Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:36, курсовая работа
Международный валютный фонд – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Международный Валютный Фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1.1. История возникновения и основные цели МВФ
1.1.2. Организационная структура организации
1.2. Деятельность МВФ и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.2.1. Деятельность МВФ и основные механизмы кредитования
1.2.2. Роль МВФ в стабилизации экономики развивающихся стран
РАЗДЕЛ II. Практические задания
2.1. Задача №2 тема «Активные операции банков»
2.2. Задача №4 тема «Пассивные операции банков»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Институт международного права и экономики
имени А.С.Грибоедова
КУРСОВАЯ РАБОТА
По Деньги, кредит, банки
Тема: Международный Валютный Фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран.
Студентки _
Преподаватель
Филиал ИМПЭ им. А.С.Грибоедова в г. Вологде
2010 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. Международный Валютный Фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1.1. История возникновения и основные цели МВФ
1.1.2. Организационная структура организации
1.2. Деятельность МВФ и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.2.1. Деятельность МВФ и основные механизмы кредитования
1.2.2. Роль МВФ в стабилизации экономики развивающихся стран
РАЗДЕЛ II. Практические задания
2.1. Задача №2 тема «Активные операции банков»
2.2. Задача №4 тема «Пассивные операции банков»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Международный валютный фонд – межправительственная валютно‑кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно‑финансовой политики стран‑членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.
Международный валютный фонд играет значительную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, методов работы и роли в мировой экономике важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.
Главной целью данной курсовой работы является изучение Международного валютного фонда и его роли в стабилизации экономики развивающих стран. Следовательно, можно определить следующие задачи данной курсовой работы: изучение истории, целей, задач и структуры МВФ; рассмотрение деятельности МВФ; определение роли МВФ в стабилизации экономики развивающих стран.
При этом, объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда. Предмет исследования – роль этой международной организации в стабилизации экономики развивающих стран.
Исследование в данной работе будет включать анализ деятельности Международного валютного фонда, включающей методы его работы с развивающимися странами-членами. Результаты такого анализа будут синтезированы в определённые выводы, касающиеся деятельности и роли МВФ в стабилизации экономики развивающих стран. При проведении данного исследования будет использован так же исторический подход к становлению данной организации, а так же к значению её деятельности в сегодняшних исторических условиях.
РАЗДЕЛ I. Международный Валютный Фонд и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.1. МВФ: его история, сущность и структура
1.1.1. История возникновения и основные цели МВФ
Потрясения начала XX века - Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ.
Уже после Первой мировой войны ставился вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов.
Кризис международных валютных и кредитных отношений обострился с новой силой во время Второй мировой войны, когда большинство стран, за исключением США, Швейцарии, Мексики и стран Центральной Америки, ввели валютные ограничения. Мировые хозяйственные связи были окончательно нарушены, Европа почти полностью была оккупирована Германией, Франция пала, Британская империя отчаянно боролась за свое существование, СССР вел ожесточенные бои под Москвой. В этих условиях роль лидера в разработке нового мирового порядка взяла на себя страна, имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы - Соединенные Штаты.
Разработкой важнейших международных экономических режимов занимались также разнообразные комитеты и комиссии в Великобритании и других странах антигитлеровской коалиции. Среди выдвинутых проектов создания международной валютно-финансовой организации и новой системы международных валютных отношений центральное место занял план международного стабилизационного фонда, разработанный Г. Уайтом (США) и план международного клирингового союза - Д.М. Кейнса (Великобритания).
План Д.М. Кейнса во многом отражал интересы Великобритании и был призван облегчить ее валютно-финансовое положение. Предлагалось создание международного клирингового союза, который бы выполнял функции мирового центрального банка. В частности он должен был производить эмиссию безналичного международного платежного средства - банкора, не обеспеченного золотом, который должен был использоваться для расчетов между государствами для погашения дефицитов платежных балансов. Т.е. международный клиринговый союз должен был выступать институтом расчетов между странами, в котором они должны были иметь счета в банкорах. По этим счетам по плану Кейнса должен был допускаться овердрафт, что обеспечивало бы в определенных пределах автоматическое взаимное кредитование стран - покрытие пассива платежного баланса одних стран за счет других, прежде всего за счет Соединенных Штатов.
План Г. Уайта своей задачей ставил создание послевоенной валютной системы, основанной на «международной валюте», а первоочередной целью должна была стать стабилизация курсов валют союзных стран для поощрения потоков производительного капитала. Уайт подчеркивал, что поддержание стабильных курсов валют означает устранение валютного риска в международных экономических и финансовых сделках. В связи с этим издержки во внешней торговле снижаются, а капитал намного легче идет в страну, где он получает наибольшую прибыль в отсутствии риска валютного обесценения.
Первоначально план предусматривал создание стабилизационного фонда размером 5 млрд. долл., состоящего из золота и правительственных ценных бумаг стран-участниц, для выдачи краткосрочных кредитов на финансирование дефицитов платежных балансов. При этом стабилизационный фонд имел право в одностороннем порядке изменить
валютный курс страны-заемщика, принудить страну отменить валютный контроль. Такие полномочия стабилизационного фонда слишком явно затрагивали экономический суверенитет стран-членов и в таком виде был не приемлем. Поэтому первоначальная редакция плана была существенным образом переработана.
Окончательный вариант плана Уайта был опубликован в 1943 г. Он подвергся обсуждению экспертов из 30 стран и в окончательном варианте преследовал несколько целей: оказание помощи в стабилизации валютных курсов, сокращении периодов и снижении степени неравновесия платежных балансов, содействие созданию условий упрочения внешней торговли и производства, облегчение эффективного использования блокированных валютных средств, ослабление валютных ограничений и других дискриминационных мер.
Интересно что, несмотря на то, что главной долгосрочной целью плана Уайта было создание универсального мира «открытых дверей», «интернационального капитализма» с господством многосторонних экономических и политических отношений. В среднесрочном плане в качестве промежуточных шагов он допускал преобладание более закрытой формы капитализма или «национального капитализма», который должен был позволить странам не допустить усугубления экономического кризиса через достижение полной занятости, пусть даже ценой снижения экономической эффективности.
Планы Д.М Кейнса и Г.Д. Уайта обсуждались на международной конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Хэмпшир), состоявшейся с 1 по 29 июля 1944 г. Британскую делегацию возглавлял сам Д.М. Кейнс и, хотя за основу создания нового мирового порядка был взят план Уайта, но все же в него были внесены некоторые коррективы. Результатом конференции стало компромиссное решение об учреждении Международного валютного фонда (МВФ) для помощи странам в борьбе с внешнеторговым дефицитом и Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для предоставления кредитов на послевоенное восстановление. Это решение стало первым важным шагом на пути создания нового мирового порядка. 44 страны, участвовавшие в конференции и подписавшие соглашения, должны были с помощью МВФ и МБРР обеспечить конвертируемость валют, поддерживать стабильный обменный курс (+10%), снять основные торговые ограничения и сбалансировать свой внешнеторговый дефицит. По требованию Лондона все эти меры разрешалось отложить на пять лет после окончания войны.
В настоящее время членами МВФ являются 187 государств (по состоянию на июнь 2010 года). Членом организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая принять права и обязательства, предусмотренные Уставом МВФ.
Официальные цели МВФ состоят в том, чтобы:
• содействовать сбалансированному росту международной торговли;
• поддерживать устойчивость обменных курсов валют;
• способствовать созданию многосторонней системы расчетов по текущим операциям между членами Фонда и устранению валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли;
• предоставлять странам-членам кредитные ресурсы, позволяющие регулировать несбалансированность временных платежей без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов;
• служить форумом для консультаций и сотрудничества в области международных валютных вопросов.
1.1.2. Организационная структура организации
Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих (Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внешние изменений в Статьи Соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно. На встрече руководителей Фонда в апреле 2004 г. было высказано намерение «расширить возможности развивающихся стран и стран с переходными экономиками участвовать более эффективно в механизме принятия решений в МВФ». Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет МВФК (International Monetary and Financial Committee, IMFC). (C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы.) Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию - Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF - World Bonk Development Committee). Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса. Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (Managing Director), который возглавляет штат сотрудников Фонда (на июнь 2010 г. - около 2360 человек из более чем 148 стран). Он должен быть представителем одной из европейских стран. Директор-распорядитель до октября 2012 года - Доминик Стросс-Кан (Франция). Он является председателем Исполнительного Директората без права голоса (кроме случаев равного распределения голосов), а также возглавляет Секретариат МВФ. Директор-распорядитель обеспечивает связь между Исполнительным Директоратом, аппаратами Фонда и Банка, правительствами государств-членов, между МВФ и Секретариатом ООН, другими международными организациями.
1.2. Деятельность МВФ и его роль в стабилизации экономики развивающихся стран
1.2.1. Деятельность МВФ и основные механизмы кредитования
На Фонд возложена задача обеспечения эффективного функционирования мировой валютной системы. В этих целях он осуществляет наблюдение за исполнением членами МВФ принятых ими обязательств по сотрудничеству с Фондом и между собой в интересах формирования упорядоченных валютных отношений и стабильного режима валютных курсов. Политика стран - членов МВФ должна быть направлена на обеспечение здорового экономического роста при сохранении в разумных пределах стабильных цен. Должны формироваться основные условия, на базе которых может быть достигнута экономическая и финансовая стабильность.
В этих целях Фонд осуществляет наблюдение за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Разработаны и приняты принципы, которыми рекомендуется руководствоваться странам - членам Фонда в этом вопросе, и определены методы и процедура контроля. И принципы, и процедура призваны помогать выявлению и устранению негативных явлений в области формирования валютных курсов.
При выборе форм валютного регулирования страны - члены Фонда могут выбрать режим плавающих или фиксированных курсов своих валют. В последнем случае имеется в виду искусственное поддержание паритета национальной денежной единицы к валютам других стран или СДР. Расчет валютного паритета обычно ведется на основе корзины из пяти валют или какой-то иной валютной корзины.
МВФ проводит консультации (не реже одного раза в год) со странами-членами для изучения положения и политики этих стран в валютной и экономической областях. Консультации являются главным средством, с помощью которого Фонд выполняет свои обязанности по контролю за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. Они же позволяют Фонду быстро реагировать на просьбы стран-членов о заимствовании средств МВФ и о тех изменениях курсов валют, которые требуют предварительного одобрения Фонда. Страны-члены постоянно снабжают МВФ данными о своем экономическом положении, причем часть этой информации становится достоянием широкой публики через издания МВФ.
Консультации обычно начинаются со встречи в соответствующей стране между сотрудниками Фонда и представителями местного правительства. На основе этих обсуждений составляется доклад для Исполнительного совета. Конечным результатом консультаций являются выводы, которые формулирует директор-распорядитель как отражающие взгляды Фонда на экономическую ситуацию страны-члена и проводимую ею политику. Эти выводы направляются от имени Фонда правительству страны.