Основные задачи и функции центрального банка в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

С самого начала деятельности Федеральной резервной системы  ее первоочередные задачи совпали с  направлениями национальной экономической  и финансовой политики. Эти цели:

- рост экономики;

- высокий уровень занятости;

- стабильность покупательной  способности доллара; 

- приемлемый баланс в  сделках с иностранными государствами 

Они были закреплены Конгрессом в законе о занятости от 1946 года, а затем вы Законе о полной занятости и сбалансированном росте от 1978 года.

Более подробно о целях  ФРС. Как и другие центральные банки, Федеральная резервная система США оказывает влияние на валютный рынок тремя традиционными способами:

Методы 1. Изменением учетной  ставки: В США используются две ставки: Federal funds rate - процентная ставка по федеральным фондам - это процентная ставка, по которой одни банки одалживают федеральные фонды (резервные требования) другим банкам системы.

Discount rate - дисконтная ставка - это процентная ставка, под которую Федеральная резервная система США выдает кредиты для поддержания ликвидности банков. Дисконтная ставка является менее значимой, нежели процентная ставка по федеральным фондам и обычно отличается от ставки по федеральным фондам.

2. Инструментами финансового  рынка (операции на открытом  рынке);

В наиболее значимых масштабах  прямые операции с ценными бумагами осуществляются в США Федеральным  комитетом по операциям на открытом рынке, специально созданным в рамках ФРС.

При покупке ценных бумаг  на открытом рынке федеральными резервными банками платеж осуществляется в  виде чека, выписанного на резервные  банки. Продавцами покупаемых федеральными резервными банками ценных бумаг  могут являться банки (входящие или  не входящие в систему ФРС), промышленные или финансовые компании, а также  физические лица. Если продавцом ценных бумаг выступает банк - член ФРС, то чеки, полученные им в качестве оплаты за проданные ценные бумаги, направляются в федеральный резервный банк соответствующего округа, который увеличивает  размеры своих резервов. Во всех других случаях продавцы ценных бумаг, получая чек, выписанный на ФРС, помещают его в банк, открывая тем самым  депозит. Банк, в свою очередь, депонирует его на свой счет в федеральном  резервном банке, увеличивая свои резервы  на сумму проведенной операции.

Покупка ФРС ценных бумаг  на открытом рынке обусловливает  увеличение резервов банков членов этой системы, что дает им возможность  расширять кредитные операции по обслуживанию различных предприятий  в разных отраслях экономики. Таким  образом, покупая ценные бумаги на открытом рынке, ФРС стимулирует развитие экономики. Если покупателями ценных бумаг  являются коммерческие банки, то они  уменьшают свои депозиты в федеральных  банках на соответствующую сумму.

В случае покупки ценных бумаг физическими лицами или  нефинансовыми компаниями наблюдается  сокращение депозитов соответствующего банка - члена ФРС в резервном  банке данного округа, поскольку  чеки при операциях на открытом рынке  выписываются на резервные банки. Одновременно уменьшаются денежные средства на счетах покупателей ценных бумаг в обслуживающих  их банках - членах ФРС. Таким образом, продажа ФРС ценных бумаг на открытом рынке способствует сокращению резервов банков и, соответственно, уменьшает  их кредитные возможности. Отсюда следует, что продажа ФРС ценных бумаг  на открытом рынке является инструментом, используемым для оказания сдерживающего воздействия на экономику.

Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно  с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими  векселями.

3. Изменением резервных  требований;

ФРС может определять норму  минимального резервного покрытия кредитов: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает денежную массу в стране,  поскольку  уменьшает кредитные ресурсы  и снижает кредитный мультипликатор.

Изменение норм минимального резервного покрытия является более  жестким инструментом, резко меняющим конъюнктуру денежного рынка, поэтому  его стараются использовать как  можно реже.

4. Посредством валютных  операций.

Что касается валютных операций, наиболее действенными являются соглашения об обратном выкупе (repurchase agreements), предусматривающие обратную продажу системой тех же самых купленных ранее у клиентов валют по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 15 дней) и с определенной процентной ставкой. Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного вливания резервов в банковскую систему.

Такие действия имеют целью увеличит цену доллара США.

Соглашение об обратном выкупе может накладывать обязательства  либо на клиента, либо на систему.

Согласованные договоры о  купле-продаже (matched sale-purchase agreements) противоположны соглашениям об обратном выкупе. Выполняя согласованный договор о купле-продаже, федеральная система продает валюту с целью ее немедленной доставки дилеру или зарубежному центральному банку, соглашаясь выкупить эту валюту обратно по той же цене в обусловленное время в будущем (обычно в течение 7 дней). Такой договор направлен на временный сброс резервов.

Объем сделки по такому соглашению соответствует объему временного сброса резервов. Влияние на рынок направлено при этом на то, чтобы сделать  доллар более сильным.

Решения Федеральной резервной  системы (ФРС) не подлежат ратификации  со стороны президента или со стороны  любого работника из отдела правительства. Но ФРС несет ответственность  перед Конгрессом, а, следовательно, и всем народом за свою политику. Все назначения в Совет управляющих  ФРС, включая и назначение председателя и вице-председателя из числа членов Совета, осуществляются президентом  с согласия палаты конгресса США. В силу этих обстоятельств и учитывая, что ФРС действует в рамках общих целей экономической и  финансовой политики, проводимой правительством, было бы точнее охарактеризовать эту  Систему как «независимую внутри правительства».

Каждый отдельно взятый Федеральный  Резервный банк сам по себе играет важную роль в проведении и воплощении в жизнь определенной денежно-кредитной  политики, несмотря на то, что руководство  этими процессами в целом принадлежит  Совету Управляющих ФРС. Во-первых, будучи членами Федерального Комитета Открытого Рынка, пять из двенадцати президентов Федеральных Резервных  банков принимают самое активное участие в разработке и определении  задач и тактических целей денежно-кредитной политики . Во-вторых, Совет директоров Федеральных Резервных банков намечает и вырабатывает определенный на конкретный момент уровень банковских учетных ставок — один из основных параметров экономической системы, который представляется на рассмотрение и утверждение совета Управляющих ФРС.

Текущие функции ФРС:

выполнение обязанностей центробанка США

поддержание баланса между  интересами частных банков и общенациональными  интересами

обеспечение надзора и  регулирования банковских учреждений

защита кредитных прав потребителей

управление денежной дополнительном выпуске (с нередко конфликтующими целями: минимизация безработицы, поддержание стабильности цен, обеспечение умеренных процентных ставок)

обеспечение стабильности финансовой системы, контроль за системными рисками на финансовых рынках

предоставление финансовых услуг депозитариям, в том числе  Правительству США и официальным  международным учреждениям

участие в функционировании системы международных и внутренних платежей

устранение проблем с  ликвидностью на местном уровне.

Другие функции ФРС  осуществляются через сеть двенадцати Федеральных резервных банков. Филиалы  резервных банков организованны  в 25 городах.

Федеральные резервные банки  выполняют следующие функции:

- осуществляют безналичные расчеты по чекам (клиринг чеков);

- выпускают новые банкноты и изымают из обращения изношенные денежные знаки;

- оценивают возможности слияний кредитных учреждений;

- предоставляют учетные кредиты банкам в рамках резервных округов;

- осуществляют связи между бизнесменами и ФРС;

- инспектируют банки штатов;

- собирают информацию об условиях для хозяйственной деятельности в округах;

- проводят исследования по вопросам денежно-кредитной политики и издают аналитические журналы и бюллетени.

Федеральные резервные банки  участвуют в разработке и проведении денежно-кредитной политики:

- исходя из анализа и прогнозов макроэкономической ситуации в США и в каждом округе разрабатывают предложения для руководства ФРС по уровню дисконтной ставки;

- определяют банки (члены и не члены ФРС), нуждающиеся в учетных кредитах резервных банков;

- каждый из федеральных резервных банков выбирает одного из руководителей коммерческих банков для представительства от округа в Федеральном консультационном совете;

- каждый из 5 выбираемых в Федеральный комитет по операциям на открытом рынке президентов федеральных резервных банков имеет право голоса в этом Комитете; при чем поскольку 1 место из 5 всегда принадлежит президенту Федерального банка Нью-Йорка, оставшиеся 4 места распределяются на ротационной основе между остальными 11 президентами федеральных резервных банков.

При федеральных резервных  банках действуют консультационные комитеты, важнейшими из которых являются комитеты, консультирующие руководство банков по вопросам развития сельского хозяйства и малого бизнеса.

 

2.3 Влияние глобальных и системных банковских кризисов на цели, задачи и функции ФРС США.

Непосредственным предшественником общего финансового и банковского  кризиса в США был кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime) в 2007 году, то есть ипотечного кредитования лиц с низкими доходами и плохой кредитной историей. Вследствие 20%-го падения цен на недвижимость американские владельцы жилья обеднели почти на $5 триллионов[22].

Американский финансист  Джордж Сорос в Die Welt от 14 октября 2008 года определил роль «ипотечного мыльного пузыря» как «лишь спускового механизма, который привёл к тому, что лопнул более крупный пузырь»[23][24].

Впоследствии Финансовый кризис в США стал детонатором  глобального кризиса. По мнению аналитиков, американские инвестиционные структуры, сталкивающиеся с проблемами на внутреннем рынке, начали сбрасывать свои зарубежные средства, что вызвало отток денежных средств с рынков новых развивающихся стран. В результате чего от кризиса, возникшего в США, начал страдать весь мир.[25]

Американские официальные  лица и часть экономистов пытаются возложить вину за пузырь на американском рынке недвижимости на другие страны. Так председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке в январе 2009 года виновными считал огромные банковские вклады населения Китая и других стран.[25] Через год аналогичная версия была высказана экономистом из Массачусетского технологического института Рикардо Кабальеро (англ.)русск.. Он считает, что питательной средой сбоя в финансовой системе США стали иностранные капиталовложения, в частности — из Китая и Саудовской Аравии. Китай закупал все больше и больше долгосрочных облигаций Казначейства США, что привело к снижению их доходности. В результате американские банки бросили свои активы на ипотечный рынок[26]. В ответ на это, китайская газета Жэньминь жибао напоминает, что в США денежно-кредитная политика с низкой процентной ставкой проводится с 1990-х годов, а в то время у Китая и других новых развивающихся стран не было ни большого активного сальдо, ни огромной суммы сбережений. Поэтому ни Китай, ни какие-либо другие азиатские страны не «виновны» в активном использовании дешевых потребительских кредитов населением США.[25]

13 января 2010 года начала  работу комиссия, созданная Конгрессом  США, по расследованию причин  кризиса[27][28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой– М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.

2 Там же.

3 Там же.

4 Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г.Коробовой. – изд. с изм. – М.:Экономистъ, 2006 – 776 с.

5 http://www.mark5.ru/97/22786/index1.1.html

6 Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2006. – 560 с.

7 Там же.

8 Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г.Коробовой. – изд. с изм. – М.:Экономистъ, 2006 – 776 с.

9Деньги, кредит, банки: учебник / колл. авт.; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И.Лаврушина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:КНОРУС, 2006. – 560 с.

10 Там же.

11 Там же

12 Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой– М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.


Информация о работе Основные задачи и функции центрального банка в условиях рыночной экономики