Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Международный валютный фонд – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Международный Валютный Фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1.1. История возникновения и основные цели МВФ
1.1.2. Организационная структура организации
1.2. Деятельность МВФ и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.2.1. Деятельность МВФ и основные механизмы кредитования
1.2.2. Роль МВФ в стабилизации экономики развивающихся стран
РАЗДЕЛ II. Практические задания
2.1. Задача №2 тема «Активные операции банков»
2.2. Задача №4 тема «Пассивные операции банков»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Последние годы ознаменовались необычайным осложнением проблемы внешней задолженности, порожденной устойчиво высоким уровнем инфляции и слабым использованием производственных мощностей во многих странах - членах Фонда. Эти глобальные проблемы все в большей степени требовали от входящих в МВФ государств координировать свою внутриэкономическую политику на международном уровне. Для того чтобы способствовать специальные консультации с теми странами, политика которых оказывает особенно глубокое воздействие на мировую экономику. Эти консультации становятся как бы подготовкой к последующему обзору экономического положения в мире Исполнительным советом и к дискуссиям по этому вопросу на заседаниях Временного комитета и сессиях Совета управляющих.
Обзоры экономического положения в мире и оценка его перспектив являются главным средством, с помощью которого Исполнительный совет отслеживает тенденции развития международной валютной системы и оценивает последствия для мировой экономики, к которым может привести экономическая политика ведущих стран и групп государств. Эти обзоры, ежегодно публикуемые под заглавием `Всемирное экономическое обозрение`, способствуют лучшему функционированию мировой валютной системы, ставя в центр внимания необходимость координации политических курсов стран - членов Фонда и предоставляя им одновременно средства для такой координации.
Принятая в МВФ система квот является одной из наиболее характерных его черт. Квоты используются для определения числа голосов, принадлежащих каждой стране, объема ее взноса в капитал Фонда, права ее доступа к использованию этих ресурсов и доли при размещении СДР. Квота страны-члена отражает ее экономический вес в сравнении с остальными членами Фонда вместе взятыми. Каждый член Фонда платит взносы, эквивалентные его квоте, а Совет управляющих решает, какая часть взноса должна быть уплачена в СДР и какая в национальной валюте.
Квоты, выделяемые каждому члену Фонда, пересматриваются не реже чем раз в пять лет. В прошлом был достигнут ряд соглашений об общем значительном увеличении квот, с тем, чтобы привести их в соответствие с ростом мировой экономики и появлением дополнительной потребности в международной валютной ликвидности. Кроме этого, время от времени достигались отдельные договоренности об изменениях квот с целью согласовать их размеры с темпами экономического роста отдельных членов МВФ и относительными сдвигами в их экономических позициях. Рост общей суммы квот был результатом появления новых членов Фонда и увеличения квот стран-членов. МВФ может также привлекать внешние ресурсы путем заимствования. С этой целью Фондом заключены специальные соглашения, позволяющие удовлетворять потребности его членов в дополнительном кредитовании в случаях, когда эти средства не могут быть предоставлены из собственных ресурсов МВФ.
Кроме того, десять индустриальных стран - членов МВФ, заключивших генеральное соглашение о займах, создали группу, куда вошли также Швейцария и занимающая особое положение Саудовская Аравия. Они договорились о взаимном предоставлении займов в случае, когда у какой-то из этих стран возникают трудности с платежным балансом. К этим договоренностям не раз приходилось обращаться, с тех пор как они были достигнуты в 1962 г. Максимальный размер предоставляемого в соответствии с ними кредита составляет сумму, эквивалентную 6,5 млрд СДР (около 8,5 млрд. дол.) в валюте кредитора.
Существует несколько постоянных и временных схем кредитования, которыми могут воспользоваться государства - члены МВФ для выравнивания своего платежного баланса.
Член Фонда, прибегающий к его помощи, закупает у МВФ на национальную валюту эквивалентную сумму валюты др. члена Фонда или СДР. Заимствованные т. о. средства используются для ликвидации дефицита платежного баланса страны-заемщика. При этом счет в национальной валюте страны-заемщика, находящийся в распоряжении Фонда, увеличивается, а сумма СДР или той валюты, в которой был предоставлен кредит, уменьшается.
По истечении установленного срока или ранее, если позволит состояние платежного баланса и резервов страны-заемщика, она может выкупить у Фонда свою национальную валюту, внесенную при получении кредита. При этом она может расплатиться СДР или валютой др. членов МВФ по усмотрению Фонда.
В результате использования национальной валюты одной из стран др. членами МВФ ее сумма, находящаяся в распоряжении Фонда, может уменьшиться до уровня ниже национальной квоты. В этом случае позиция страны в Фонде характеризуется резервной траншей. Эта сумма отличается высокой ликвидностью, и в тех случаях, когда указанная национальная валюта вносится при получении займа, страна-заемщик не обязана ее выкупать. Если сумма национальной валюты одного из членов МВФ опускается ниже установленного уровня, то Фонд выплачивает этой стране вознаграждение за пользование ее валютой. Размеры вознаграждения устанавливаются в зависимости от процентных ставок краткосрочных кредитов на денежном рынке и ежеквартально пересматриваются Фондом.
Пользуясь основным механизмом Фонда - кредитной траншей, - страна при обычных условиях может заимствовать средства на сумму, равную ее квоте, тем самым повышая сумму своей национальной валюты в распоряжении Фонда до 200% квоты. Если же страна-член страдает структурной несбалансированностью производства, торговли или ценообразования, и потому нуждается в привлечении средств Фонда на более долгий срок и в большем объеме, чем это разрешается общими правилами, то такая страна может прибегнуть к расширенной схеме кредитования, по которой она может приобрести инвалюту на сумму до 110% своей квоты.
Заимствование обычно производится на основе либо резервного (гарантийного) кредита, либо расширенного кредита, в зависимости от того, какая из схем кредитования применяется. В первом случае средства предоставляются на один год, иногда срок продлевается до трех лет. Во втором случае срок кредита - три года. По основной схеме погашение кредита начинается через три года и завершается через пять лет после его получения. При расширенной схеме сроки соответственно составляют четыре года и не более десяти лет.
Во всех случаях, когда применяются постоянные схемы, кроме резервных позиций, по кредиту платят комиссию в размере 0,5% плюс ежегодные проценты по ставке, которая зависит от срока его погашения. Эти проценты, однако, ниже, чем рыночные процентные ставки, в соответствии с политикой МВФ, имеющей целью помочь своим членам в стабилизации платежных балансов.
Поступления от указанных выше платежей по кредиту идут на выплату процентов тем странам, чья валюта использовалась для кредитования, и на текущие нужды Фонда. При образовании излишка поступлений могут быть увеличены процентные ставки по счетам или снижены проценты по кредитам: он может быть включен в основной капитал Фонда или распределен между членами МВФ в зависимости от размеров их квот. Если в течение любого шестимесячного периода выплаты превышают поступления по кредитам, Фонд должен всесторонне проанализировать свое положение, а также ставки комиссии, сборов и процентов.
Получив от Фонда средства в соответствии с основной или расширенной кредитной схемой, страна должна принять программу мер по ликвидации дефицита платежного баланса. Этот аспект деятельности МВФ известен как обусловленные кредиты. Как минимум член Фонда должен продемонстрировать, что он предпринимает разумные усилия для преодоления своих трудностей. Если потребности страны-члена в кредитах для стабилизации платежного баланса превышают размер ее квоты, от этой страны потребуется приложить больше усилий для исправления этого положения. Соответственно ей потребуются более детальные и обоснованные аргументы, чтобы убедить др. членов Фонда принять предлагаемую этой страной программу мер. В подобной ситуации помощь МВФ предоставляется траншами, в зависимости от хода выполнения программы. Оценка в этом случае дается на основе таких широких экономических и финансовых критериев, как политика данной страны в области кредита, государственных правительственных субсидий, внешних займов, торговых и валютных ограничений. Фонд поощряет государства, испытывающие проблемы с платежами, к своевременному принятию таких мер по исправлению положения, которые могли бы быть поддержаны за счет ресурсов МВФ. На своевременность делается особый упор, поскольку по мере того как дестабилизация финансового и экономического положения страны распространяется вширь и вглубь, приходится предпринимать более радикальные, а следовательно, и более трудные шаги для выправления ситуации. Оказывая своим членам, помощь в разработке стабилизационных программ, Фонд полностью принимает во внимание социальные и политические цели, которые ставят перед собой эти страны, их экономические приоритеты и конкретную ситуацию.
МВФ имеет две постоянные модели, применяемые для конкретных случаев, - компенсационное финансирование и финансирование буферных запасов, а также временную систему дополнительного финансирования. Компенсационное финансирование предоставляется членам, у которых трудности с платежами возникли вследствие временного падения экспортных доходов, вызванного объективными причинами, напр., снижением цен на соответствующие товары или природными бедствиями, включая неблагоприятные погодные условия. Финансирование буферных запасов имеет целью помочь странам-членам, испытывающим платежные затруднения, оплатить свои взносы в международные буферные запасы. Эти запасы создаются для стабилизации мирового рынка таких товаров, как олово и каучук. Обложение займов, предоставляемых на основе постоянных систем, производится по тому же принципу, что и при основной и расширенной схемах кредитования.
Для конкретных случаев иногда создаются специальные схемы кредитования. Например, членам Фонда предоставлялась возможность заимствовать 6,9 млрд. СДР (около 9 млрд. дол.) в рамках нефтяного фонда, учрежденного для помощи странам в преодолении трудностей платежного баланса, порожденных ростом цен на нефть в 1974 и 1975 гг. В 1979-1984 гг. Фонд предоставил дополнительные средства, чтобы помочь тем странам-членам, где дефицит платежного баланса был непропорционально велик по сравнению с их квотами. Средства по этой схеме выделяются в увязке с займами, получаемыми по основной и расширенной схемам кредитования.
1.2.2. Роль МВФ в стабилизации экономики развивающихся стран
Работа МВФ в странах с низкими доходами (далее – СНД) является областью, которой уделяется пристальное внимание каждый год. Однако в 2009 финансовом году она приобрела особую актуальность в связи с трудностями, возникшими в результате резкого повышения цен на продукты питания и топливо во второй половине 2008 года и, позднее, вторичных эффектов глобальной нестабильности на финансовых рынках («третья волна» кризиса). Что более важно, обстановка в СНД существенно изменилась со времени введения механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, процесса подготовки Документов по стратегии сокращения бедности и расширенных инициатив в отношении долга бедных стран с высоким уровнем задолженности в 1990-е годы. Как следствие, в 2009 финансовом году Совет приступил к обзору характера работы Фонда в СНД, сформулировал заявление о целях в этом отношении и разработал реформы своих инструментов льготного кредитования, с тем чтобы обеспечить их более четкое соответствие потребностям СНД, особенно в контексте развивающегося глобального кризиса.
В качестве составной части заявления о работе МВФ в странах с низкими доходами, сделанного в октябре 2008 года, Директор-распорядитель представил заявление о целях применительно к роли МВФ в этих странах. Согласно этому заявлению, задачей МВФ в СНД является оказание этим странам содействия в достижении макроэкономической и финансовой стабильности, необходимых для повышения темпов экономического роста и сокращения бедности.
Фонд представляет СНД, как и другим государствам-членам, рекомендации по вопросам экономической политики, адресную поддержку в развитии потенциала и, в соответствующих случаях, финансовую помощь.
Фонд сосредотачивает внимание на его основных сферах компетенции, а именно, макроэкономической стабильности и налогово-бюджетной, денежно-кредитной, финансовой и курсовой политике, а также базовых институтах и тесно связанных с ними мерах структурной политики.
Одновременно с этим, откликаясь на конкретные и именяющиеся потребности стран с низкими доходами, Фонд использует индивидуальные подходы и инструменты. Работа Фонда поддерживает собственные усилия стран по сокращению бедности и развитию, и его основополагающая цель заключается в том, чтобы помочь странам перейти в категорию стран со средними доходами. Фонд помогает государствам-членам с низкими доходами принимать меры макроэкономической политики и вводить инструменты для обеспечения макроэкономической стабильности и достижения стабильности такими путями, которые способствуют устойчивому росту и сокращению бедности.
Опираясь на межстрановый опыт и тщательный анализ, а также и принимая во внимание нередко ограниченные возможности стран по реализации политики, Фонд:
1. представляет рекомендации по вопросам макроэкономической политики и создания институтов, которые способствуют внутренней и внешней макроэкономической стабильности, включая устойчивость долговой ситуации; содействует устойчивому экономическому росту на широкой основе; и способствует углублению интеграции в международную торговую и финансовую систему;
2 оказывает содействие в проведении тщательно обоснованной последовательности реформ в области развития потенциала и создания институтов для разумного макроэкономического управления и обеспечения финансовой стабильности; и
3. предоставляет льготную финансовую поддержку.
ЕСФ, доступ, к которому предоставляется государствам-членам Фонда с низкими доходами для принятия мер в ответ на внезапные внешние шоки, которые неподконтрольны властям страны и оказывают негативное воздействие на экономику, был впоследствии проанализирован и реформирован Советом в сентябре 2008 года. Реформа этого механизма проводилась с целью сделать его более полезным для государств-членов с низкими доходами благодаря повышенному и ускоренному доступу, а также рационализированным требованиям (например, было отменено требование о подготовке стратегии сокращения бедности, но при этом сохранен упор на последствия шока и соответствующих мер политики для малоимущих). Помимо этого, реформированный механизм может использоваться более гибко в сочетании с другими механизмами и инструментами Фонда, например с Инструментом для поддержки экономической политики. Критерии доступа остаются без изменений. В 2009 финансовом году после модификации ЕСФ были одобрены три новые договоренности о ЕСФ общим размером 167,2 млн СДР. В рамках нового компонента этого механизма — компонента быстрого доступа — было утверждено предоставление еще трех кредитов общий размером 168,9 млн СДР (см. таблица 1).