Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть особенности проведения факторинговых операций коммерческими банками и провести оценку их эффективности на примере коммерческого банка АКБ «БИН».
Достижение данной цели возможно при выполнении следующих задач:
1) раскрыть специфику факторинговых операций коммерческих банков, состав участников, виды факторинговых операций и типы заключаемых соглашений о факторинговом обслуживании;
2) представить особенности организации факторинговых операций на примере коммерческого банка АКБ «БИН»
Введение 3
Глава 1. Особенности организации и проведения факторинговых операций коммерческими банками 5
1.1 Специфика факторинговых операций, состав участников 5
1.2 Виды факторинговых операций 10
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании 13
Глава 2. Оценка эффективности проведения факторинговых операций коммерческого банка на примере АКБ «БИН» 16
2.1 Краткая характеристика деятельности филиала “БИН-Азия” АКБ “БИН” в Республике Бурятия 16
2.2 Оценка финансового состояния коммерческого банка 19
2.3 Особенности проведения факторинговых операций банком и оценка их эффективности 24
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию факторинга в АКБ «БИН» 31
Заключение 34
Список использованной литературы 36
6) с условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае клиент фактора, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство фактора, задача которого получить в пользу клиента платеж в сроки согласно договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.
В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80--90% стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете, на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.д. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги. В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг4:
- приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);
- осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности).
Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований-поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке фактором просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную задолженность при определенных условиях: при сроке задержки платежа не более трех месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что плательщик не снят полностью с кредитования и не объявлен неплатежеспособным. Операции по переуступке клиентом фактору просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше, чем при покупке фактором задолженности по товарам, отгруженным срок оплаты которых не наступил.
1.3 Типы соглашений о факторинговом обслуживании
В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений5:
1) соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате. За редким исключением полное обслуживание производится при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов. С точки зрения компании это устранит возможность ее дискриминации, поскольку в противном случае поставщик может переуступить ей только те долговые требования, которые трудно инкассировать или по которым максимален кредитный риск. Такая система выгодна и для поставщика -- ему не придется вести учет и осуществлять операции по отдельным, непереуступленным долговым требованиям. Таким образом, данное условие оптимально для обеих сторон;
2) соглашение о полном обслуживании с правом регресса уличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).
Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве се агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика. Кредитование, предусматриваемое данным соглашением, аналогично кредитованию по соглашению о полном обслуживании. Однако оплата оставшейся части производится только после погашения долгов клиентами. Поскольку факторинговая компания в данном случае не оказывает непосредственного влияния на процесс инкассирования, она не может гарантировать осуществление платежа к определенной дате;
3) открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур заключается в том случае, если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика.
Глава 2. Оценка эффективности проведения факторинговых операций коммерческого банка на примере АКБ «БИН»
2.1 Краткая характеристика деятельности филиала “БИН-Азия” АКБ “БИН” в Республике Бурятия
Акционерный Коммерческий Банк “БИН” (Банк Инвестиций и Новаций) был создан 1 ноября 1993 года. С момента создания заявил себя как универсальный банк, предоставляющий широкий спектр услуг и активно обслуживающий как корпоративный бизнес, так и частных лиц. Основные принципы, на которых банк всегда стремился строить свои отношения с клиентами - это равноправное партнерство и взаимовыгодное сотрудничество, основанное на взаимном уважении и доверии. Успешное развитие бизнеса клиентов, рост их благосостояния являются самой надежной гарантией дальнейшего развития банка.
АКБ “БИН” действует на основе этих принципов в рамках разработанной стратегии развития банка и стремится максимально приблизить услуги к клиентам. Это достигается развитием территориальной сети, а также совершенствованием банковских технологий и уровня автоматизации. Наряду с этим банк постоянно расширяет спектр предлагаемых услуг, уделяет большое внимание росту профессионализма персонала и качеству клиентского обслуживания.
Постоянное расширение клиентской базы банка, увеличение остатков средств на счетах корпоративных и частных клиентов свидетельствуют о неуклонном повышении доверия к банку. АКБ “БИН” стабильно входит в число 10 крупнейших российских банков по размеру активов и собственного капитала.
На сегодня АКБ “БИН” кредитует около 30 тысяч клиентов. После финансового кризиса 17 августа 1998 года динамичное развитие банка позволило в 5 раз пополнить клиентский портфель. Благодаря высокому профессионализму управляющих банка, за весь период кризиса ни одно подразделение не имело задержек по финансовому обслуживанию расчетных, текущих и депозитных счетов. Если сравнить величины остатков на счетах клиентов банка до кризиса (т.е. с июнем 1998 года и с началом ноября 1999 года), то можно сказать, что эти средства увеличились практически в семь раз. Сегодня в банке работает 1386 специалистов, которые по своей квалификации соответствуют уровню и качеству той базы услуг, которую предоставляет банк.
Региональная политика ориентирована на обеспечение необходимых объемов операций с корпоративными клиентами за счет максимального приближения услуг банка к клиентам. Основными целями развития региональной сети банка являются:
По состоянию на конец 2010 года филиальная сеть насчитывала 14 филиалов в городах: Калининград, Кострома, Назрань, Йошкар-Ола, Орехово - Зуево, Ростов-на-Дону, Санкт-Петерберг, Ставрополь, Самара, Нижний Новгород, Ульяновск, Улан-Удэ, Ярославль, и в поселке Агинское Агинского Бурятского АО. Также имеет разветвленную сеть отделений в городе Москве.
Согласно принципам региональной политики при вхождении в регионы банк использовал две составляющие при формировании ресурсной базы:
Результатом активной деятельности банка в регионах стало увеличение за 2010 год количества счетов юридических лиц, открытых в филиалах, в 1,7 раза и привлеченных филиалами средств клиентов в 2 раза.
В дипломном проекте рассматривается кредитная деятельность одного из филиалов АКБ “БИН” - “БИН-Азия”, которая функционирует в г. Улан-Удэ.
Филиал “БИН-Азия”, именуемый далее “Филиал”, является обособленным подразделенением Акционерного Коммерческого Банка “БИН” (открытое акционерное общество), действующего на основании генеральной лицензии на совершение банковских операций № 2562 от 17 августа 1997 г. являющегося юридическим лицом по законодательству РФ.
Филиал создан в г.Улан-Удэ на основании Общего собрания акционеров АКБ “БИН” от 02 сентября 1996 г. (протокол № 14). Письмом от 06.11.96 г. за № 26/ 1051-а ЦБ РФ сообщено о внесении в книги государственной регистрации кредитных организаций филиала “БИН-Азия” в г. Улан-Удэ АКБ “БИН” и присвоении ему порядкового номера 256/4.
Распоряжением от 15.11.96 г. за № 211 Национального банка Республики Бурятия филиалу “БИН-Азия” разрешено открытие корреспондентского счета в расчетно-кассовом центре г. Улан-Удэ.
Филиал осуществляет свою деятельность на основании “Положения о филиале “БИН-Азия” в Республике Бурятия”. В соответствии с Генеральной лицензией на совершение банковских операций № 2562 от 28.05.96 г. и решением акционеров АКБ “БИН” филиалу делегированы права на выполнение следующих банковских операций и сделок:
Общее руководство деятельностью филиал “БИН-Азия” осуществляется банком в соответствии с законодательством РФ, Уставом банка, решениями органов его управления, локальными нормативными актами Банка и Положением о филиале “БИН-Азия”.
Филиал “БИН-Азия” является уполномоченным финансово-кредитным учреждением по обслуживанию счетов и бюджетных средств республики Бурятия и города Улан-Удэ.
В рамках Генерального соглашения о сотрудничестве с Правительством Республики Бурятия, Генерального соглашения о сотрудничестве с Администрацией города Улан-Удэ банком выданы кредиты в 1998-1999гг.:
В тоже время, филиал до 2000 г. не совершал кредитных операций, что не позволяло получить достаточный доход для того, чтобы покрыть имеющиеся расходы.
2.2 Оценка финансового состояния коммерческого банка
Оценка финансового состояния АКБ «БИН» проводилась по направлениям ликвидности, оценки динамики изменения доходов, расходов и рентабельности деятельности в целом.
Коммерческий банк считается ликвидным, если сумма денежных средств, которые он может быстро мобилизовать, позволяет полностью и своевременно выполнять обязательства по пассиву в балансе. Представим группировку активов АКБ «БИН» по степени ликвидности, а пассивы - по срокам их оплаты (табл. 1).