Необходимость и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании государственного кредита и перспектив его развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность государственного кредита как экономической категории;
2. раскрыть формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь;
3. определить перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Государственный кредит как экономическая категория………………………..6
1.1 История государственного кредита…………………………………………….6
1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита.........8
2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.1 Классификация государственного кредита…………………………………...12
2.2 Государственное кредитование в Республике Беларусь……………………..14
3 Перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гончарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

За сентябрь государственный долг вырос на 9,2% после роста на 6,7% за август.

Резкий рост рублевого эквивалента государственный долга объясняется девальвацией белорусского рубля (на 88% за 9 месяцев) и номинальным ростом в 1,8 раза внутреннего государственного долга.

Внешний государственный долг Беларуси на 1 октября 2011 года составил 11 млрд 884,5 млн долларов США, увеличившись за 9 месяцев на 22,7% (за сентябрь снижение на 1,1% после роста на 2,9% в августе). В эквиваленте национальной валюты внешний государственный долг увеличился в 2,3 раза за январь-сентябрь (в сентябре рост на 9,3%), до 67 трлн 28,5 млрд белорусских рублей на 1 октября 2011 года. На 2011 год законом о бюджете лимит внешнего государственного долга установлен в пределах 13 млрд долларов США (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 октября 2011 года, млрд. долл. США

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [8]

 

В составе внешнего государственного долга, прямой долг правительства на эту дату сформировался в сумме 11 млрд 304,6 млн долларов США (рост на 19,2% за 9 месяцев, в том числе за сентябрь снижение на 1,1%), долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством, - 579,9 млн долларов США (рост за 9 месяцев в 2,9 раза, за сентябрь снижение на 0,5%).

В настоящее время в составе внешнего государственного долга основной объем приходится на кредиты МВФ, госкредиты России, евробонды.

Доля внешнего долга в составе совокупного государственного долга на 1 октября составила 79,8% против 81,4% на 1 сентября и 75,8% на начало года.

Объем внутреннего государственного долга на 1 октября 2011 года составил 16 трлн 939 млрд белорусских рублей, увеличившись за январь-сентябрь на 82,8%, в том числе за сентябрь - на 9,1%. Прямой внутренний долг правительства составил 4 трлн 819,2 млрд белорусских рублей, увеличившись в 2,3 раза за 9 месяцев, в том числе на 4,5% за сентябрь. Долг, гарантированный правительством, увеличился за 9 месяцев на 68,3% (в том числе на 11,1% за сентябрь), до 12 трлн 119,7 млрд белорусских рублей на 1 октября 2011 года.

Прямой внутренний долг правительства растет в этом году в связи с выпуском государственных долгосрочных обязательств, средства от размещения которых направляются на финансирование предстроительных работ на площадке для возведения АЭС. Гарантированный правительством внутренний долг увеличивается в связи с исполнением гарантий по обязательствам заемщиков из-за снижения уровня их платежеспособности. [8]

Международный валютный фонд (МВФ) ухудшил оценку госдолга Беларуси в 2011 году до 46,3% валового внутреннего продукта с 35,6%.

Оценка госдолга на 2012 год также стала более пессимистичной – 45,6% ВВП против 41,2%, ожидавшихся ранее, а к 2016 году достигнет 74,5% ВВП. [21]

В Министерстве финансов констатируют: основные параметры госдолга находятся в законодательно установленных пределах экономической безопасности. Такого же мнения придерживаются и эксперты МВФ, по словам которых уровень внешнего долга нашей страны остается контролируемым. Но при этом они делают ремарку: способность Беларуси обслуживать свои внешние обязательства будет зависеть от действенности экономической политики. [17]

Хотя внешний государственный долг страны не превышает установленных пределов, по многим параметрам он достиг своего пикового значения, а основные крупные выплаты по внешнему государственному долгу Беларуси начнутся с 2013 года, возникает проблема аккумуляции средств на погашение внешних кредитов. Вначале предстоит рассчитаться за кредиты по программе МВФ, а через 5 лет проводить выплаты по еврооблигациям.

В мире накоплен достаточно широкий арсенал методов управления государственным долгом. Однако не все они подходят к конкретной стране и конкретному времени. Поэтому Беларуси необходимо разработать свои меры по ликвидации внешнего государственного долга. Для этого целесообразно провести скрупулезный анализ финансовой ситуации на мировом рынке и в тех государствах, которым необходимо возвращать взятые кредиты.

Кроме того, для уменьшения внешней задолженности необходимо сделать следующее:

во-первых, пересмотреть экспортно-импортную политику в целях ликвидации отрицательного сальдо платежного баланса;

во-вторых, по возможности, попытаться провести консолидацию внешнего долга и его конверсию не в ущерб национальным интересам. В этих целях следует шире использовать местные финансовые ресурсы участия в каптале, приобретении недвижимости не только при помощи государственных облигаций и акций, но и конкретных предприятий или строящихся объектов. Причем для населения страны данные акции и облигации должны реализовываться со значительными льготами;

в-третьих, для выплаты внешнего долга шире использовать золотовалютные резервы государства;

в-четвертых, продолжать политику получения льготных кредитов у международных финансовых организаций для реализации конкретных программ и использовать рефинансирование только в критических ситуациях;

наконец, в целях смягчения долгового прессинга и ликвидации критического роста внешнего долга следует коренным образом изменить политику в области импортозамещения.

Внутренние возможности экономики страны свидетельствуют о том, что она располагает достаточными материальными и трудовыми ресурсами для реализации такой программы. [15, с. 24]

Немаловажное значение имеет получение государственного кредита и его использование в условиях мирового финансового кризиса.

Стратегическая концепция выхода из такого кризиса представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных мер. Рассмотрим ключевые меры:

1.            высокая степень опасности нарастающего платежно-расчетного кризиса и его системный характер определяют необходимость принятия комплекса мер в части целенаправленной корректировки предоставления сложившихся деформаций современного курса ценовой, бюджетно-налоговой и финансово-кредитной системы, при этом особого внимания требует проблема создания специальной структуры, несущей ответственность за стабилизацию платежно-долговых отношений;

2.            для выхода из долгового кризиса и перехода к подъему экономики необходимо поднять долю накопления в ВВП как минимум до 25—30%. Только при этих условиях, возможно, обеспечить превышение ввода производственных мощностей над их выбытием и создать условия для функционирования расширенного воспроизводства;

3.            стимулирование потребительского спроса — одна из ключевых мер в области решения долговых проблем, связанных с повышением реальной зарплаты и компенсированием сбережений граждан. Расширение потребительского спроса должно происходить за счет отечественных, а не импортируемых товаров, что требует принятия мер по защите внутреннего рынка, прежде всего от демпинга низкокачественных товаров;

4.            расширение государственного спроса требует эффективного выполнения естественных функций государства (оборона, образование, здравоохранение и др.). Целевые государственные закупки должны соответствовать приоритетам структурной и промышленной политики, обладать высоким мультипликационным эффектом, обеспечивающим решение генеральной задачи — выход на траекторию устойчивого развития. При выработке налоговых концепций необходимо иметь в виду, что налоговый мультипликатор (при снижении налогов) ниже расходного мультипликатора, поэтому снижение залогов нельзя рассматривать прямолинейно в плане обеспечения активизации совокупного спроса;

5.            удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего долга. Удлинение сроков заимствования и снижение стоимости обслуживания государственного внутреннего долга повлияют на высвобождение денежных средств, необходимых для финансирования реального сектора. Однако следует иметь в виду потенциальные возможности ослабления груза государственного долга за счет изменения структуры его держателей. Государственная политика, направленная на превращение государственных ценных бумаг в альтернативную долларовою форму сбережений, позволит не только покрыть дефицит бюджета, но и сохранит ресурсную базу коммерческих банков;

6.            важнейшим направлением снижения стоимости обслуживания государственного долга является прекращение практики предоставления государственных гарантий. Правительству следует проводить заимствования, не допуская нерыночных, неденежных форм оформления своей задолженности (в виде зачетов, освобождений и т.д.), что не изменит реальную величину последней, но сделает ее более прозрачной.

Данная система стратегически ориентированных мер позволит перевести государственный долг из категории «негативов» развития экономики в фактор обеспечения стабильности и повышение эффективности экономики. [20, с. 201-202]

Для повышения эффективности государственного кредита существуют следующие резервы, для реализации которых нужно:

1.            обеспечить реальную защиту интересов заимодателей и вкладчиков от инфляционных потерь путем переоценки номинальной стоимости облигаций, займов и вкладов в банках;

2.            повысить доходность отдельных государственных ценных бумаг и вкладных операций с тем, чтобы кредиторы государства были уверены в получении дохода на уровне не ниже сложившегося уровня инфляции в стране;

3.            побудить реальный интерес физических и юридических лиц к кредитным операциям государства, для чего целесообразно не только защищать интересы кредиторов, но и максимально разнообразить условия выпускаемых займов (по срокам, по способам выплаты дохода, по доходности ценных бумаг, по обеспечению той ликвидности облигаций);

4.            расширить круг заимодателей за счет допуска к кредитным операциям государства всех без исключения предприятий, организаций и учреждений;

5.            перейти при реализации государственных ценных бумаг от официального курса к рыночному, определяемому на основе ре-то спроса на фондовые ценности;

6.            восстановить практику гарантирования кредитных операций нижестоящих органов власти вышестоящими в целях создания благоприятных условий для становления местных займов;

7.            осуществить переход от безвозвратного бюджетного финансирования предприятий и организаций на оказание им помощи имущественно путем предоставления казначейских ссуд;

8.            отказаться от прямого безвозмездного и безвозвратного использования общегосударственного ссудного фонда и осуществлять привлечение ресурсов кредитных учреждений на нужды государства исключительно на принципах кредита. [12, с. 75-76]

Таким образом, государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами.

При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства используются для финансирования экономических и социальных программ. Поэтому государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально–экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

При написании данной курсовой работы было изучено экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании, были рассмотрены формы и инструменты государственного кредита, а также государственный долг; выявлены перспективы государственного кредита и стратегия государственного заимствования.

Государственный кредит — это совокупность отношений, возникающих в процессе мобилизации государством свободных денежных средств юридических и физических лиц для выполнения общегосударственных программ.

Отличительной чертой данного кредита является то, что одним из участников отношений является государство, выступающее в роли заемщика, а в роли кредитора – население, субъекты хозяйствования, иностранные физические, юридические лица

Как экономическая категория государственный кредит обладает как признаками финансов, так и признаками кредита.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства – бюджета. Источниками государственного кредита являются временно свободные денежные средства хозяйствующих субъектов, населения, а также других государств, международных финансовых организаций и фондов. В основе государственного кредита лежат принципы возвратности, платности, срочности. К основным функциям государственного кредита можно отнести распределительную, регулирующую, контрольную функции.

Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита