Необходимость и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании государственного кредита и перспектив его развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность государственного кредита как экономической категории;
2. раскрыть формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь;
3. определить перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Государственный кредит как экономическая категория………………………..6
1.1 История государственного кредита…………………………………………….6
1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита.........8
2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.1 Классификация государственного кредита…………………………………...12
2.2 Государственное кредитование в Республике Беларусь……………………..14
3 Перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гончарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Признание возможности функционирования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело в настоящее время к расширению использования государственного кредита и росту государственного долга, т. е. в условиях рыночной эко­номики государственный кредит становится обязательным элементом финансовых потоков. Кроме того, экономическая деятельность невоз­можна без государственного кредита, так как существует кассовый разрыв между временем поступления доходов в бюджет и временем совершения расходов. Государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может также выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

 

 

 

1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита

 

 

 

При осуществлении кредитных операций внутри страны го­сударство является заемщиком средств, а население, предприя­тия — кредиторами.

В сфере международных экономических отношений госу­дарство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответствен­ность за погашение займов или выполнение различных матери­альных обязательств, взятых физическими и юридическими лицами по отношению к другим юридическим лицам, оно явля­ется гарантом.

Экономическая сущность государственного кредита заключается в том, что временно свободные денежные средства юридических и физических лиц аккумулируются в фонды и на условиях платности и возвратности используются государством как ссудный капитал, это представляет собой вторичное распределение или перераспределение стоимости ВВП и части национального богатства в денежной форме. [25, с. 102]

Из определения следует, что государственный кредит совмещает в себе и функции финансов, и функции кредита. Таким образом, к основным функциям государственного кредита относятся: распределительная, контрольная и регулирующая.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фон­дов государства, а затем их использование на принципах срочнос­ти, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, го­сударство обеспечивает дополнительные средства для финансиро­вания своих расходов. [6, с. 67]

В современных условиях в экономически развитых странах поступления от государственных займов стали вторым после нало­гов источником финансирования расходов бюджета. Это объясня­ется более быстрыми темпами роста расходов по сравнению с уве­личением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положи­тельное значение. Растяжение источников финансирования во времени путем выпуска займов на соответствующий срок позволя­ет переложить платежи по государственному кредиту и процентов по нему на последующие поколения, которые будут пользоваться услугами соответствующих объектов (например, газопроводом, библиотекой, университетом, стадионом и т.п.), построенных ны­нешним поколением.

Таким образом, положительное воздействие распределитель­ной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются, в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кре­диты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных финансовых ре­сурсов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого увеличения налоговых поступлений в этом случае не происходит. [7, с. 25]

Необходимо отметить, что распределительная функция государственного кредита связана только с перераспределением ранее созданного национального дохода.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов, но имеет опреде­ленные специфические черты, порожденные особенностями этой категории. Конкретно особенности контрольной функции про­являются в том, что она тесно связана с деятельностью государ­ства и состоянием централизованных денежных фондов, и, преж­де всего — государственного бюджета; охватывает движение стои­мости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает сроч­ность, возвратность и платность получения средств; осуществля­ется как финансовыми, так и кредитными учреждениями.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется, когда государство, вступая в кредитные отно­шения, вольно или невольно воздействует на состояние денежно­го обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капи­талов, на производство и занятость. Сознательно используя госу­дарственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. [6, с. 67-68]

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государ­ство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способ­ствует росту цены кредита, т.е. ссудного процента. Чем выше спрос государства, тем выше, при прочих равных условиях, уро­вень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения ценных государственных бумаг. Если в стране достаточно свобод­ных капиталов, то негативное воздействии на производство будет несущественным. Чрезмерно же высокая активность государства на финансовом рынке, как показывает опыт некоторых зарубеж­ных стран, обычно содействует отвлечению значительной части финансовых ресурсов от производительного использования, су­щественно замедляет темпы экономического развития, приводит к росту государственного долга.

Положительное воздействие государство оказывает на произ­водство и занятость населения, формируя спрос на товары отече­ственного производства за счет внешних заимствований, т.е. зару­бежных кредитов, выступая в качестве кредитора и гаранта. В част­ности, это может выражаться в:

1.            поддержке малого и среднего бизнеса при их кредитовании коммерческими банками под государственные гарантии;

2.            выдаче кредитов другим государствам и зарубежным фирмам с условием закупки товаров у отечественных производителей или закупки товаров национального производства за счет государственных займов;

3.            кредитовании экспорта отечественных товаров и др. [19, с. 57-58]

Государственный кредит су­щественно отличается от банковского кредита. Эти отличия состоят, прежде всего, в том, что:

- средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источниками погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование государственного кредита приводит к появлению государственного долга;

- при банковском кредите срок возврата ссуды строго регламентирован, нарушение влечет за собой экономи­ческие санкции. В государственном кредите такой регламента­ции нет. Отношения между участниками теоретически строят­ся добровольно, экономические санкции к государству-заемщи­ку практически применить невозможно;

- если условием сделки банковского кредита яв­ляется совпадение экономических интересов кредитора и заем­щика, то при государственном кредите экономические интере­сы участников обособлены. Поэтому государству нужно обеспе­чить экономическую заинтересованность кредиторов для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика путем выплаты кредиторам определенного дохода.

Существенно отличается государственный кредит и от коммерческого кредита. При коммерческом кредите в качестве заемщиков и кредиторов выступают хозяйствующие субъекты, и кредит предоставляются не в денежной, а в товарной форме по особому документу – векселю. Другими словами, коммерческий кредит – это отсрочка платежа за предоставленные товарно – материальные ценности. [22, с. 230]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственный кредит является важнейшим звеном финансовой системы. У государственного кредита как звена финансовой системы существует тесная взаимосвязь с бюджетом государства, с одной стороны, и корпоративными финансами и финансами населения — с другой. В современных условиях она не ограничивается рамками одной страны. Государства вправе заимствовать средства у международных финансовых организаций, друг у друга, зарубежных частных инвесторов, а затем продавать свои долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранным компаниям или банкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь

 

 

2.1 Классификация государственного кредита

 

 

 

Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательной силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924 г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

В настоящее время наиболее распространены такие формы государственного кредита, как:

            государственные гарантии;

            государственные займы.

Формами государственных гарантий являются:

            бюджетные ссуды;

            товарные кредиты;

            льготные кредиты;

            инвестиционный налоговый кредит — отсрочка налогового платежа, предоставляемая предприятиям органами государственной власти и местного самоуправления или налоговыми органами в порядке и на условиях, установленных законом.

Государственный кредит бывает нескольких видов, отражающих специфику отношений и влияние ряда факторов. Виды государственного кредита определяются: составом кредитополучателя и кредиторов; конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств; местом получения кредита; формой его оформления; методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; сроками погашения государством своих обязательств; степенью риска кредитора и кредитополучателя.

В зависимости от характеристики кредитополучателя государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве кредитополучателя выступают Совет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором – местные органы власти. Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы – для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. [13, с. 221]

Государственный кредит может быть внутренним, когда заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические и физические лица-резиденты, и внешним, если кредиторами являются нерезиденты.

В соответствии с Законом «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» внутренний государственный кредит может быть представлен в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета и других кратко- и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Министерству финансов Республики.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации облигаций и других видов государственных ценных бумаг. Когда государство выступает в роли гаранта под кредиты, правительство реально несет финансовую ответственность в случае неплатежеспособности плательщика, т. е. погашает заем, выпущенный нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйствующими субъектами, а также осуществляет выплату процентов по нему. [24, с. 137]

Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита