Методика оценки конкурентоспособности коммерческих банков Ю.С. Кудашева

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 19:59, практическая работа

Краткое описание

Данная методика, предложенная Кудашевой Ю. С., базируется на теории эффективной конкуренции. Так, наиболее конкурентоспособным является банк, имеющий более высокий уровень критериев качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности, имиджа и конкурентоспособности предоставляемых им услуг по сравнению с основными конкурентами при равных для всех участников финансового рынка условиях внешней среды.
Методика позволяет получить интегральный коэффициент конкурентоспособности и включает оценку внутренней и внешней среды банков - основных конкурентов по ряду показателей.

Оглавление

1. Краткая характеристика Банка ВТБ-24 ………………………………………3
2. Оценка конкурентоспособности Банка ВТБ-24……………………………….
2.1. Методика оценки конкурентоспособности коммерческих банков Ю.С. Кудашева…………………………………………………………………………..8
2.2. Методика оценки конкурентоспособности коммерческих банков В. С. Кромонова………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы…………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Расчетно-графическое задание по банковскому маркетингу.docx

— 114.08 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

1. Краткая  характеристика Банка ВТБ-24 ………………………………………3

2. Оценка  конкурентоспособности Банка ВТБ-24……………………………….

2.1. Методика  оценки конкурентоспособности коммерческих  банков Ю.С. Кудашева…………………………………………………………………………..8

2.2. Методика  оценки конкурентоспособности коммерческих банков В. С. Кромонова………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы…………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика Банка ВТБ-24

ВТБ24 — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в международную банковскую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. В числе услуг ВТБ24 — ипотечное, потребительское и автокредитование, банковские карты, срочные вклады, денежные переводы, дистанционное управление счетами.

ВТБ24 — лидер отечественного фондового  рынка по количеству зарегистрированных клиентов и ведущий российский маркет-мейкер международного валютного рынка FOREX. Банк предлагает своим клиентам полный спектр инвестиционных услуг: брокерское обслуживание на ММВБ, РТС и FOREX, услуги по размещению средств в ПИФы, ОФБУ, доверительное управление активами, долговое финансирование.

Сеть банка формируют более 600 офисов в 69 регионах страны.

Фирменное (полное официальное) наименование — Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное  общество). Сокращенное наименование — ВТБ 24 (ЗАО).

Миссия и цели Банка  ВТБ-24

Миссия Банка ВТБ24 - предоставление финансовых услуг международного уровня, чтобы сделать более обеспеченным будущее клиентов, акционеров и общества в целом.

Основной целью деятельности Банка является получение прибыли при осуществлении банковских операций.

Ключевыми задачами ВТБ24 являются:

  • сохранение тенденции опережающего рынок роста кредитного и депозитного портфеля;
  • обеспечение качества кредитного портфеля как в части управления просроченной задолженностью и ее сбором, так и в части адаптации кредитных процедур к негативным рыночным факторам;
  • повышение эффективности управления затратами;
  • оптимизация существующей сети продаж;
  • модернизация ключевых банковских систем;
  • совершенствование клиентского обслуживания;
  • модернизация ключевых банковских систем;
  • развитие региональной сети.

Девиз – «Надёжный банк с государственным подходом»

История создания банка ВТБ-24

Официальной датой рождения ВТБ 24 принято считать 1 августа 2005 года, когда в группе ВТБ был создан специальный розничный Банк - ЗАО Внешторгбанк Розничные услуги, в обиходе сразу принявший название ВТБ РУ. Создан банк был на базе ЗАО "КБ «Гута-банк», контрольный пакет акций (85,81 %) которого был приобретён ВТБ в 2004 году.

12 июля 2005 года главой банка был назначен бывший в 1997-1999 годах министром финансов России Михаил Задорнов, а 18 октября 2006 года был запущен процесс ребрендинга группы ВТБ - переход на новый бренд всех банков, входящих в эту группу. ВТБ 24 являлся самым масштабным проектом в группе ВТБ.

Банк  ВТБ24 входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий  малого бизнеса. Банк ВТБ24 (ЗАО) - один из крупнейших финансовых институтов России, отвечающий за розничное направление банковской группы ВТБ. Почти 99% акций контролирует Банк ВТБ (ОАО).

Лицо, занимающее должность единоличного исполнительного органа кредитной организации – эмитента – Задорнов Михаил Михайлович (1963 год рождения).

Показатели финансово-экономической  деятельности кредитной организации  – эмитента за последний завершенный  финансовый год, а также за 9 месяцев текущего года, а также за аналогичный период предшествующего года:

Таблица 1

 

№ 
строки

Наименование  показателя

01.01.2012

01.10.2012

01.10.2011

1

2

3

4

5

1.

Уставный  капитал, тыс. руб.

50 730 197

50 730 197

50 730 197

2.

Собственные средства (капитал), тыс. руб.

114 721 049

144 319 936

111 052 513

3.

Чистая прибыль (непокрытый убыток),

тыс. руб.

26 597 318

26 405 606

19 792 227

4.

Рентабельность  активов, %

2,3

2,6

2,3

5.

Рентабельность  капитала, %

23,2

24,4

23,8

6.

Привлеченные  средства: (кредиты, депозиты, клиентские счета и т.д.), тыс. руб.

1 065 353 796

1 212 870 795

1 031 768 092


 

Наибольший  темп прироста за 9 месяцев 2012 года наблюдался по объему чистой ссудной задолженности  и объему активов.

Активы  кредитной организации-эмитента за 9 мес. 2012 года увеличились на 17% до  1 373,5 млрд. рублей (на 01.01.2012 этот показатель составлял 1 172,3 млрд. рублей).

Объем собственных  средств (капитала) кредитной организации-эмитента за 9 мес. 2012 года вырос на 26%  до 144,3 млрд. рублей (на 01.01.2012 этот показатель составлял 114,7 млрд. рублей).

Чистая  ссудная задолженность за 9 мес. 2012 года выросла на 20% и составила  на 1 октября 2012 года 1 193,3 млрд. рублей (993,9 млрд. рублей - на начало 2012 года).

Средства  на счетах клиентов (не кредитные организации) за 9 мес. 2012 года выросли до 1 095,8 млрд. рублей, что на 10% больше средств на начало 2012 года (999,3 млрд. руб.).

В течение  года Банку удалось сохранить  динамичные темпы прироста, что отразилось в уверенном приросте ключевых показателей.

За год  с 01.10.2011 по 01.10.2012 активы кредитной организации-эмитента увеличились на 19%  до 1 373,5 млрд. рублей (на 01.10.2011 этот показатель составлял 1 149,6 млрд. рублей).

За год  с 01 октября 2011 года объем собственных  средств (капитала) кредитной организации-эмитента вырос на 30%  до 144,3  млрд. рублей (на аналогичную дату предыдущего  года этот показатель составлял 111,1  млрд. рублей).

Чистая  ссудная задолженность за год  выросла на 19%  и составила на 1 октября 2012 года  1 193,3  млрд. рублей (999,4  млрд. рублей на аналогичную дату предыдущего года).

Объем привлеченных средств клиентов по сравнению с 1 октября 2011 года вырос на 18% и на 1 октября 2012 года составил 1 212,9  млрд. рублей (на 1 октября 2011 года составлял 1 031,8 млрд. рублей).

Чистая  прибыль на 01.10.2012 достигла 26,4 млрд. руб., что на 33% больше чистой прибыли  на 01.10.2011, которая составляла 20,0 млрд. руб.

Деятельность

«ВТБ 24» — розничный банк, специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий  малого бизнеса. Портфель розничных  кредитов банка по итогам 2009 года составил 433,9 млрд руб. По объёму розничных операций на февраль 2008 года «ВТБ 24» занимал второе место в России после Сбербанка.

В числе предоставляемых  услуг:

-выпуск банковских карт,

- ипотечное и потребительское  кредитование,

-автокредитование,

-услуги дистанционного управления  счетами, 

-кредитные карты с льготным  периодом,

-срочные вклады,

-аренда сейфовых ячеек, 

-денежные переводы.

Часть услуг доступна клиентам в  круглосуточном режиме, для чего используются современные телекоммуникационные технологии.

Всего в  Российской федерации 8 филиалов ВТБ-24. Дополнительных офисов – 258, а операционных офисов – 439.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка конкурентоспособности ЗАО ВТБ-24

2.1. Методика оценки конкурентоспособности  коммерческих банков Ю.С. Кудашевой

Данная методика, предложенная Кудашевой  Ю. С., базируется на теории эффективной  конкуренции. Так, наиболее конкурентоспособным является банк, имеющий более высокий уровень критериев качества активов и пассивов, достаточности капитала, доходности и рентабельности, имиджа и конкурентоспособности предоставляемых им услуг по сравнению с основными конкурентами при равных для всех участников финансового рынка условиях внешней среды.

Методика позволяет  получить интегральный коэффициент конкурентоспособности и включает оценку внутренней и внешней среды банков - основных конкурентов по ряду показателей.

Так, в Таблице 2 приведены  некоторые показатели деятельности ВТБ24 в 2009-2010 гг., используемые при расчете интегральных коэффициентов внутренней среды банка.

Таблица 2

Исходные данные для расчета, тыс. руб.

Условное обозначение

Наименование показателя

2009

2010

2011

В

Валюта баланса (суммарные активы, суммарные пассивы)

708 465 673

900 576 110

1 172 334 882

Ал

Активы ликвидные

57 061 679

72 228 258

112 483 254

Араб

Активы работающие

625 504 707

748 665 271

1 024 477 440

Сз

Ссудная задолженность

564 821 327

738 788 583

993 854 041

Сзпр

Просроченная ссудная задолженность

22 441 219

24 432 990

26 424 761

Ицб

Инвестиции в торговые ценные бумаги, ценные бумаги, имеющиеся в наличии  для продажи

53 820 982

6 185 998

26 961 696

Об

Суммарные обязательства банка

630 906 471

812 218 674

1 073 525 575

Об в

Обязательства, порождаемые операциями с векселями

46 292 767

40415284

10 380 275

Скл ф

Средства физических лиц (сумма вкладов)

433 597 375

630 051 741

823 133 105

Скл юр

Средства юридических лиц

129 876 418

128 598 190

231 840 416

К

Собственный капитал

97381116

104 095 435

114 721 049

Р

Резервы банка

888 535

999 657

1 840 219

Ки

Капитал иммобилизованный

25 899 287

32 089 581

35 374 188

УК

Уставный капитал

50 636 514

50 730 197

50 730 197

Рс

Резерв на возможные потери по ссудам

39 593 231

51 864 297

58 893 496

Д

Суммарные доходы

95 521 310

179 790 990

159 520 657

Р

Суммарные расходы

67 421 141

77 337 914

117 508 911

Дпр

Процентные доходы

85 160 049

97 412 199

122 519 543

Рпр

Процентные расходы

41 609 190

43 080 639

50 923 763

Дпр.ч.

Чистый процентный доход

43 550 859

54 331 560

71 595 780

Пб

Прибыль балансовая

4253520

21996900

34 785 182

Рпроч

Прочие операционные расходы

2 466 681

3 246 234

4 095 905

Дк.ч.

Чистый комиссионный доход

7 117 917

8 737 632

11 268 543

Скл

Суммарные средства клиентов

563 473 793

758 649 931

1 054 973 521

Дэ

Эмиссионный доход

22 625 380

22 693 020

22 693 020

Ран

Расходы на содержание аппарата

10 255 862

13 014 574

17 410 897


 

Далее третьей  таблице произведен расчет показателей  и критериев оценки внутренней среды банка.

Таблица 3

Показатели  и критерии оценки внутренней среды  ВТБ-24

Наименование показателей

Обозначение

Порядок расчета

Коэффициент значимости

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

6

 

Критерий качества активов  и пассивов банка

 

Коэффициент общей ликвидности

Рап1

Ал / В

0,167

0,08

0,08

0,10

Доля рисковых активов в суммарных  активах, %

Рап2

Араб /В

0,162

88,29

88,42

87,39

Доля ссудной задолженности в  суммарных активах, %

Рап3

Сз / В

0,137

79,72

82,04

84,78

Доля инвестиций в негосударственные  ценные бумаги в суммарных активах, %

Рап4

Ицб / В

0,062

7,60

0,69

2,30

Коэффициент отношения резервов к  работающим активам

Рап5

Р / Араб

0,086

0,0014

0,0013

0,0018

Коэффициент отношения ликвидных  активов к суммарным обязательствам

Рап6

Ал / Об

0,138

0,09

0,09

0,10

Коэффициент эффективности использования  привлеченных ресурсов

Рап7

Араб / Об

0,166

0,99

0,98

0,95

Доля просроченной задолженности  в общей ссудной задолженности, %

Рап8

Сз пр / Сз

0,012

3,97

3,30

2,66

Показатель вексельных обязательств

Рап9

Об в / К

0,023

0,48

0,39

0,09

Доля вкладов физических лиц в  привлеченных ресурсах, %

Рап10

Скл ф / Об

0,004

68,73

77,57

76,66

Доля средств юридических лиц  в привлеченных ресурсах, %

Рап11

Скл юр. / Об

0,004

20,59

15,83

21,60

Доля привлеченных средств в суммарных пассивах, %

Рап12

Об / В

0,038

89,05

90,09

91,57

Кап

29,69

29,64

30,01

Критерий достаточности  капитала банка

Коэффициент достаточности капитала

Рдк1

К / Об

0,248

0,15

0,13

0,11

Доля собственного капитала в суммарных  пассивах, %

Рдк2

К / В

0,24

13,75

11,56

9,79

Доля иммобилизованного капитала, %

Рдк3

Ки / К

0,145

26,60

30,83

30,83

Доля капитала с учетом иммобилизации, %

Рдк4

К-Ки / В

0,145

10,09

8,00

6,77

Коэффициент отношения неиммобилизованного капитала к работающим активам

Рдк5

К-Ки / А раб

0,101

0,11

0,09

0,08

Коэффициент отношения собственного капитала к уставному капиталу

Рдк6

К / УК

0,027

1,92

2,05

2,26

Коэффициент отношения уставного  капитала к обязательствам банка

Рдк7

УК / Об

0,091

0,080

0,062

0,047

Коэффициент резерва

Рдк8

Рс / Сз

0,003

0,070

0,070

0,059

Кдк

8,73

8,51

7,90

Критерий доходности и  рентабельности деятельности банка

Коэффициент рентабельности активов, приносящих доход

Рдр1

Пб / А раб

0,15

0,004

0,016

0,013

Коэффициент рентабельности активов

Рдр2

Пб / В

0,149

0,003

0,014

0,011

Коэффициент рентабельности банка

Рдр3

Пб / Д

0,147

0,023

0,068

0,084

Процентный спред

Рдр4

Дпр / Араб – Рпр / Скл

0,079

0,062

0,073

0,072

Коэффициент отношения расходов к  валюте баланса

Рдр5

Р / В

0,092

0,095

0,086

0,100

Уровень покрытия процентных расходов процентными доходами

Рдр6

Дпр / Рпр

0,115

2,05

2,26

2,41

Коэффициент отдачи собственного капитала

Рдр7

Пб / К

0,135

0,023

0,12

0,12

Коэффициент затрат

Рдр8

Р / Пб

0,074

30,42

6,31

8,73

Доля прочих операционных расходов в  суммарных расходах, %

Рдр9

Рпроч / Р

0,002

3,66

4,20

3,49

Коэффициент доходности обслуживания клиентов по части услуг некредитного характера

Рдр10

Дкч / Скл

0,022

0,013

0,012

0,011

Коэффициент доходности обслуживания клиентов по кредитным операциям

Рдр11

Дпрч/Араб

0,026

0,07

0,07

0,07

Коэффициент доходности эмиссионной  деятельности банка

Рдр12

Дэ / К

0,008

0,23

0,22

0,20

Коэффициент эффективности затрат на содержание аппарата управления

Рдр13

Пб / Рап

0,001

0,22

0,94

0,77

Кдр

2,52

0,78

0,98

Критерий имиджа банка 

Имидж руководителя

Ри1

Оценка в баллах

0,169

50

50

50

Состав учредителей, основных клиентов

Ри2

Оценка в баллах

0,165

40

40

40

Деловая активность

Ри3

Оценка в баллах

0,004

40

50

50

Обслуживаемый рынок

Ри4

Оценка в баллах

0,040

40

50

50

Длительность работы на финансовом рынке

Ри5

Оценка в баллах

0,040

40

40

40

Величина сети филиалов, представительств

Ри6

Оценка в баллах

0,089

50

50

50

Широта спектра предоставляемых  услуг

Ри7

Оценка в баллах

0,158

50

50

50

Культура обслуживания клиентов

Ри8

Оценка в баллах

0,159

50

50

50

Профессионализм работников

Ри9

Оценка в баллах

0,029

40

50

50

Внешний вид персонала

Ри10

Оценка в баллах

0,119

50

50

50

Техническая оснащенность

Ри11

Оценка в баллах

0,002

50

50

50

Здание, офис, прилегающая территория

Ри12

Оценка в баллах

0,027

50

50

50

Ки

92,95

98,02

98,02

Критерий конкурентоспособности  услуг

 

Коэффициент качества

Кк

Оценка в баллах

40

40

40

Коэффициент стоимости

Кс

Оценка в баллах

50

50

50

Кку

0,8

0,8

0,8

Информация о работе Методика оценки конкурентоспособности коммерческих банков Ю.С. Кудашева