Необходимость и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – система кредитных отношений по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Предмет исследования – государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

Государственная политика в  области управления долгом должна строиться на увеличении объема госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках, на дальнейшем развитии рынка внутренних заимствований в связи с реформой пенсионной системы.

Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в  руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.

Основными резервами для  повышения эффективности государственного кредита являются:

– обеспечение реальной защиты прав интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в коммерческих банках;

– повысить доходность отдельных  государственных ценных бумаг и  вкладных операций с тем, чтобы кредиторы  государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

– активизация реального  интереса физических и юридических  лиц к кредитным операциям  государства путем защиты интересов  не только кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению полной ликвидности облигаций);

– расширение круга заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций, учреждений;

– переход при реализации государственных ценных бумаг с  официального курса к рыночному, определяемому на основе реального спроса на фондовые ценности;

– замена финансирования предприятий  и организаций на предоставление им помощи преимущественно в форме казначейских ссуд;

– отказ от прямого безвозмездного и безвозвратного использования  общегосударственного ссудного фонда  в бюджетных целях и осуществление  привлечения ресурсов кредитных  учреждений на нужды государства  исключительно на началах: срочности, платности, возвратности.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится  на: внешний; внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным  обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга  предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят:

– выплата доходов кредиторам и погашение займов;

– изменение условий выпущенных займов;

– определение условий  эмиссии;

– выпуск новых займов.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной  задолженности и нарастающих  бюджетных трудностей правительство  прибегает к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Таким путем в бывшем СССР государство поступило, например, при погашении облигаций государственного 3%-го внутреннего выигрышного займа 1966 г. По истечении срока действия этого займа его облигации свободно обменивались в течении года на облигации аналогичного нового займа выпуска 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Выплаты выигрышей, процентов  и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности: конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному соглашению; отсрочки погашения долга; аннулирования займа.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно  может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг.

Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Обмен облигаций по регрессивному  соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа  используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. В этом отличие отсрочки погашения от консолидации займов, при котором владелец облигаций продолжает получать доход.

Анулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил.

В начале текущего века в  нашей стране бюджетные расходования на обслуживания внешнего и внутреннего  государственного долга, выдаче ссуд под  гарантию бюджета росли наиболее высокими темпами по сравнению с  другими ассигнованиями. Наиболее высокими темпами растет задолженность странам дальнего зарубежья и международным финансовым организациям.

По данным информационно-аналитического бюллетеня Национального банка, около 70% привлеченных иностранных  кредитов были направлены на валютно-неокупаемые проекты.

К внешнему долгу государства  относится также задолженность  Республики Беларусь, которая постоянно растет. Однако кроме официального внешнего долга Беларусь имеет текущую задолженность России за поставляемые энергоносители. Нарастание государственного долга может привести к возрастанию долга уже без новых займов, лишь за счет роста расходов по его обслуживанию.

Рост внешней задолженности  Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

– не полная законодательная  база Республики Беларусь, определяющая сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

– не сформирована единая система  учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

– по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность  возникновения кризисной ситуации;

– механизмы управления долгом не позволяют в должной  мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

– не отработана система  долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

– информация о состоянии  внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

– управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.

Такое положение в сфере  внешней задолженности оказывает  негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.

Первое – усиление зависимости  Республики Беларусь от иностранных  государств, предоставивших кредиты, при  принятии решений в области экономической политики.

Второе – сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе  приводит к стагнации экономики.

Третье – уменьшение размера  средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может  спровоцировать социальную напряженность.

Четвертое – нестабильность денежно-кредитной политики.

Пятое – ослабление позиций  нашей страны на мировых рынках товаров  и капиталов.

Шестое – повышение  финансовой зависимости государства  от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной  и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны.

К сожалению, отрицательное  сальдо внешней торговли страны, вызванное, прежде всего, необходимостью приобретения энергоносителей для предприятий с их устаревшим энергоемким оборудованием и технологиями, говорит само за себя.

Что же касается главных  задач системы управления внешним  долгом, то это прежде всего: обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития, осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Развертыванию иностранных  кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:

1) обновление законодательства, регулирующего область иностранных  инвестиций в республику с  целью четкого определения и  согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Компетентная и тщательная экспертиза инвестиционных проектов позволит отсечь заведомо неэффективные проекты, которые впоследствии создают проблемы с погашением кредитов;

2) законодательно закрепленное  расширение функций Белвнешэкономбанка, в том числе в части координационных мер по обслуживанию и страхованию иностранных кредитных линий. В национальном законодательстве об иностранных инвестициях должны найти отражение вопросы обеспечения долевого финансирования проекта, внесения гарантийного взноса предприятием-заемщиком, поддержания определенного неснижаемого остатка на счете предприятия-заемщика и т.п. При разработке мер государственной поддержки экспорта важно привести национальное законодательство по привлечению иностранных кредитов и выполнению обязательств по их обслуживанию в соответствие с унифицированными международными требованиями, в частности с Консенсусом ОЭСР по правилам государственной поддержки экспортных кредитов (1992 г.);

3) развитие страховой  и гарантийной инфраструктуры  в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Подобный страховой фонд должен находиться в ведении центральной государственной компании страхования внешней торговли.

Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита