Необходимость и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – система кредитных отношений по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Предмет исследования – государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.99 Кб (Скачать)

Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;

4) принятие в среднесрочной  и долгосрочной перспективе концепции  реформы в области кредита  и страхования в сфере внешней  торговли.

Следует, прежде всего, расширить  возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).

Реализация проектов кредитных  линий должна подкрепляться также  соответствующими экспортными и импортными кредитами, в том числе в части страхования экспортных поставок, без чего не может быть выхода на внешние рынки и притока валюты для погашения кредитов. При этом требуется отработать схему взаимодействия банка предприятия-экспортера, Внешэкономбанка и центральной государственной страховой организации в области внешней торговли. Мировая практика показывает, что именно такая управленческая структура может обеспечить успешное проникновение на внешние рынки и раскрытие экспортных возможностей страны.

5) разработка вариантов  пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

6) создание Инвестиционного  банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

7) продолжение работ по  вступлению республики в ВТО  (особенно по разделу ГАТС –  услуг и информации), что должно  способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации, защиты интеллектуальной собственности), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

8) создание соответствующей  техно-информационной инфраструктуры как предпосылка успешной интеграции республики в международные рынки с учетом соблюдения национальных экономических интересов. В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

В завершение главы необходимо отметить, что для успешного развития экономике Беларуси необходимы иностранные  инвестиции и в частности иностранные  кредиты. Кредитные ресурсы являются одним из способов повышения производительности и технологического уровня белорусских предприятий.

Привлечение кредитных ресурсов даст возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании изложенного  в курсовой работе материала можно  сделать следующие выводы:

1. Государственный кредит  представляет собой систему денежных  отношений между государством и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Как правило, он используется для покрытия дефицита государственного бюджета.

2. Назначение государственного  кредита проявляется в первую  очередь в том, что он является  средством мобилизации в руках  государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

3. Под формой кредита  понимается внешнее проявление  содержания тех экономических  отношений, которые выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.

4. К основным странам  и международным финансовым организациям, предоставившим наибольшие кредитные  ресурсы Республике Беларусь, относятся Россия, Германия, КНР, МВФ, ЕБРР, МБРР. Кроме специализированных международных кредитных институтов, кредитными партнерами Беларуси являются и иностранные банки в соответствии с рамочными кредитными соглашениями. Такими банками являются «Сабадель» (Испания), "Медиобанк" (Италия), Банк Хандлевы в Варшаве СА, БРЕ Банк СА. (Польша), и др.

5. Заемные средства, привлекаемые  в Республику Беларусь, используются в основном для закупки технологического оборудования в рамках реализуемых ими экспортоориентированных или импортозамещающих проектов, а также частично для пополнения оборотных средств. В то же время ряд проектов является социально-значимыми и их реализация направлена на удовлетворение потребностей республики в товарах критического импорта. Показатели кредитной безопасности Беларуси имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов.

 

6. Республика Беларусь  своевременно и в полном объеме  исполняет свои обязательства как по прямым, так и по гарантированным займам. Положительная платежная история республики свидетельствует не только о взвешенной политике внешних заимствований, но и о той ответственности, с которой правительство Республики Беларусь относится к выполнению своих долговых обязательств и недопущению просроченной задолженности.

Развертыванию иностранных  кредитных линий, улучшению обслуживания внешнего долга, формированию инфраструктуры иностранных кредитных линий будут способствовать:

7. Обновление законодательства, регулирующего область иностранных  инвестиций в республику с  целью четкого определения и  согласования полномочий и функций Министерства экономики, Министерства иностранных дел, Валютно-кредитной комиссии Совета Министров и Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8. Развитие страховой и гарантийной инфраструктуры в отношении иностранных кредитов, что требует глубокой проработки с участием заинтересованных органов государственного управления и банков. Представляется логичным создавать страховые резервы не только силами должников, но и путем перечислений в фонды страхования внешнеэкономических операций уже при заключении экспортно-импортных контрактов (т.е. на ординарной, а не на экстраординарной основе). Кроме государственного страхования, в республике существует коммерческое, которые оказывают международные страховые услуги. Главными проблемами этих компаний являются недостаточность валютно-финансового потенциала, слабая диверсификация предоставляемых услуг, а также неразвитость связей с другими страховыми компаниями;

9. Принятие в среднесрочной и долгосрочной перспективе концепции реформы в области кредита и страхования в сфере внешней торговли. Следует, прежде всего, расширить возможности получения предприятиями экспортных кредитов, которые, как правило, связаны с реализацией проектов иностранных кредитных линий (и не только с ними), а также возможности получения кредитов теми предприятиями, которые для освоения средств иностранных кредитных линий нуждаются в дополнительных капиталовложениях (многие средства кредитных линий не осваиваются в срок по причине отсутствия кредитной поддержки на строительную часть проекта).

10. Разработка вариантов пилотных проектов создания двух-трех операционных филиалов иностранных банков (со 100%-ым иностранным капиталом, а также на долевой основе с белорусскими соучредителями). В порядке эксперимента в рамках подобных пилотных проектов целесообразно снять действующие ограничения по предельной доле иностранного капитала при создании банка с участием иностранного капитала.

11. Создание Инвестиционного банка Союза Беларуси и России, с помощью которого могли бы осуществляться приоритетные инвестиционные проекты в наукоемких отраслях в рамках Союза и СНГ. Подобный банк, кроме того, способствовал бы формированию транснациональных финансово-промышленных групп. Возможности высокого технологического качества инвестиционных потоков представляются наиболее предпочтительными именно в этом институциональном сегменте;

12. Продолжение работ по вступлению республики в ВТО (особенно по разделу ГАТС – услуг и информации), что должно способствовать проникновению национальных экспортеров на мировые рынки (в том числе рынки услуг информации), снятию обширных демпинговых ограничений, а также укреплению международных позиций республики и повышению интереса и доверия к ней иностранных инвесторов. Подобная работа должна осуществляться на уровне двусторонних правительственных соглашений;

13. В республике давно назрела необходимость формирования международной информационной системы в области рынка технологий и продуктов (возможно, в рамках международного инвестиционного проекта).

Осуществление этих мероприятий  обеспечит дальнейшее повышение  роли государственного кредита в  развитии национальной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.  Барсегян, Л. М. Финансы: курс лекций / Л. М. Барсегян, Т. Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.

 

2.  Балабанов, И. Банки  и банковское дело / И. Балабанов.  – Санкт-Петербург: Питер, 2007. –  448 с.

 

3.  Жарковская, Е. Банковское дело. Учебник / Е. Жарковская. – Москва: Омега-Л, 2005. – 440 с.

 

4.  Организация деятельности  коммерческих банков: Учебник / Г.  И. Кравцова, Н. С. Василенко, И. К. Козлова и др.; под. ред. Г. И. Кравцовой. – Минск: БГЭУ, 2005. – 512 с.

 

5.  Теория финансов: Учеб. пособие / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко, Т. В. Сорокина и др.; Под ред. проф. Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Минск: БГЭУ, 2012. – 351 с.

 

6.  Юшко, Ю. И. Корпоративные  финансы: теория, методы и модели  управления. Учебно-методическое пособие / Ю. И. Юшко. – Минск: ФУАинформ, 2006. – 576 с.

 

7.  Булова, Д. Практические аспекты межбанковского кредитования / Д . Булова, А. Назаров // Банковский вестник. – 2006. – № 1. – С. 46-52.

 

8.  Вардеванян, Г. Денежно-кредитная политика и экономический рост Беларуси / Г. Вардеванян // Банковский вестник. – 2005. – № 1. – С. 7-8.

 

9.  Даллакян, А. Управление кредитным риском / А. Даллакян // Бухгалтерия и банки. – 2006. – № 1. – С. 44-49.

 

10.  Картэль, Я. Белорусская валютно-фондовая биржа на рынке муниципальных ценных бумаг / Я. Картэль // Белорусский фондовый рынок. – 2002. – № 12. – С. 22-24.

 

11.  Мирончук, С. Эффективность кредитных вложений в Беларуси / С. Мирончук // Банковский вестник. – 2006. – № 1. – С. 53-54.

 

12.  Салак, С. Фондовый  рынок: итоги работы за январь-март 2005 / С. Салак // Национальная экономическая  газета. – 2005. – № 28. – С. 11.

 

13.  Силина-Ясинская, Т.  Фондовый рынок Республики Беларусь: перспективы развития / Т. Силина-Ясинская // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2005. – №43. – С. 39-41.

 

14.  Хромова, Н. В. Сущность и особенности рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / y/ В. Хромова // Вестник БГЭУ. – 2005. – № 4. – С. 14-16.

 

15.  Шухно, В. Проблемы функционирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь / В. Шухно // Вестник ассоциации белорусских банков. – 2004. – № 2. – С. 4-6.

 

16.  Электронный ресурс  Министерства финансов Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by.

 

17.  Электронный ресурс  Министерства иностранных дел  Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by.

 

18.  Электронный ресурс  Национального банка Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.nbrb.by.

 

19. Электронный ресурс  Национальный статистический комитет  Республики Беларусь [Электронный  ресурс].-2013.- Режим доступа: http://belstat.gov.by.

Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита