Необходимость и сущность государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании государственного кредита и перспектив его развития.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность государственного кредита как экономической категории;
2. раскрыть формы государственного кредита и его особенности в Республике Беларусь;
3. определить перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Государственный кредит как экономическая категория………………………..6
1.1 История государственного кредита…………………………………………….6
1.2 Необходимость и экономическая сущность государственного кредита.........8
2 Формы государственного кредита и его особенности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………..12
2.1 Классификация государственного кредита…………………………………...12
2.2 Государственное кредитование в Республике Беларусь……………………..14
3 Перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Гончарова.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Важнейшая задача фондового рынка — обслуживание государственного долга. Уровень доходности, сложившийся на рынке государственных ценных бумаг, является точкой отсчета, относительно которой оценивается целесообразность операций с другими финансовыми инструментами.

Рынок государственных ценных бумаг позволяет также регулировать движение финансовых (денежных) потоков. Выкупая или предлагая к продаже государственные ценные бумаги, государственные институты имеют возможность освобождать или связывать дополнительные инвестиционные ресурсы и изменять направление размещения временно свободных денежных ресурсов. Государственные займы в форме эмиссии ценных бумаг являются источником безэмиссионного финансирования бюджета, что важно для стабилизации экономики.

Государственный кредит в форме ценных бумаг в Республике Беларусь можно классифицировать по следующим признакам:

1.            форме выпуска государственных ценных бумаг: в виде записи по счетам (ГКО) и документарной (облигации выигрышного займа в свободно конвертируемой валюте на предъявителя);

2.            форме получения дохода: купонный, процентный, выигрышный;

3.            форме размещения: продажа на аукционе, прямая продажа юридическим лицам, передача или продажа банкам для их последующей реализации;

4.            сроку размещения: краткосрочные – обычно до 1 года, долгосрочные – на более длительные сроки;

5.            условиям обращения: на первичном рынке, на первичном и вторичном рынке;

6.            типам инвесторов: юридические лица, физические лица;

7.            видам валют: в белорусских рублях, в свободно конвертируемой валюте. [13, с. 222]

Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг Республики Беларусь – облигация. Она удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). [18, с. 227]

Средства, поступающие от продажи государственных облигаций, направляются на пополнение бюджета или выполнение иных государственных задач.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день существует большое количество разнообразных форм кредита, отличающихся друг от друга сроками действия, содержанием договоров и другими чертами. Следовательно, при этом разнообразии немаловажную роль играет управление этим действенным, при умелом применении, элементом денежно-кредитной политики.

 

 

 

2.2 Государственное кредитование в Республике Беларусь

 

 

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 1993-1994 гг. был определен порядок выпуска краткосрочных облигаций, в 1996 г. начался выпуск государственных долгосрочных облигаций. [13, с. 223]

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Государственные краткосрочные обязательства в Беларуси являются государственными ценными бумагами и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе. Население к покупке облигаций в 1994—1996 гг. не привлекалось. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.[5, с. 229]

Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на аукционе инвесторам — участникам аукциона. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и финансовые компании. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам, но не ниже цен, устанавливаемых Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов и т. д.). Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи.

Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения.

Инвесторы получают доход в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.

Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связано со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок рефинансирования Национального банка.

Выпуск долгосрочных государственных облигаций Республики Беларусь осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по расходам со сроком обращения один год и более. Министерство финансов определяет объем и дату выпуска облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку, а также первичных держателей облигаций. Объемы эмиссии учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичными держателями облигаций выступают юридические лица Республики Беларусь, определяемые в установленном Министерством финансов порядке по согласованию с отраслевыми министерствами и другими центральными органами управления. Первичное размещение облигаций производится Министерством финансов (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (Национальном банке). Выпуск долгосрочных государственных облигаций осуществляется в виде записи на счетах без использования бланков. Это удешевит процесс обращения данных ценных бумаг, проблемы их хранения, транспортировки, упраздняет проблему подделок.

В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное обращение на рынок ценных бумаг и могут приобретаться юридическими лицами Республики Беларусь и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию долгосрочных государственных облигаций в денежные средства и другие финансовые активы.

Погашение облигаций производится Национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения облигаций выделяет необходимые средства Национальному банку.

Долгосрочные государственные облигации Республики Беларусь представляют собой источник неинфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране. [11, с. 111-112]

В 2010 году Беларусь впервые в своей истории вышла на мировой рынок заимствований. В августе прошлого года были выпущены еврооблигации на один миллиард долларов США. Освоен новый рыночный инструмент привлечения республикой долгосрочного несвязанного внешнего финансирования, сформировав ориентир по стоимости и условиям заимствования на мировом финансовом рынке для белорусских банков и иных корпоративных заемщиков. Этот выпуск облигаций положил начало публичной кредитной истории Республики Беларусь как эмитента.

На сегодняшний день Министерство финансов Беларуси выплатило 43,75 млн. долл. США в счет погашения второго купона дебютного выпуска еврооблигаций, размещенного летом 2010 года. [16]

В январе 2011 года Министерство финансов успешно выпустило облигации Беларуси на международном финансовом рынке на 800 млн. долларов – сроком на 7 лет. Они подлежат погашению 26 января 2018 года. Проценты будут выплачиваться на полугодовой основе 26 января и 26 июля каждого года по ставке 8,95% годовых. Организаторами обоих выпусков выступили Deutsche Bank, BNP Paribas, The Royal Bank of Scotland и Сбербанк РФ.

Учитывая текущую конъюнктуру мирового финансового рынка, до конца 2011 года дополнительные выпуски еврооблигаций больше не планируются. Но также от планов использования еврооблигаций в качестве инструмента внешних заимствований Министерство финансов не отказывается.

Источниками внешних заимствований в ближайшее время станут кредит Антикризисного фонда ЕврАзЭС, связанные кредитные ресурсы Российской Федерации на строительство АЭС и китайских банков для финансирования инвестиционных проектов.

В частности, правительством Беларуси с Эксимбанком Китая и Государственным банком развития КНР подписаны кредитные соглашения на сумму более 3,1 млрд. долларов для финансирования проектов в сфере телекоммуникаций, энергетики, цементной отрасли, транспорта. Наиболее крупные из них: строительство завода по производству сульфатной беленой целлюлозы, реконструкция автомобильной дороги Минск-Гомель на участке Жлобин-Гомель, строительство линий по производству цемента, реконструкция Березовской и Лукомльской ГРЭС. В рамках указанных проектов уже привлечено кредитных ресурсов на 1 млрд. долларов.

Беларусь также успешно сотрудничает с Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Следует отметить, что займы МБРР наиболее комфортны по условиям. Они предоставляются на длительный срок, с отсрочкой на выплату основного долга и под низкую процентную ставку.

Кроме того, займы МБРР помимо экономического эффекта имеют социальную направленность и позволяют создать новые рабочие места, улучшить экологическую ситуацию, повысить качество жизни людей. [1, с. 5]

Характерным для внутреннего государственного кредита Республики Беларусь является такая форма, как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк Республики Беларусь может предоставлять правительству республики и местным органам власти кредиты на срок, как правило, до 6 месяцев, обеспеченных долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма кредитов правительству и местным органам власти, предоставленная Национальным банком Республики Беларусь, не должна превышать 5 процентов от суммы валового национального продукта данного финансового года. Вместе с тем, если в годовом балансе Национального банка стоимость его активов не соответствует сумме его обязательств, капитала и резервов, Министерство финансов Республики Беларусь представляет Национальному банку Республики Беларусь долговые обязательства в виде ценных бумаг на предъявителя, выпущенных Советом Министров Республики Беларусь в сумме, необходимой для ликвидации дефицита.

Убытки, понесенные Национальным банком Республики Беларусь в данном финансовом году вследствие изменений стоимости активов или пассивов баланса банка в виде золота, специальных прав заимствования или иностранной валюты вследствие изменения их курсов по отношению к официальной денежной единице, компенсируются суммой обращающихся долговых обязательств, выданных правительством Республики Беларусь Национальному банку Республики Беларусь.

Погашение долговых обязательств, выпущенных Советом Министров и хранящихся в Национальном Банке Республики Беларусь, производится в дальнейшем за счет прибыли Национального банка. [11, с. 115]

Таким образом, государственный кредит имеет большое значение для экономики любой страны. Объективная необходимость его существования связана с тем, что в обществе постоянно растут потребности, а у государства в определенный момент времени наблюдается отсутствие необходимых для удовлетворения этих потребностей средств. Поэтому в этих условиях главным способом получения дополнительных средств становится государственный кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития государственного кредитования в Республике Беларусь

 

 

 

Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности:

1.            конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному соглашению;

2.            отсрочки погашения долга;

3.            аннулирования займа.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг.

Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах.

Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам. При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов.

Аннулирование государственного долга – крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил. [22, с. 221]

Рассмотрев содержание, функции, роль государственного кредита и классификацию государственных займов, можно перейти к более детальному анализу проблем управления государственным долгом как результату функционирования механизма государственного кредита.

Государственный долг Беларуси постоянно увеличивается. На 1 октября 2011 года он составил 83 трлн 967,5 млрд белорусских рублей, что в эквиваленте белорусского рубля в 2,2 раза больше по сравнению с 1 января 2011 года.

Информация о работе Необходимость и сущность государственного кредита