Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 20:36, реферат
Центральные банки возникли в процессе исторического развития банковских систем. Первоначально термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, имеющий наиболее широкие связи в банковской системе. Постепенно такие банки монополизировали функцию эмиссии денег и утвердились в качестве эмиссионных центров страны. Затем они получили особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, а также по кредитованию банков и как кредиторы последней инстанции расширили регулирующее воздействие на национальную банковскую систему.
В то же время центральный банк не может быть полностью свободным от действий правительства, и наоборот, экономическая политика государства не будет успешной без согласования и тесной увязки ее составных элементов с денежно-кредитной политикой.
В долгосрочной перспективе политика центрального банка всегда строится в соответствии с экономической политикой государства, ее основными приоритетными направлениями.
Поэтому любой центральный банк имеет черты и банка, и государственного органа.
Выполнение юридически возложенной
на центральный банк главной цели
его деятельности - обеспечение стабильности
цен - предполагает наличие определенной
степени его независимости от исполнительной
власти. Причем независимость центрального
банка от правительства подразумевает
две ее формы: политическую и экономическую.5
. Политическая независимость - это автономия
(самостоятельность)
центрального банка при установлении
целевых ориентиров денежной массы;
. Экономическая независимость - самостоятельность
центрального банка в
выборе инструментов денежно-кредитной
политики.
Условиями политической независимости
центрального банка являются
определение порядка назначения членов
его руководящего органа или
управляющего (президента), одобрение
принятого банком решения со стороны правительства
и(или) парламента.
Экономическая независимость
выражается в
том, что центральный банк не обязан автоматически
выдавать денежные
средства правительству для финансирования
государственных расходов и
оказывать ему предпочтение в предоставлении
кредитов. Кроме того, для
экономической независимости центрального
банка имеет значение характер
осуществляемого им контроля за кредитной
системой: применение
административных (прямых) нерыночных
способов контроля, предполагающее вмешательство
правительства в принятие решений банком,
ущемляет автономию последнего. Конечно,
на практике весьма трудно определить
степень политической независимости данного
центрального банка. Однако с помощью
некоторых объективных показателей независимости,
таких, например, как наличие формальных
организационных связей между центральным
банком и правительством (правил, обязывающих
центральный банк поддерживать фискальную
политику), можно попытаться это сделать.
Результаты одного из проведенных исследований
степени независимости центральных банков
с использованием этих показателей свидетельствуют
о наличии сильной взаимосвязи между политической
независимостью центрального банка и
низким уровнем инфляции.
Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политики с учетом различных объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальных контактов руководителей.
Среди множества объективных факторов оценки независимости центральных банков можно выделить пять важнейших:6
1) участие государства в капитале центрального банка и распределении прибыли;
2) процедура назначения (выбора) руководства банка;
3) степень отражения в
законодательстве целей и
4) права государства на
вмешательство в денежно-
5) правила, регулирующие
возможность прямого и
Что касается первого фактора оценки, то состав собственников капитала центрального банка при проведении денежно-кредитной политики существенно не влияет на его независимость.
В соответствии со вторым фактором порядок выбора (назначения) и главным образом отзыва руководства центрального банка страны влияет на степень политической независимости центрального банка от органов государственного управления.
Значение третьего фактора заключается в том, что он определяет законодательные рамки свободы деятельности центрального банка. В ряде стран в законодательстве дана только общая формулировка задач центрального банка. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости центрального банка. Фактор подробности определения законодательством целей и задач центрального банка играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования центрального банка.
От четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка¾ обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования) политическая независимость центрального банка зависит в значительной степени.
Пятый фактор независимости центрального банка ¾ законодательное ограничение кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при условии существования системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран.7
Важным фактором, определяющим
возможности центрального банка
поддерживать стабильность цен, являются
сложившиеся взаимоотношения с
государственными органами власти. Регулярные
контакты между представителями центрального
банка и государственных органов власти
повышают степень доверия последних к
действиям центрального банка и способствуют
достижению им главной цели - обеспечения
стабильности цен.8
Таким образом, выполнению данной задачи может содействовать периодически представляемая парламенту отчетность центрального банка о своей деятельности. Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах неодинакова. Считается, что наибольшей независимостью в проведении денежно-кредитной политики обладает центральный банк Германии Бундесбанк, чья независимость предусмотрена в Законе о Бундесбанке (1957 г.). Довольно высокой степенью независимости от исполнительной власти располагает ФРС США - ее решения не подлежат ратификации со стороны президента или правительственных структур.
В федеративных же государствах
центральный банк пользуется гораздо
большей самостоятельностью. Кроме того,
в федеративных государствах четко прослеживается
стремление должным образом представить
интересы регионов в руководящих органах
центрального банка.
Разумеется, в идеале центральный
банк должен быть достаточно независимым
и влиятельным учреждением, которое, с
одной стороны, осуществляет денежно-
кредитное регулирование на основе закрепленных
законом его полномочий, а с другой стороны,
обеспечивает надежность и стабильное
функционирование кредитно-банковской
системы. Однако в реальных условиях независимость
многих центральных банков оказывается
ограниченной - в частности, в результате
конфликтов, возникающих из-за противоречий
между декларируемыми правительством
задачами экономической политики и необходимостью
поддержания стабильности национальной
денежной единицы, которую призван обеспечивать
центральный банк. Практика показывает,
что конфликт подобного рода удается урегулировать
путем довольно формальных переговоров
между правительством и центральным банком
без применения «силовых» методов.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основные цели их деятельности ¾ укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.9
Традиционно центральный банк должен решать пять основных задач - он призван быть:10
1)эмиссионным центром страны, т. е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2)органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т. е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;
3)«банком банков», т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции); осуществлять контроль и, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
4)банкиром правительства, т. е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги, предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
5)главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.
При решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других - всего одна (в действующей Конституции Российской Федерации).
К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую.11
К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).
Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т. е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.
Рассмотрим дополнительные функции:
Старейшей функцией, выполняемой банками, является функция посредничества в кредите. Непосредственное предоставление свободных денежных средств их владельцами в ссуду промышленным и торговым предпринимателям связано с определенными трудностями. Посредничество банков устраняет все эти препятствия, возникающие при прямых связях кредиторов и заемщиков. Мобилизуя вклады различных размеров и различной срочности, банки могут предоставлять кредиты нужной суммы и на те сроки, которые необходимы заемщикам.12
При выполнении посреднической
функции банки осуществляют трансформацию
сроков, т. е. преобразование «коротких»
денег в «длинные». Для того чтобы
не нарушить свою ликвидность, банк в
принципе может предоставлять
Аккумуляция и мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал - основанием для выделения данной функции как самостоятельной, отличной от функции посредничества в кредите, является тот факт, что сами по себе денежные сбережения не являются капиталом. Сосредоточенные в банке денежные средства, с одной стороны, становятся источником для проведения ссудных операций, т. е. банки предоставляют их промышленным и торговым предприятиям, которые используют полученные средства для развития. С другой стороны, аккумулированные банком средства приносят их владельцу доход в виде процента, т. е. становятся для него капиталом. В то же время нельзя не отметить, что поскольку подавляющую часть денежной массы формируют безналичные деньги, т. е. деньги в виде остатков на банковских счетах, постольку эта функция банков утрачивает свое значение.
Информация о работе Основные задачи и функции центрального банка в условиях рыночной экономики