффективной оценки кредитоспособности / Е. В. Глинкина    // Финансы и кредит. - 2011.- № 16. - С. 43-47.
  17. Гордина В.В. Кредитный скоринг в системе банковского риск-менеджмента / В. В. Гордина    // Финансы и кредит. - 2011.- № 23. - С. 47-52.
  18. Жиркина Н.И.   Кредитный портфель - стратегия и тактика кредитной политики банка / Н. И. Жиркина    // Экономические науки. - 2011.- № 5. - С. 302-305.
  19. Качество кредитного портфеля: проблемы и решения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2010. - № 2(26). – С. 20
  20. Коблев М.С. Итоги и тенденции развития банков и кредитного риск-менеджмента / М.С. Коблев // Финансы и кредит. – 2009. - № 10(346). – С. 46 – 49.
  21. Коваленко Л. Риски в кредит / Л. Коваленко, М. Тальская // Банки и деловой мир. – 2012. - № 9. – С. 20-45.
  22. Крупные банки демонстрируют более высокие темпы роста кредитования [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://riarating.ru/banks_rankings/20121130/610457178.html. - Загл. с экрана (02.12.2012)
  23. Логунов Э. О. Особенности управления кредитными рисками коммерческого банка / Э. О.  Логунов // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 157-159.
  24. Лукашевич Н.С. Сравнение нейросетевых и статистических методов оценки кредитного риска / Н.С. Лукашевич // Финансы и кредит. – 2011. - № 1(433). – С. 32-41.
  25. Мануйленко В.В. Риск-ориентированный подход к формированию кредитного портфеля коммерческого банка: инновационный аспект / В.В. Мануйленко // Финансы и кредит. – 2012. - № 16. – С. 48.
  26. Платонова Ю.Ю. Инструменты управления портфелем проблемных кредитов в современных условиях / Ю.Ю. Платонова, С.Е. Зайченко // Финансы и кредит. – 2011. - № 4(436). – С. 28-36.
  27. Рейтинг банков по объему кредитного портфеля и доле просроченной задолженности на 1 ноября 2012 года. Рейтинговое агентство РИА Рейтина [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://vid1.rian.ru/ig/ratings/banki_01_11_12.pdf. - Загл. с экрана (02.12.2012)
  28. Смулов А.М. Проблемная задолженность: понятие, основные признаки и меры повышения эффективности возврата проблемных кредитов / А.М.Смулов, О.А. Нурзат // Финансы и кредит. – 2009. - № 35(371). – С. 21-22.
  29. Тихомирова, E. B. Рынок банковских кредитов: подходы к изучению и структура в современных условиях / Е. В. Тихомирова // Финансы и кредит. - 2011. - № 17. - С. 32-35.
  30. Трохименко, В. И. Системные риски развития рынка банковских услуг в условиях глобализации / В. И. Трохименко // Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 2. - С. 10-14.
  31. Хачатрян А.Н.   Потребительский кредит как фактор долгосрочной эффективности экономики / А. Н. Хачатрян    // Российское предпринимательство. - 2011.- № 4. Ч.1. - С. 157-163.
  32. Шаталов А.Н. Кредитоспособность и кредитный риск в банковском риск-менеджменте / А.Н. Шаталов // Финансы и кредит. – 2010. - № 17. – С. 46-51.
  33. Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности / Г.Н. Щербакова. - М.: Вершина, 2007. - 464с.
  34. Яшин С.Н. Инвестиционный подход к управлению кредитным риском в коммерческих банках / С.Н. Яшин, Е.В. Кошелев, Д.В. Чухманов // Финансы и кредит. – 2011. - № 9(441). – С. 14-19.
  35. Яшин М.В. Механизм формирования кредитного портфеля коммерческого банка с учетом риска возникновения просроченной ссудной задолженности / М.В. Яшин // Финансы и кредит. – 2010. - № 33(417). – С. 65-72.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО "Сбербанк России"