Основные предпосылки для роста спроса на розничные услуги банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 12:34, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в изучении розничной банковской политики.
В последние годы сформировались крайне благоприятные возможности для развития розничного рынка финансовых услуг. Прежде всего, было обеспечено главное условие — стабилизация экономической и политической ситуации в стране. Параллельно происходят глубокие изменения в области законодательства, фискальной, бюджетной политики, структурные реформы. Закономерное следствие — серьезные качественные изменения в потребительском и сберегательном поведении населения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2
1.Основные предпосылки для роста спроса на розничные услуги банков……………………………………………………………………………….3
2. Факторы, ограничивающие развитие розничной банковской политики в Российской Федерации……………………………………………………………..8
3. Основные направления совершенствования институциональной базы розничного банковского бизнеса………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………..19
Список использованных источников………………………………………20

Файлы: 1 файл

А276_Розничная банковская политика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………..2

1.Основные предпосылки для роста спроса на розничные услуги банков……………………………………………………………………………….3

2. Факторы, ограничивающие развитие розничной банковской политики в Российской Федерации……………………………………………………………..8

3. Основные направления совершенствования институциональной базы розничного банковского бизнеса………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………..19

Список использованных источников………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель работы состоит в изучении розничной банковской политики.

В последние годы сформировались крайне благоприятные возможности  для развития розничного рынка финансовых услуг. Прежде всего, было обеспечено главное условие — стабилизация экономической и политической ситуации в стране. Параллельно происходят глубокие изменения в области законодательства, фискальной, бюджетной политики, структурные реформы. Закономерное следствие — серьезные качественные изменения в потребительском и сберегательном поведении населения.

В первую очередь  они связаны с ростом реальных доходов — в 2002 году они превысили  докризисный уровень. В сочетании  с позитивной динамикой других макроэкономических показателей это дало возможность  населению более уверенно планировать  свои будущие поступления и расходы. Стал расти спрос на более качественные товары и услуги, в том числе на недвижимость. И хотя фактор «непредвиденных расходов» по-прежнему доминирует, все больше людей всерьез задумываются об организованном управлении своими денежными потоками.

Результатом этих качественных изменений стал взрывной рост спроса на розничные банковские услуги. Организованные сбережения населения  росли практически вдвое быстрее, чем остатки средств юридических  лиц, темпы роста потребительских кредитов также значительно опережали рост кредитов корпоративному сектору, растет количество банкоматов, а также количество торгово-сервисных точек.

Задачами данной работы являются: рассмотрение основных предпосылок для роста спроса на розничные услуги банков; изучение факторов, которые ограничивают развитие розничной банковской политики; определение направлений совершенствования розничного банковского бизнеса.

Информационно-методологической базой послужили такие источники, как:  Старовойтова О. Банковское обслуживание физических лиц — простые истины, Казьмин А. Взрыв спроса на розничные услуги  и реальный потенциал рынка.

1.Основные предпосылки  для роста спроса на розничные  услуги банков

 

Мы  хорошо помним то время, когда российские банки в своей работе основную ставку делали на операции с юридическими лицами, осуществляя их расчетно-кассовое обслуживание, кредитование, сделки на рынке ценных бумаг и т.д. Розничные операции в основном были сосредоточены в Сбербанке России. Лишь в некоторых коммерческих кредитных учреждениях ими отчасти занимались, если нужно было решить какие-то локальные задачи или того требовала забота о своем положительном имидже. Однако в последние годы ситуация изменилась: постоянно проводятся рекламные кампании, адресованные именно частным вкладчикам, а на сайтах большинства банков можно найти предложения для физических лиц.

В большинстве  зарубежных кредитных учреждений значительную часть средств занимают сбережения населения, поскольку они, во-первых, формируются на долгосрочной основе (как правило, в виде различных накопительных и пенсионных программ), а во-вторых, достаточно предсказуемы и, следовательно, могут служить примером почти идеального пассива. К сожалению, подавляющее большинство российских граждан не могут планировать свои доходы на длительный срок и не решаются доверять коммерческим банкам все, что нажито годами труда. Однако в связи с общим повышением доходов (особенно в крупных городах) уже явно наметился рост интереса населения к депозитам.

В настоящее  время на долю вкладов частных  лиц приходится более 20 % пассивов коммерческих банков, а в некоторых крупных кредитных учреждениях («Импэксбанк», «Автобанк» и др.) - почти 50 %. Если таких вкладов в банке много и между ними нет корреляции, то они являются очень удобным и оптимальным относительно ликвидности источником средств. Поэтому чаще всего кредитные учреждения предлагают розничному рынку большой ассортимент депозитов и уже ставшие привычными пластиковые карты.

Основные  задачи банка для привлечения  средств:

1)проинформировать потенциальных клиентов о предлагаемых услугах и продуктах; 
2) продемонстрировать им свою надежность;

3) предложить  конкурентоспособные ставки и  условия по депозитам;  
4) предоставить частным вкладчикам максимум удобств и высокие стандарты обслуживания;  
5) создать условия для того, чтобы клиенты не испытывали дискомфорта.

Первые  два пункта практически не связаны  с технологий обслуживания (по сути, это элементы маркетинговой и PR-политики банка). Если же говорить о третьем и четвертом, прямо относящихся к технологиям, используемым для предоставления услуг, то они одновременно и противоречат, и дополняют друг друга.

Действительно, с одной стороны, выбор между  банками с одинаковой степенью надежности вкладчик делает на основании максимальной ставки по депозиту, а с другой, удобство обслуживания ценится очень высоко даже для вкладчиков, которые привыкли экономить на всем (вряд ли кто-нибудь из них повезет деньги в другой город, чтобы сделать вложение с более высокой ставкой). Кроме того, для многих важна возможность, получить максимальное количество разнообразных услуг (включая денежные переводы, аренду депозитарных ячеек, овердрафтное кредитование по пластиковым картам, коммунальные платежи и пр.) сразу в одном офисе. 1

Помимо  разнообразия банковских продуктов  и физической доступности услуг, для эффективной работы с физическими лицами очень важным фактором является снижение накладных расходов банка. Суммы денежных средств частных вкладчиков, задействованные в такого рода операциях, как правило, незначительны, поэтому желательно, чтобы стоимость транзакции была минимальной.

Несколько слов о комфорте, необходимом клиенту. Не вдаваясь в тонкости его психологии, рискнем утверждать, что нельзя переоценить  умение персонала, обслуживающего физических лиц, объяснить потенциальному клиенту выгоды предлагаемых банковских продуктов, убедить его в надежности банка. Зачастую именно это определяет масштаб и продолжительность дальнейшего сотрудничества. Таким образом, к факторам, определяющим эффективность привлечения средств, стоит добавить ориентированность операционистов на клиента.

Для многих кредитных учреждений залогом успеха является возможность наладить отношения  с менеджментом предприятий и  организаций. Предлагая этой категории  частных вкладчиков VIP-обслуживание, банк может привлечь и удержать корпоративных клиентов. Здесь важно, во-первых, предложить широкий выбор качественных услуг, а во-вторых, выделить компетентного куратора. Кроме того, для VIP-клиентов зачастую хорошей альтернативой близкому расположению филиала или отделения банка является возможность выполнять операции через Интернет, привычный, а зачастую и оптимальный для них канал ежедневной коммуникации. 2

В настоящее  время срок окупаемости инвестиционных проектов по розничному обслуживанию достаточно длительный. Но кредитные учреждения все равно стремятся работать с физическими лицами. Почему? Потому что твердо уверены: в будущем именно частные лица станут основными клиентами банка, и если не «застолбить» сегодня этот участок бизнеса, его займут конкуренты, и в дальнейшем претендовать на розничный сектор банковского рынка будет невозможно. Это относится в первую очередь к региональным банкам, которые ориентируются в основном на население своего региона. Именно там работа с населением пока убыточна из-за более низкого уровня доходов, а значит и скудных частных сбережений. Однако когда доходы вырастут, люди, скорее всего, понесут деньги в тот банк, к которому они привыкли, или в тот, который им порекомендуют друзья, родственники или соседи. (По результатам различных исследований, определяющими факторами выбора банка для физического лица являются именно личный опыт и рекомендации, а реклама, рейтинги и PR-активность банка являются лишь стимулом к тому, чтобы поинтересоваться этим кредитным учреждением.) Очевидно, что и здесь очень важно, во-первых, снижение стоимости транзакции (даже если банк готов терпеть убытки, он будет стремиться их минимизировать), а во-вторых, территориальная доступность.

Как уже  упоминалось, доля сбережений физических лиц превышает 20 % от объема пассивов российских банков. Для активов этот показатель несколько ниже - около 8 %. Традиционно к розничным банковским операциям относятся ипотечное кредитование, потребительское кредитование и овердрафтное кредитование по пластиковым картам.

Следует указать положительные моменты в розничной банковской политике по сравнению с корпоративным.

Во-первых, срок кредитования – не все банки  имеют возможность предоставлять  долгосрочные кредиты, какие требуются  большинству предприятий, тогда  как физическим лицам, предоставляются, как правило, краткосрочные кредиты.

Во-вторых, доля кредитов, невозвращенных физическими  лицами, существенно ниже, чем юридическими.

В-третьих, на розничном рынке ставка кредита  намного превосходит ставку для  юридических лиц.

В-четвертых, банковские риски на розничном рынке значительно ниже, поскольку средняя сумма кредита, выдаваемого физическому лицу, гораздо меньше, а их общее количество несравнимо больше, чем для юридических лиц.

Несмотря  на указанные плюсы, существуют и  отрицательные моменты:

  1. Обслуживание кредита предполагает большие трудозатраты, которые практически не зависят от его суммы. При неэффективной организации работы все перечисленные преимущества могут быть потеряны из-за высоких накладных расходов.
  2. Упрощение процедуры рассмотрения кредита может привести к неоправданному росту риска. 3

Главная проблема заключается в том, что  наработанные технологии кредитования юридических лиц (они включают всестороннее рассмотрение, как финансового положения заемщика, так и проекта, под который берется кредит, обсуждение заявки на кредитном комитете и пр.) использовать в сфере розничного обслуживания невозможно в принципе. В частности, при выдаче потребительского кредита принять решение требуется очень оперативно и на основе минимального набора документов. Кроме того, желательно, чтобы рассмотрение заявки происходило в месте покупки товара. Дальнейшее обслуживание кредита должно быть, с одной стороны, очень эффективным, а с другой, не требовать больших затрат. Поэтому наряду с активной рекламной кампанией и сотрудничеством с предприятиями розничной торговли особо важную роль в потребительском кредитовании играет технология его реализации. Она должна обеспечить:

  1. минимизацию операционных расходов - оценить ее можно, например, по количеству кредитных договоров, обслуживаемых одним кредитным инспектором;
  2. минимизацию человеческого фактора ─ это обязательное условие для снижения кредитных рисков;
  3. территориальную доступность - не надо объяснять, что гораздо удобнее, когда вопрос о покупке в кредит решается прямо в магазине. 4

 

 

 

2. Факторы, ограничивающие  развитие розничной банковской  политики в Российской Федерации

 

Можно выделить несколько ключевых факторов, сдерживающих развитие розничной банковской политики в России.

Основным фактором в развитии розничных услуг является низкий уровень доходов населения. По показателю валового национального дохода на душу населения РФ отстает от крупнейших стран Центральной и Восточной Европы более чем в 2 раза. Это сказывается на потребительском поведении населения, спросе на банковские услуги, и как следствие, на рентабельности розничного бизнеса. Именно уровень доходов оказывает наиболее существенное влияние на перспективы развития розничного рынка и может служить как индикатором для его участников, так и целевым ориентиром для разработчиков программ развития экономики.

Следующим фактором является неравномерное распределение дохода. В странах Центральной и Восточной Европы показатель концентрации доходов у 10% самых обеспеченных людей не превышает 25%. В России он достигает 36%. По оценкам Госкомстата, уровень концентрации доходов в последние годы несколько снизился, однако вряд ли ниже 32-33%. И в ближайшее время единая ставка подоходного налога, скорее всего, не позволит этому показателю существенно опуститься. Между тем чрезмерная концентрация денежных доходов служит барьером для входа новых участников на этот рынок, сужая его целевой рентабельный сегмент до 10-20% населения вместо 80-90%.

Географический фактор - даже в самом густонаселенном центральном федеральном округе плотность населения (56,1 чел/кв. км) значительно меньше чем в средней европейской стране, а за Уралом она не превышает 2,5 чел/кв. км. Расстояния между городами в РФ 45-75 км. по сравнению с 8-20 км в Европе. Столицы субъектов Федерации концентрируют только 30% населения, при этом они больше вторых городов в среднем в 6 раз. В силу этих особенностей развитие розничного банковского в России объективно связано с более высокими издержками и сложностью использования эффекта масштаба для аккумулирования ресурсов и продвижения услуг.5

Реакцией на эти факторы стало стремление банков осуществлять операции с физическими  лицами на ограниченном региональном пространстве и достаточно узком  клиентском сегменте. Хотя для многих из них это направление бизнеса  приобретает все большее значение. Если в середине прошлого года только у 5 банков (без СБ РФ) из первой двадцатки доля средств физических лиц в пассиве превышала 15%, то к концу года их стало уже 8, а максимальная доля перевалила за 25%. В то же время о большинстве из них нельзя сказать, что они развивают именно розничный бизнес. Для этого капитальные и операционные затраты должны быть сопоставимы с потенциальной доходностью обслуживания массового клиента, а условия для этого, на мой взгляд, еще не созрели, за исключением, может быть, Москвы и С-Петербурга.

Информация о работе Основные предпосылки для роста спроса на розничные услуги банков