Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:38, дипломная работа
Цель работы: исследование принципов определения ликвидности банка, определения фактической ликвидности филиала, соответствие ее нормативам и выявления факторов, влияющих на ее изменение. Методы исследования: сравнительного анализа, экономико-математические.
Исследование и разработка: изучены принципы определения ликвидности банка, соответствие ее нормативам и методика их исчисления, разработаны конкретные предложения по сохранению и обеспечению ликвидности филиала
Сопряженность активов и пассивов по срокам и по суммам оказывает серьезное влияние на ликвидность банка. Выполнение банком обязательств перед клиентом предполагает согласование сроков, на которые инвестируются денежные средства с теми, на которые предоставили их вкладчики. «Золотое банковское правило» в данном случае гласит: величина и сроки финансовых требований банка должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Игнорирование этого правила при работе с привлеченными ресурсами может привести к неспособности банка полностью своевременно исполнить свои обязательства. Система управления деятельностью банка в целом и ликвидностью в частности зависит от качества менеджмента. Оно выражается в наличии и содержании банковской политики; рациональной организационной структуре банка позволяющей на высоком уровне решать стратегические и текущие задачи; в выработке соответствующего механизма управления активами и пассивами банка. Высокий уровень менеджмента предполагает наличие квалифицированных специалистов и необходимой информационной базы. Таким образом, ликвидность банка есть качественная характеристика деятельности банка, обусловленная множеством факторов, находящихся в постоянном изменении и взаимосвязи.
Мировой опыт показывает, что управление ликвидностью является одной из ключевых задач банковского менеджмента, а ошибки и просчеты в этой области могут привести к существенным отрицательным последствиям, как отдельного банка, так и для всей банковской системы в целом. Ярким примером тому служат последствия кризисов ликвидности 1998 и 2004г.г. в России, которые привели к банкротству нескольких сотен банков [35, с.139]. Конечно, такая ситуация возникла в результате воздействия и множества других факторов, однако развитие в столь резком и неблагоприятном для многих российских коммерческих банков направлении явилось следствием просчетов главным образом в сфере ликвидности, а также неадекватностью оценки условий, в которых функционировали банки. Это еще раз показало важность задачи поддержания ликвидности.
Рассмотрев основные понятия, связанные с ликвидностью, определив значимость ликвидности как для отдельно взятого банка, так и для всей банковской системы и экономики в целом, перейдем к рассмотрению показателей измеряющих и оценивающих ликвидность банка.
ликвидность нормативный банковский риск
1.2 Показатели ликвидности в мировой и отечественной банковской практике
Для количественной и качественной оценки ликвидности коммерческих банков в мировой практике используются разнообразные показатели, отражающие надежность и финансовую устойчивость банка, безопасность его деятельности. Одновременно эти показатели выступают в качестве критериев оценки деятельности коммерческого банка.
Для оценки ликвидности банка (его баланса) используется система показателей (нормативов, коэффициентов), определяющих желательные или допустимые с точки зрения регулирующих органов соотношения отдельных активных и пассивных статей баланса, а также структурные соотношения внутри активной и пассивной частей баланса банка.
В большинстве стран показатели ликвидности законодательно регламентируются. Органы банковского надзора, как правило, осуществляют пруденциальное регулирование ликвидности посредством доведения до банков обязательных для исполнения нормативов ликвидности. В этом случае надзорный орган определяет количественный показатель ликвидности (группу показателей), которые вычисляют на основе балансовых данных активов и пассивов по единому для всех банков алгоритму. В зависимости от экономического содержания показателя, орган банковского надзора устанавливает норматив – допустимое максимальное либо минимальное значение – и определяет порядок и сроки предоставления банками отчетности. В некоторых странах коммерческие банки могут самостоятельно определять для себя показатели ликвидности, однако нормативные значения этих показателей они устанавливают по согласованию с органом надзора. Применение пруденциальных нормативов регулирования ликвидности коммерческих банков имеет свои положительные и негативные стороны. В качестве основных положительных сторон обязательных нормативов можно назвать их объективный и универсальный характер, что позволяет сравнить позиции ликвидности как «мелких», так и «крупных» банков вне зависимости от сложности осуществляемых ими операций. Основным недостатком применения обязательных нормативов ликвидности является их нечувствительность к индивидуальным особенностям банков. Единые нормативы не учитывают и не могут учитывать индивидуальную практику и предыдущую историю управления ликвидностью конкретным банком.
В международной практике ведения банковского дела нет общепринятых подходов к определению обязательных нормативов ликвидности коммерческих банков. В некоторых странах пруденциальные нормативы ликвидности вообще отсутствуют. А в странах, где практикуют пруденциальное регулирование ликвидности, набор применяемых нормативов является индивидуальным для каждой страны.
К странам, в которых отсутствуют обязательные количественные требования ликвидности, относятся Канада, США, Япония, Австралия, Португалия. Органы надзора в эти странах контролируют позицию ликвидности на основе наблюдения необязательных коэффициентов и/ или предъявляют качественные требования. В то же время в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Россия и Республика Беларусь, органы надзора предъявляют обязательные количественные требования ликвидности.
Так, например, Банк Англии учредил нормы ликвидных активов, которые обязаны поддерживать банки и лицензированные депозитные учреждения. Ликвидные активы, которые должен иметь банк, определяются с учетом типов принятых им депозитов. Например, обязательства со сроком погашения свыше года могут требовать только 5-процентного покрытия ликвидными активами, тогда как краткосрочные обязательства на денежном рынке – 100-процентного покрытия. Банк Англии осуществляет постоянный контроль над денежным сектором и в случае необходимости корректирует свои требования. [33, с. 130].
Банк Германии установил минимально допустимое соотношение суммы доступных в течение предстоящего календарного месяца средств платежа, к сумме ожидаемых к исполнению в этом же периоде обязательств равным единице и наблюдает данное соотношение во временных интервалах сроком от 1 до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев и от 6 до 12 месяцев.
Во Франции рассчитывается показатель ликвидности, учитывающий соотношение привлеченных и размещенных средств на определенный срок. Такой срок установлен в 3 месяца. То есть коэффициент ликвидности здесь исчисляется как отношение суммы размещенных средств, срок платежа по которым наступает через 3 месяца, легко реализуемых ценных бумаг и наличных средств к сумме средств, привлеченных до востребования и на срок до 3 месяцев. Коэффициент рассчитывается ежеквартально, при этом его уровень не должен быть ниже 60 %. Это означает, что в виде ссуд или вложений в другие активы на срок не более 3 месяцев банки должны разместить не менее 60 % тех средств, которые они привлекли на срок до 3 месяцев. Остальные 40 % они могут разместить на более длительные сроки, обеспечивая, таким образом, трансформацию краткосрочных ресурсов в средне- и долгосрочные вложения [3, с. 165]
В банках США отсутствуют обязательные количественные требования к ликвидности, однако банкиры в своей повседневной деятельности рассчитывают группу показателей, называемых «индикаторы» ликвидности. Для оценки уровня показателей их значения сравнивают со значениями, полученными на собственном опыте менеджеров банка в прошлых периодах, а также со значениями, складывающимися по банковской системе в среднем.
В России введены единые критериальные уровни экономических нормативов применительно к разным типам банков. Методика расчета отдельных показателей и их предельные значения приближены к международным стандартам. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1 "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" действующие обязательные нормативы ликвидности включают: 1) норматив мгновенной ликвидности (Н2), который представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается на уровне 20%, т.е. банк должен быть способен своевременно и полно ответить не менее чем по 1/5 обязательствам до востребования;
2) норматив текущей ликвидности (Н3) - характеризует степень покрытия ликвидными активами обязательств банка до востребования и на срок до 30 дней. Данный норматив характеризует ликвидность банка в краткосрочном периоде - в течение ближайших 30 дней. Минимально допустимое значение норматива Н3 установлено в размере 70 %, т.е. банк должен быть в состоянии покрыть 70% обязательств, которые возникнут в течение месяца, за счет ликвидных средств;
3) норматив долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение всей задолженности банку со сроком свыше года к собственным средствам и капиталу банка, а также обязательствам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам со сроком погашения свыше года.
Этот норматив показывает, в какой мере долгосрочные вложения банка сформированы за счет долгосрочных источников средств, т.е. собственных средств банка и средств, привлеченных на длительные сроки. Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %. Таким образом, Центральный банк допускает формирование 20% долгосрочных вложений за счет краткосрочных ресурсов. Эта мера направлена на стимулирование долгосрочных инвестиций в экономику со стороны российских банков.
Первые три коэффициента характеризуют ликвидность банка с учетом времени погашения обязательств, т.е. с их помощью контролируется ликвидность банка по реальным или потенциальным обязательствам, возникающим в каждый отдельный момент (Н2), в течение 1 месяца (Н3) или в течение срока более года (Н4);
4) норматив общей ликвидности (Н5) определяется как отношение ликвидных активов к суммарным активам за минусом обязательных резервов банка.
Минимально допустимое значение норматива Н5 установлено на уровне 20 %, т.е. по меньшей мере, 1/5 часть активов банка должна быть вложена в ликвидные активы, и доля работающих активов может максимально составлять 80%. Экономический смысл расчета норматива Н5 состоит в определении соотношения составляющих актива банковского баланса с тем, чтобы одновременно обеспечить должный уровень ликвидности баланса и поддержать эффективность осуществления активных операций банка.
Центральным банком РФ проводится также контроль и за ликвидностью по отдельным видам операций коммерческих банков – операциями с драгоценными металлами. Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14) – рассчитывается как отношение высоколиквидных активов в драгоценных металлах в физической форме к обязательствам в драгоценных металлах до востребования и со сроком востребования в ближайшие 30 дней. Данный коэффициент показывает текущую ликвидность банка по операциям с драгметаллами. Поскольку минимально допустимое значение данного норматива установлено в размере 10%, это означает, что банк должен быть в состоянии ответить только по 1/10 своих обязательств перед клиентами. По сравнению с нормативами мгновенной и текущей ликвидности по всем операциям банка значение данного коэффициента сильно занижено [3, с.158]
Многие отмечают значительную жесткость действующей системы банковских нормативов Российской Федерации. Принципы, заложенные в обязательных нормативах, ограничивают активные и пассивные операции банка. Однако жесткость вызвана необходимостью повышения устойчивости банковской системы, кризис банковской системы 1998 года яркое тому подтверждение.
С недавнего времени
банк России ужесточил контроль над
соблюдением коммерческими
В Республике Беларусь в целях контроля за ликвидностью коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь в феврале 1992 г. были введены нормативы в качестве обязательных: текущей (К3), краткосрочной (К4), среднесрочной (К5) и долгосрочной (К6) ликвидности и оценочных: соотношение суммы кредитов и остатка средств на расчетных, текущих, депозитных и других счетах (К7), соотношение суммы ликвидных активов банка и остатка средств на расчетных, текущих, депозитных и других счетах (К8). В 1993 Национальным банком Республики Беларусь введен коэффициент ликвидности интегрального характера, который рассчитывается путем соотношения фактической ликвидности и требуемой. Фактическая ликвидность – это имеющиеся ликвидные активы для оплаты долговых обязательств в срок погашения или до востребования в зависимости от обязательств. Требуемая ликвидность – сумма ликвидных активов, которую необходимо хранить банку, чтобы он мог оплачивать свои долговые обязательства при их востребовании. Методика исчисления показателей ликвидности, а также меры, принимаемые Национальным банком Республики Беларусь при нарушении ликвидности к коммерческим банкам, постоянно претерпевают изменения. Менялось и название самого показателя. Если Правилами регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков N 135 от 09.03.93 г. он назывался коэффициентом ликвидности баланса, то Правилами N 64 от 30.12.94 г. – коэффициентом ликвидности коммерческого банка. Правилами N 75 от 18.12.95 г. – коэффициентом краткосрочной ликвидности. Правилами N 9.20 от 24.06.99 г. – нормативом ликвидности. Неизменным остается лишь его расчет путем отношения фактической ликвидности к требуемой, хотя их состав и методика исчисления постоянно менялись. С 2000 г. в качестве показателя ликвидности введено соотношение высоколиквидных и суммарных активов банка за минусом обязательных резервов в Национальном банке Республики Беларусь, минимально допустимое значение соотношения было установлено 10%.