Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании государственного кредита и перспектив его развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность государственного кредита как экономической категории;
2. раскрыть формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь;
3. определить перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………………...4
1 Государственный кредит как экономическая категория………………………..6
1.1 История государственного кредита…………………………………………….6
1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита.........8
2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.1 Классификация государственного кредита…………………………………...12
2.2 Государственное кредитование в Республике Беларусь……………………..14
3 Перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………
Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело в настоящее время к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т. е. в условиях рыночной экономики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невозможна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия — кредиторами.
В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.
В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение различных материальных обязательств, взятых физическими и юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно является гарантом.
Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме. [25, с. 102]
Из определения следует, что государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся: распределительная, контрольная и регулирующая.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства, а затем их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. [6, с. 67]
В современных условиях в экономически развитых странах поступления от государственных займов стали вторым после налогов источником финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрыми темпами роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволяет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных нынешним поколением.
Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются, в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных финансовых ресурсов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит. [7, с. 25]
Необходимо отметить, что распределительная функция государственного кредита связана только с перераспределением ранее созданного национального дохода.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, но имеет определенные специфические черты, порожденные особенностями этой категории. Конкретно особенности контрольной функции проявляются в том, что она тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованных денежных фондов, и, прежде всего — государственного бюджета; охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает срочность, возвратность и платность получения средств; осуществляется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.
Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отношения, вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. [6, с. 67-68]
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, то негативное воздействии на производство будет несущественным. Чрезмерно же высокая активность государства на финансовом рынке, как показывает опыт некоторых зарубежных стран, обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, существенно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.
Положительное воздействие государство оказывает на производство и занятость населения, формируя спрос на товары отечественного производства за счет внешних заимствований, т.е. зарубежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в:
1. поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;
2. выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов;
3. кредитовании экспорта отечественных товаров и др. [19, с. 57-58]
Государственный кредит существенно отличается от банковского кредита. Эти отличия состоят, прежде всего, в том, что:
- средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источниками погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование государственного кредита приводит к появлению государственного долга;
- при банковском кредите срок возврата ссуды строго регламентирован, нарушение влечет за собой экономические санкции. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками теоретически строятся добровольно, экономические санкции к государству-заемщику практически применить невозможно;
- если условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, то при государственном кредите экономические интересы участников обособлены. Поэтому государству нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторов для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика путем выплаты кредиторам определенного дохода.
Существенно отличается государственный кредит и от коммерческого кредита. При коммерческом кредите в качестве заемщиков и кредиторов выступают хозяйствующие субъекты, и кредит предоставляются не в денежной, а в товарной форме по особому документу – векселю. Другими словами, коммерческий кредит – это отсрочка платежа за предоставленные товарно – материальные ценности. [22, с. 230]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный кредит является важнейшим звеном финансовой системы. У государственного кредита как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения — с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.
2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь
2.1 Классификация государственного кредита
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.
В настоящее время наиболее распространены такие формы государственного кредита, как:
государственные гарантии;
государственные займы.
Формами государственных гарантий являются:
бюджетные ссуды;
товарные кредиты;
льготные кредиты;
инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом.
Государственный кредит бывает нескольких видов, отражающих специфику отношений и влияние ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.
В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором – местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы – для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. [13, с. 221]
Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.
В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Министерству финансов Республики.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т. е. погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. [24, с. 137]
Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита