Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа
Объектом исследования данной работы явилась деятельность банковских организаций Омской области в системе межбанковских корреспондентских отношений.
Предмет исследования – система электронных расчетов в межбанковских корреспондентских отношениях.
Цель работы - изучение основ организации межбанковских расчетов в коммерческих банках и роль электронных расчетов в межбанковских корреспондентских отношениях.
Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
- изучить содержание и принципы организации межбанковских расчетов;
- рассмотреть виды и способы организации межбанковских расчетов;
- определить значение электронных расчетов в системе межбанковских корреспондентских отношениях;
- проследить развитие электронных расчетов на примере кредитных учреждений РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ 7
1.1 Организация межбанковских расчетов 7
1.2 Основные виды межбанковских расчетов 14
1.3 Межбанковский клиринг 26
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТОВ В ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ 34
2.1 Электронные расчеты и их преимущества 34
2.2 Зарубежные системы межбанковских расчетов 35
2.3 Национальная платежная система: формирование и направления развития 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
а)
внутри города
б) внутри России
Рисунок
1. Схемы документооборота по межбанковским
расчетам при централизованных корреспондентских
отношениях
Расчеты
между РКЦ по операциям коммерческих
банков, а также по их собственным
операциям осуществляются через
систему межфилиальных оборотов
Операции банков осуществляются на основании специальных документов - авизо (официальное извещение о выполнении расчетной операции). Они могут быть дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).
Правильность
совершения расчетов РКЦ подтверждается
совпадением начальных и
Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки информации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем.
Централизованная система обработки информации (через ВЦ) имеет один недостаток: относительно низкую скорость совершения расчетных операций. Проблемы проведения расчетов связаны также с уровнем технической оснащенности РКЦ. Кроме того, сама технология этих расчетов основана на использовании большого числа бумажных носителей информации, что приводит к ошибкам и задержкам в почтовом обороте между РКЦ. Замедление платежей крайне негативно отражается на финансовом состоянии предприятия, формировании доходной части бюджета, приводит к осложнению взаимоотношений коммерческих банков с их клиентами.
Прямые корреспондентские
Прямые
корреспондентские отношения
Предметом
этих отношений являются главным
образом два вида операций: по обслуживанию
клиентов и собственные межбанковские
операции. К первым относятся операции
по коммерческим сделкам клиентов и оказанию
им трастовых услуг, платежи на основе
различных форм расчетов (дебетовых и
кредитовых переводов, аккредитива, инкассо),
клиринг, операции с ценными бумагами,
предоставление гарантий. Собственные
операции банка включают активные и пассивные
кредитные операции, покупку и продажу
валют, ценных бумаг.
Рисунок
2. Схема документооборота при прямых корреспондентских
отношениях между коммерческими банками
России
Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов (отношения со счетом) на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, как правило, у крупного банка). Выбор в пользу взаимных или односторонних корреспондентских отношений зависит от различных факторов, к которым следует отнести такие: объем взаимных потоков платежей, иена и спрос на рынке кредитных ресурсов, возможность участия в торгах на региональных валютных биржах, а также возможность оперативного отзыва находящихся на корреспондентских счетах средств.
Возможно
установление отношений между
Установление корреспондентских отношений оформляется обменными письмами или заключением корреспондентского договора, в которых предусматриваются порядок и условия выполнения соответствующих банковских операций. Для этого банки представляют друг другу следующие документы, необходимые для изучения надежности и состоятельности партнеров:
На основании заключенного межбанковского соглашения банки открывают корреспондентские счета. Счет одного банка в другом имеет два разных названия в зависимости от того, идет ли речь с точки зрения банка, предоставляющего услугу по счету, или же банка, пользующегося услугой по счету. Допустим, банк «АА» пользуется услугой другого банка по счету и является владельцем средств на этом счете. Банк «ББ» предоставляет услугу по счету и является банком, в котором открыт этот счет. Для банка «АА» счет будет называться счетом НОСТРО, а сам банк «АА» — банком-респондентом. Для банка «ББ» счет будет называться счетом ЛОРО, а сам банк «ББ» будет именоваться банком-корреспондентом. Банк-респондент является владельцем средств на счете НОСТРО и может самостоятельно распоряжаться ими. Банк-корреспондент является лишь администратором платежных поручений банка-респондента, однако ему принадлежит право устанавливать условия использования счета НОСТРО. К примеру, банк-корреспондент определяет уровень предоставляемого им обслуживания, включая своевременность и точность обработки зачисления и снятия средств со счета. Он также устанавливает расценки на комиссионные сборы за предоставляемые им платежные услуги и может ввести требование о минимальном уровне остатков. И наконец, самое главное состоит в том, что банк-корреспондент осуществляет контроль размеров предоставляемого банку-респонденту кредита по счету, ограничивая при этом объем разрешенных им овердрафтов.
Договором
могут устанавливаться как
Преимущества
расчетов по межбанковским
Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. При открытии корсчета банк может купить определенные услуги для клиентов гораздо дешевле, нежели осуществлял бы их сам, главным образом за счет экономии на масштабах. Имеют место случаи, когда банк открывает корсчет в другом банке для обслуживания даже одного крупного клиента. Известно, что организация расчетов, как в рублях, так и в валюте, является ключевым моментом в выборе клиентами обслуживающего банка. В условиях усиления конкуренции зa привлечение и удержание клиентов после августовского (1995 г.) кризиса рынка МБК этот фактор стал одним из важнейших.
Вторым
немаловажным преимуществом прямых
корреспондентских отношений
В-третьих, при развитых прямых корреспондентских отношениях создаются условия для проведения клиринга — зачета взаимных поручений банков, как правило, посредством открытия счетов в одном каком-либо крупном банке. Проведение клиринга между банками-корреспондентами позволяет минимизировать остатки средств на корсчетах, а значит, высвободить часть их в расчетах и использовать для получения дохода. Клиринговые банки, имеющие у себя сотни счетов других банков, играют значимую роль в экономике благодаря четкой работе и устойчивости. Они организуют транзитные платежи: перечисления средств по поручению банков в различные регионы, с банками которых налажены корреспондентские отношения. Однако нормативная база такого рода платежей практически отсутствует, что затрудняет внедрение их в практику и создает в случае использования дополнительные риски.
В-четвертых, расширяются возможности для активной работы банков на рынке и применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь на корреспондентский счет значительные дополнительные средства и использовать их на разнообразные операции. Широкая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имен в качестве обеспечения на корсчетах неснижаемые остатки, получать кредиты под операции, которые осуществляет основной банк.
Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для банка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он. сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операциями без лишних затрат.
Многие
банки для поддержания и
Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за финансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившейся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков показывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной валовой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, имеющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Корреспондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эффективности функционирования российской платежной системы.
Главным направлением коренного улучшения расчетов между банками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга.
Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) участников погашаются их же денежными обязательствами (кредиторская задолженность) без использования реальных денег или с их минимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рассматривать как одну из форм проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств.
Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает расчеты. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что в конечном счете способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.
Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами (международный валютный клиринг). Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.
При организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а присутствуют идеально как мера стоимости, которая проявляется в иенах товаров, работ и услуг, зафиксированных обслуживанием сферы обращения, что. в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.