Основные задачи и функции центрального банка в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:36, реферат

Краткое описание

Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.

Файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 68.53 Кб (Скачать)

В рамках посреднической функции  в последнее время банки расширяют  свою деятельность по организации выпуска  и размещения ценных бумаг, которая  иногда рассматривается тоже как  самостоятельная эмиссионно-учредительская функция банков. Однако, совершая эмиссионно-учредительские и другие операции с ценными бумагами, банки, по сути дела, осуществляют посредничество между владельцами свободных денежных капиталов и предприятиями, нуждающимися в их привлечении. Особенность посредничества в данном случае состоит в том, что его инструментом выступает не денежная ссуда, а различные виды ценных бумаг, которые банки могут приобретать как за свой счет (т. е. за счет аккумулированных ими ресурсов вкладчиков и кредиторов), так и за счет и по поручению клиентов.

С посредничеством в кредите  тесно связана такая функция  банков, как посредничество в платежах. По поручению своих клиентов банки занимаются ведением кассы: принимают деньги от клиентов, ведут их на соответствующих счетах, учитывают все поступления и выдачи, хранят наличные деньги, осуществляют необходимые платежи и т. д. Таким образом, выступая в качестве посредника в платежах, банк берет на себя выполнение всех платежных операций для клиентов.

 С функцией посредничества  в платежах тесно связана такая  важнейшая функция, как создание денег. Банки могут создавать и уничтожать их, т. е. управлять денежной массой. Создание денег - это создание платежных средств. Оно тесно связано с депозитной и кредитной деятельностью банка. Если клиент принес определенную сумму денег и поручил банку зачислить ее на свой расчетный счет, то общее количество денег будет постоянным. Изменения произойдут в части увеличения объема кассовых остатков в активе баланса, в пассиве на данную сумму увеличится депозит.

Общий объем денежной массы  центральный банк определяет при  разработке денежно-кредитной политики, а коммерческие банки выполняют функцию передачи экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно возрастает в связи с активизацией монетарной политики центрального банка. Ограничение роста предложения денег сокращает возможность коммерческих банков получать межбанковские кредиты, так как они тоже становятся дороже, что в свою очередь ограничивает объем кредитования реального сектора и повышает ставки процента по кредитам. Так действует механизм, посредством которого коммерческие банки передают импульсы денежно-кредитного регулирования, исходящие от центрального банка экономике в целом.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений  денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное  управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом  анализе ситуации в стране, чтобы  при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных  органов.

Информационно-исследовательская  деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке  информационного обмена, а также  с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном  уровне.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Центральный банк США – Федеральная Резервная Система.

 

2.1 Возникновение и становление  Федеральной Резервной Системы.

Несмотря на то что необходимость в создании эмиссионных банков определялась степенью развития банкнотного обращения, практическое создание их зависело и от других факторов, в том числе субъективного характера. Например, в США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце XVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков. И только с созданием федеральных резервных банков по закону 1913 г. банкнотная эмиссия была централизована.

Центральный банк США (Федеральная  резервная система) возник не в результате развития рыночной конкуренции, а представляет собой структуру, образованную силой закона, т. е. «сверху».

В силу исторических, экономических, а также внутриполитических особенностей своего развития США значительно позже других основных капиталистических стран приступили к формированию централизованной банковской системы. Попытки создать центральный банк страны в конце XVIII в. не увенчались успехом. Первый банк Соединенных Штатов, созданный в 1791 г. благодаря активным усилиям министра финансов А. Гамильтона, просуществовал до 1811 г. Второй банк Соединенных Штатов,  организованный в 1816 г., прекратил свое существование в 1836 г. В обоих случаях 20-летний уставный срок функционирования не был возобновлен в силу политической оппозиции идее создания централизованной банковской системы. Важно отметить, что оба эти центральных банка были построены по принципу государственного и частного совладения - их собственниками были одновременно федеральное правительство и частные лица.

Этот принцип послужил в начале XX в. одним из исходных при создании Федеральной резервной системы (ФРС) - Центрального банка США.

Федеральная резервная система  официально была учреждена 23 декабря 1913 г., когда президент В. Вильсон подписал закон о ее создании. Совет управляющих ФРС был учрежден как государственный орган с полномочиями осуществления контроля над деятельностью федеральных резервных банков и принятия решения об основных направлениях политики ФРС. Одновременно по инициативе президента США В. Вильсона при Совете управляющих был учрежден консультативный совет из числа представителей банкирских кругов, который, фактически не выходя на авансцену, с первых же лет существования банка был непосредственным представителем частного бизнеса при руководящем органе ФРС и оказывал соответствующее влияние на его деятельность.

Государственно-частный  принцип, заложенный в основание  функциональной структуры ФРС, стал одним из основных в системе государственного регулирования экономики США. Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе).

Они в совокупности образовали «коллективный» центральный банк; их капитал принадлежал банкам - членам ФРС данного округа, эти банки представляли местные интересы при формировании кредитной политики. Централизация же достигалась благодаря головному органу системы - Федеральному резервному управлению (впоследствии – Совету управляющих ФРС) в Вашингтоне. При создании ФРС ставилась цель не допустить концентрации экономической мощи у какой-либо финансовой группировки. Величина территории округа и количество банков на ней рассматривались как «уравновешивающий» фактор. На северо-востоке, где находились самые мощные банки, было создано несколько небольших резервных округов. Например, Нью-Йоркский федеральный округ включает шт. Нью-Йорк и часть шт. Нью-Джерси. При этом на Федеральный резервный банк Нью-Йорка приходилось 25 % всех активов ФРС. На среднем западе и западе США, где не было крупных банковских объединений, федеральные резервные округа охватывали огромные территории. В последующие годы система претерпела значительную эволюцию, основной результат которой заключался в сужении автономии федеральных банков и укреплении централизующего начала. Внешне, однако, система сохранила черты децентрализованного института, и ее базовые принципы, заложенные в Федеральном резервном акте, не изменились.

По американскому законодательству ФРС должна «способствовать стабильности и росту национальной экономики», для чего она обязана выполнять следующие основные уставные функции: быть банком банков, выполнять роль государственного банкира; способствовать стабильности финансового положения банков - членов ФРС и осуществлять надзор за их деятельностью, регулировать денежное обращение и кредит страны.

Федеральная резервная система  с момента своего создания значительно  отличалась от других западных центральных банков не только своей уникальной трехступенчатой структурой (Совет управляющих - федеральные резервные банки - банки - члены ФРС), но и многими функциональными особенностями. Она уже в тот период имела большую независимость от казначейства, чем многие западно-европейские центральные банки, которые часто напрямую подчинялись министерствам финансов. Но основная специфика была связана с системой регулирования денежной массы и ставок процента.

В отличие от стран Западной Европы, где долгое время были распространены административные (селективные) методы контроля в виде кредитных квот, лимитов для отдельных секторов, групп банков и крупных кредитных институтов, ФРС полагалась на такие экономические инструменты регулирования денежной массы, как норматив обязательных резервов, переучетная ставка, операции на открытом рынке, и редко прибегала к селективному контролю. В основе управления денежной массой лежала система минимальных обязательных резервов, которая возникла задолго до учреждения центрального банка в США.

В настоящее время Закон  о Федеральной резервной системе  с многочисленными поправками к нему, принятыми Конгрессом США, в том числе 1980 - 1990-е гг., - это объемистый том, состоящий из более 500 страниц текста.

По принципам организации  и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков – членов ФРС.

Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков – членов ФРС.

Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным  учреждениям США.

В законе о создании ФРС  был предусмотрен принцип ее независимости в рамках системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде законодательных положений, определяющих организационные и функциональные особенности ФРС:

- члены руководящего органа  ФРС – Совета управляющих,  состоящего из 7 человек,  назначаются президентом США (с одобрения сената) сроком на 14 лет и не могут быть освобождены президентом от должности по причине его несогласия с их деятельностью, причем каждые два года заканчивается один 14-летний срок;

- Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации;

- Совет управляющих ФРС предоставляет Конгрессу США ряд докладов, включая ежегодный доклад об операциях ФРС, и специальные доклады дважды в год о состоянии экономики и целевых ориентирах ФРС относительно денежной массы и кредитов;

- Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее деятельности, передается в казну.

 

Особенности организационной  структуры ФРС. В структуре ФРС  выделяются 5 звеньев, составляющих ее функциональный комплекс (схема 2):

- Совет управляющих ФРС;

- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

- Федеральный консультативный совет;

- 12 федеральных резервных банков;

- около 6000 коммерческих банков – членов ФРС (составляющих примерно 1/3 общего количества коммерческих банков США).

Совет управляющих был  учрежден как государственная структура с полномочиями контроля за деятельностью федеральных резервных банков и принятия решений по основным направлениям политики ФРС.

Главная функция Совета управляющих  ФРС – разработка денежно-кредитной политики. Кроме того, Совет обладает широкими надзорными и регулирующими функциями в отношении различных категорий банковских институтов и федеральных резервных банков. Совет играет главную роль в обеспечении бесперебойного функционирования платежной системы страны, а также контролирует выполнение федеральных законов, регулирующих деятельность в сфере потребительского кредита (Закон о частном кредитовании, Закон о равных кредитных возможностях и Закон об открытой информации по жилищной ипотеке).

Совет управляющих ФРС  регламентирует и контролирует деятельность федеральных резервных банков; принимает решения об учреждении филиалов резервных банков и других банков – членов ФРС в резервных округах страны, а также за границей; проводит не реже одного раза в год ревизии деятельности резервных банков. Председатель Совета является членом Национального консультативного совета по международным валютно-финансовым проблемам, координирующим политику правительства в этой области.

Операции ФРС осуществляют 12 федеральных резервных банков. Эти банки и их 25 отделений  расположены в крупных городах  страны. Территория США разделена в соответствии с Законом о создании ФРС на 12 федеральных резервных округов, границы которых не совпадают с границами штатов. Федеральные резервные банки осуществляют эмиссию банкнот и другие функции центрального банка в рамках определенного округа.

Каждым резервным банком управляет совет, состоящий из 9 директоров, 6 из которых избираются банками  – членами ФРС, а 3 назначаются  Советом управляющих ФРС.

История многих стран доказывает, что наличие централизованного  начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками для эффективного развития рыночной экономики.

 

2.2 Цели, задачи, функции Федеральной  Резервной Системы США.

В начале своей деятельности основная цель Федеральной Резервной  Системы состояла в помощи банкам в период банковских кризисов и биржевых лихорадок. Далее было установлено, что в описываемый период времени  не существовало полностью удовлетворительных механизмов, обеспечивающих потребность  банков в необходимом уровне ликвидности.

В настоящее время целью  и задачей функционирования ФРС  США являются рост промышленного производства при максимальном уровне занятости, стабильность цен и умеренные долгосрочные процентные ставки. Выработка монетарной политики и ее воплощение осуществляется Советом управляющих (Board of Governers) Федеральной резервной системы и Комитетом по операциям на открытом рынке (Federal Open Market Committee, FOMC). Совет управляющих ФРС устанавливает дисконтную ставку (Discount rate), а также ставку по федеральным фондам (Federal funds rate) и требования к банковским резервам, а Комитет по операциям на открытом рынке осуществляет операции на рынке долговых обязательств. Используя три инструмента: операции на открытом рынке, дисконтную ставку и резервные требования, Федеральная резервная система воздействует на спрос и предложение, балансы депозитарных институтов, размещающих средства в федеральных резервных банках, и тем самым влияет на федеральную ставку по фондам.

Информация о работе Основные задачи и функции центрального банка в условиях рыночной экономики