Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:05, контрольная работа
Цель данной работы - изучение управления ликвидностью коммерческого банка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач: раскрыть понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков; дать оценку теорий управления банковской ликвидностью; изучить существующие методы управления ликвидностью коммерческих банков.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1.
1.1. Понятие ликвидности коммерческого банка. ………………………….5
1.2. Теории управления банковской ликвидностью. ……………………….9
1.3 . Методы управления ликвидностью коммерческих банков. ………….15
Глава 2
2.1 Управление ликвидностью ОАО «Сбербанк России»…………………...22
Заключение ……………………………………………………………………..31
Список использованных источников………………………………………… 33
Третья
группа активов, на которую приходится
наибольшая доля размещаемых средств,
- это ссуды клиентам. Вложения в активы
этой группы приносят наибольший доход
банку, но и одновременно наиболее рискованны.
В последнюю группу активов, доля и состав
которой определяются на основе прогнозирования
развития экономики, входят первоклассные
ценные бумаги с относительно длительными
сроками погашения. Назначение инвестиций
в эти ценные бумаги - приносить банку
определенный постоянный доход и по мере
приближения срока погашения долговых
обязательств выступать в качестве дополнения
резерва второй очереди.
При использовании метода распределения
активов, или метода конверсии средств,
учитывается зависимость ликвидных средств
от источников привлеченных банком средств
и устанавливается определенное соотношение
между соответствующими видами активов
и пассивов. При этом принимается во внимание,
что средства из каждого источника с учетом
их оборачиваемости требуют различного
обеспечения и соответственно норм обязательных
резервов. В частности, по вкладам до востребования
необходимо устанавливать более высокую
норму обязательных резервов, чем по срочным
вкладам. Отсюда большая доля средств,
привлеченных в виде вкладов до востребования,
должна помещаться в резервы первой и
второй очереди, что позволит обеспечить
выполнение обязательств банка перед
вкладчиками.
В соответствии с этим методом определяется
несколько центров ликвидности (прибыльности),
которые еще иначе называются «банками
внутри банка». В частности, такими центрами
являются: вклады до востребования, срочные
депозиты, уставный капитал и резервы.
Из каждого такого центра средства могут
размещаться только в определенные виды
активов с тем расчетом, чтобы обеспечить
их соответствующие ликвидность и прибыльность.
Так, поскольку вклады до востребования
требуют самого высокого уровня обеспечения,
то большая их часть направляется в резервы
первой очереди; другая существенная часть
вкладов размещается в резервы второй
очереди путем приобретения краткосрочных
государственных ценных бумаг, и только
относительно небольшая доля вкладов
до востребования должна быть размещена
в ссуды банка с крайне незначительными
сроками возврата.
Требования ликвидности для привлеченных средств, относящихся к центру срочных вкладов и депозитов, будут ниже по сравнению с предыдущими, а поэтому основная часть этих средств размещается в ссуды банка, в меньшей мере – в первичные и вторичные резервы, в незначительной части - в ценные бумаги.
Средства, принадлежащие центру уставного
капитала и резервов, в определенной мере
вкладываются в здания, оборудование,
технику и т.п. и частично – в низколиквидные
ценные бумаги, паи.
Основным достоинством метода распределения
активов по сравнению с методом общего
фонда средств считается то, что на основе
расчета он позволяет более точно установить
долю высоколиквидных активов и за счет
ее уменьшения вложить дополнительные
ресурсы в высокодоходные активы - ссуды
предприятиям и организациям.
В определенной мере в части кредитных
операций метод распределения активов
рекомендован Центральным банком России
коммерческим банкам для использования
на практике. В соответствии с предложенными
рекомендациями коммерческие банки должны
постоянно поддерживать определенное
соотношение между привлеченными средствами
в разрезе таких источников, как вклады,
депозиты, межбанковские кредиты, собственные
средства на счетах до востребования,
и размещенными средствами в краткосрочные
и долгосрочные ссуды банка. При этом учитываются
конкретные сроки, на которые привлечены
и размещены средства.
В отдельных
случаях, когда уровень ликвидности коммерческого
банка существенно снижается, и он не может
самостоятельно решить возникшие временные
проблемы, связанные с выполнением своих
обязательств перед клиентами, соответствующую
экономическую помощь ему оказывает Центральный
банк России.
Вместе с тем могут быть выделены направления риск-менеджмента, играющие первостепенную роль при организации работы на финансовом рынке в целом. Их реализация требует не только налаживания тесной координации деятельности различных подразделений банка и управления рисками внутри них, но и создания специализированных общебанковских информационно-аналитических и организационных структур, а также выработки подходов к управлению рисками, к которым, конечно же, в первую очередь следует отнести управление риском ликвидности и доходности банка в целом.
В современной российской банковской
практике распространены несколько способов
управления ликвидностью. Традиционным
является способ поддержания определенной
доли активов в ликвидной форме, т. е. в
форме наличных денежных средств, мгновенно
готовых к выплате по первому требованию.
Однако этот способ одновременно является
и наиболее примитивным, поскольку отвлекает
денежные средства от активных операций,
а следовательно, уменьшает доходы банка.
Другим способом поддержания достаточного
уровня ликвидности является создание
соответствующей структуры пассивов банка,
снижающей зависимость от неустойчивых
источников.
Используется также метод создания резервных источников финансирования (оперативного привлечения средств на межбанковском рынке), а также оперативного размещения денежных средств на межбанковском рынке.
Многообразие видов и методов анализа обуславливает наличие определенных целей и задач, поставить которые перед собой порой бывает гораздо легче, чем выбрать соответствующий сценарий анализа. В свою очередь, цели и задачи анализа непосредственно вытекают из целей и задач деятельности каждого банка. А это, прежде всего, прибыльность и ликвидность.
При проведении анализа необходимо абстрагироваться от всех второстепенных процессов и явлений, чтобы не искажать ими реально полученные результаты. Наиболее полно этого можно добиться только ясно представляя себе цели и задачи анализа. При этом выбранная для анализа база (источники анализа) должна также соответствовать его целям и задачам. Важно различать, когда при проведении анализа лучше использовать средние величины, когда – просто данные на отчетную дату, а когда — то и другое вместе. Например, если нужно просмотреть только динамику средств клиентов, то вполне достаточно воспользоваться фактическими остатками на какие-либо даты. Если необходимо провести более глубокий анализ, проанализировать, как обстояли у банка дела с ресурсами в отчетном месяце по сравнению с предыдущим, то следует использовать уже среднедневные остатки средств клиентов. Еще более детальный анализ будет предполагать построение графика отклонения фактических остатков средств клиентов за каждый день от среднедневных.
Глава 2
Управление ликвидностью ОАО «Сбербанк России»
Сбербанк России уверенно сохраняет за собой позиции лидирующего кредитного института Российской Федерации. Активы Банка за 2011 год увеличились на 22,2% или почти на 2 трлн руб. и достигли 10,4 трлн руб. В сфере размещения ресурсов можно особо подчеркнуть, что, несмотря на увеличение конкуренции, Сбербанк России сохраняет лидирующие позиции на рынке кредитования населения. Проведенная Сбербанком России в первом квартале 2007 года эмиссия акций позволила значительно увеличить капитал Банка, что существенно расширило его возможности по развитию операций кредитования и укрепления позиций на кредитном рынке. На фоне усиления конкуренции на рынке привлечения средств физических лиц и реализации закона о страховании вкладов, Сбербанк России сохраняет лидирующее положение на данном сегменте финансового рынка. За 2011 год объем вкладов в Сбербанке увеличился на 17,8% и достиг 5 523 млрд руб. Приток средств клиентов на 57% был обеспечен средствами на срочных кладах и на 43% – средствами на счетах до востребования.
В I полугодии 2011 года ситуация с ликвидностью в иностранной валюте оставалась стабильной. Во второй половине года в целях повышения долгосрочных обязательств в структуре валютных пассивов Сбербанк разместил еврооблигации объемом 1 млрд долл. США, а также привлек синдицированный кредит объемом 1,2 млрд долл. США. Наряду с притоком средств клиентов в иностранной валюте, это позволило сократить объем при-
влеченных средств в валюте по операциям прямого РЕПО почти на 1,4 млрд долл. США. Избыточную ликвидность в валюте Сбербанк размещал в основном на депозитах в ведущих западных банках и в конце года использовал для проведения операций СВОП с целью поддержания рублевой ликвидности.
Используя своё существенное превосходство по величине капитала, рекордного для российского рынка, Сбербанк активно предоставляет крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции российским организациям, что позволяет ему успешно конкурировать не только с отечественными, но и зарубежными кредиторами. За 2011 год Сбербанк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 5,5 трлн. руб. – на 28% больше, чем в предыдущем году. Портфель кредитов юридическим лицам увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн. руб. Более половины портфеля приходится на территориальные банки, работающие во всех регионах страны.
Репутация крупного, стабильного и надежного банка является безусловным конкурентным преимуществом Сбербанка России, которое обеспечивает его лидерство на основных сегментах российского финансового рынка. Репутация, широкий ассортимент оказываемых услуг и их доступность сделали бренд Сбербанка одним из самых сильных брендов России. Существенным конкурентным преимуществом Сбербанка является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество банка со всеми группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Значительным конкурентным преимуществом Сбербанка России является его расчетная система, охватывающая территорию всей страны, позволяющая проводить значительные объёмы и количество платежей внутри и между регионами в режиме реального времени.
Таким образом, мы можем говорить о стабильном финансовом положении Сбербанка России и о его достаточно высоком рейтинге не только в России, но и за рубежом. Этому свидетельствует присвоение ему высоких кредитных и инвестиционных рейтингов известными рейтинговыми агентствами и публикации о нем в финансовых журналах. Так Сбербанк России в рейтинге 1000 крупнейших банков мира по размеру собственного капитала первого уровня по версии журнала The Banker Сбербанк России занимает 66-е место (в 2006 году - 82-е). По рейтингу газеты Financial Times банк вошел в Top-25 крупнейших по капитализации банков мира, заняв 24-е место (в 2006 году - 43-е), а в рейтинге 500 крупнейших по капитализации компаний мира Сбербанк занял 103-е место (в 2006 году - 232-е), попав в список компаний, совершивших самый значительный скачок в рейтинге.
Основная проблема ликвидности банка заключается в нахождении оптимального сочетания между категориями «Ликвидность» - «Риск» - «Прибыль» .
В Сбербанке России действует полнофункциональная система контроля, мониторинга и управления рисками, основанная на требованиях Банка России, рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору и аудиторских компаний, опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов. В рамках стратегии в области управления рисками Банк стремится к поддержанию достаточного уровня ликвидности, сбалансированности структуры активов и пассивов по срокам и видам валют, обеспечению необходимого уровня диверсификации по регионам, отраслям, клиентам и размерам инвестиций. Оценка уровня основных видов рисков производится с использованием таких инструментов, как стресс-тестирование и сценарный анализ, включающий возможные изменения индикаторов финансового рынка, структуры активов и пассивов Банка.
Правлением Сбербанка России утверждены Политики по управлению основными видами рисков, которые принимает Банк. Согласно данным документам он определяет для себя следующие существенные риски:
кредитный риск - риск, возникающий вследствие несвоевременного и/или неполного исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств перед Банком;
рыночный риск - риск, возникающий вследствие неблагоприятного изменения индикаторов финансового рынка (курсов валют, котировок ценных бумаг, процентных ставок);
операционный риск - риск, обусловленный недостатками в организации деятельности банка, используемых технологиях, функционировании информационных систем, неадекватными действиями или ошибками сотрудников, а также внешними событиями;
риск ликвидности - риск, возникающий вследствие недостаточности ликвидных активов для покрытия обязательств Банка или вследствие наличия избыточного объема средств в высоколиквидных активах.
Полномочия
по управлению кредитным, рыночным и
риском ликвидности Правление
Принятая Политика
Сбербанка России по управлению кредитными
рисками предусматривает
Принцип ограничения и мониторинга кредитного риска реализуется Сбербанком России через систему внутренней рейтинговой оценки контрагентов, установление лимитов и ограничений в отношении различных групп контрагентов, регионов и стран, отдельных кредитных продуктов и операций, подверженных данного рода риску. В соответствии с внутренними нормативными документами в Банке реализована процедура ежедневного мониторинга крупных кредитных рисков и прогнозирования соблюдения установленных Банком России требований по нормативам Н6 и Н7. В этих целях ведется Список крупных и связанных заемщиков Банка. Для сохранения приемлемого значения уровня кредитного риска по операциям кредитования физических лиц в Сбербанке России постоянно организуются мониторинг и оценка кредитных рисков в целом и в разрезе отдельных кредитных продуктов, а также последующая актуализация процедур и условий предоставления и сопровождения кредитов физическим лицам. Новые кредитные продукты внедряются только после первоначальной их апробации в виде пилотных проектов либо углубленного мониторинга и анализа их ключевых индикаторов, свидетельствующих о приемлемости уровня кредитного риска для Сбербанка России.
Информация о работе Ликвидность комерческих банков и управление ий