Кредитование АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

В процессе развития кредита выявился тот неотложный факт, что характерной особенностью и обязательным элементам существования и применения кредита служит наличие кредитных отношений между участниками кредитной сделки. Это касается не только отношений, связанных с предоставлением ссуд, но также других видов кредитных отношений.
Исходя из этого, предоставляется недостаточно обоснованной характеристика, согласно которой кредитом называется способность получать деньги, материалы или услуги посредством выдачи обещания об уплате за них в некий определенный момент времени в будущем.

Оглавление

Введение 3
Обзор литературы 5
Глава 1. Сущность кредитов 7
Кредит и его функции 7
Структура кредитной системы 9
Глава 2. Кредитная политика АПК 15
2.1. Кредитный с/х рынок России 15
2.2. Финансово-кредитная политика АПК 21
Глава 3. Современная кредитная политика США и России в АПК 26
3.1. Современное кредитная политика России 26
3.2. Кредитование в аграрном секторе США 29
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

курсовая кредит.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Банковский кредит классифицируется по разным признакам:

  1. по срокам погашения:
  • краткосрочные - обычно до шести месяцев на восполнение недостатка собственных оборотных средств;
  • среднесрочные - сроком от шести месяцев до одного года;
  • долгосрочные - свыше года (в некоторых странах - свыше трех-пяти лет).

       2) по  способу погашения:

  • ссуда, погашаемая заемщиком единовременным платежом;
  • ссуда, погашаемая в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора.

3) по обеспеченности:

  • доверительные ссуды, единственный формой обеспечения является кредитный договор;
  • обеспечение ссуды, которые защищены имуществом заемщика (недвижимостью, ценными бумагами);
  • ссуда под финансовую гарантию третьих лиц;
  1. по категориям плательщиков:
  • аграрные ссуды, обычно имеющие сезонный характер, предоставляются для сельскохозяйственного производства;
  • коммерческие ссуды функционирующим субъектам в сфере торговли и услуг;
  • ипотечные ссуды под обеспечение недвижимостью;
  • межбанковские ссуды предоставляются кредитными учреждениями друг другу.

 

Таблица 1

Отличие банковского  кредита от коммерческого

Признаки отличия кредита

Банковский кредит

Коммерческий кредит

Объект кредитных отношений

Ссудный капитал, обособленный от промышленного торгового

Товар, капитал в товарной форме (ссудный капитал еще слит с промышленным торговым) и находится на одной из стадий его кругооборота

Субъект кредитных отношений

Кредитор - ссудный капитал (преимущественно банкир), заемщик, - функционирующий предприниматель

И кредитор и заемщик - функционирующие предприниматели

Объем кредита

Значительно больше коммерческого - банкир использует собственный и заемный капитал, совершая многократный кругооборот денежных средств на возвратной основе

Предоставляется функционирующим  предпринимателям за счет собственного временно освобожденного капитала

Динамика в период производственного цикла

Может следовать за промышленным и торговым капиталом и увеличиваться  или сокращаться параллельно  с ним. В период спада производства может увеличиваться, поглощая большую  часть занятого ранее в производстве и торговле.

Изменяется в том же направлении, что и промышленный и торговый капитал, в период производственного цикла следует за промышленным производством.

Стоимость кредита

Средняя ставка банковского  процента, как правило, включается в  цену товара и всегда выше средней  стоимости коммерческого кредита.


Итак банковский кредит - это кредит предоставляемый банками  и другими денежными субъектами заемщикам в виде денежных ссуд.

Потребительский кредит. Действует при целевом кредитовании физических лиц в товарной и денежной формах. Кредитором выступает предприниматели при розничной продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования (мебели, легковых и грузовых машин, холодильников и т.п.) и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению для приобретения земли и другой недвижимости (квартир, домов), оплаты дорогостоящего медицинского обслуживания и т.п.

За рубежом эта форма  кредита получила очень широкое  распространение и используется всеми слоями населения через  систему кредитных карточек. В России потребительский кредит только начал развиваться в виде кредитования граждан под залог недвижимости или продажи некоторых товаров в рассрочку (например, квартир).

Государственный кредит. Отличительная особенность - участие  в кредитных отношениях государства в лице его органов власти различных уровней в качестве кредитора или заемщика. Выступая кредитором, государство через центральный банк или казначейскую систему производит кредитование:

  1. приоритетных отраслей, региональных или местных органов, испытывающих необходимость в финансовых ресурсах при невозможности бюджетного финансирования со стороны коммерческих банков из-за факторов конъюнктурного хозяйства;
  2. коммерческих банков и других кредитных учреждений в процесс прямой или аукционной продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство размещает государственные займы через банки или на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг. Причина роста такого кредита - дефицит бюджетов, связанный главным образом с непроизводственными военными и управленческими расходами. Это основная форма государственного кредита. Его расширение, связанное с хроническим дефицитом бюджета, вызывает необходимость увеличения роста расходов на обслуживание займов - их погашение и оплату процентов, что в конечном итоге приводит к огромному государственному долгу. В результате государственный кредит становится регенератором дальнейшего своего роста. В России по федеральному бюджету на 2000 г. предельная сумма внутреннего государственного долга составила 593,2 млрд. руб., обслуживание которого требует свыше четверит всех расходов.

В мировой практике государственный  кредит используется не только в качестве привлечения финансовых ресурсов, но и как эффективный инструмент централизованного кредитного регулирования.

Международный кредит. Это  наиболее поздняя форма развития, когда экономические отношения  вышли за национальные рамки. Он функционирует  на международном уровне, участниками  которого могут выступать отдельные  юридические лица, правительства соответствующих государств, а также международные финансово-кредитные институты (Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк и др.). Этот кредит классифицируется по нескольким базовым признакам:

  • по видам - товарные, предоставленные экспортерами при отсрочке платежа за товары  или услуги, и валютные в денежной форме;
  • по назначению - коммерческие, связанные с внешней торговлей, финансовые-прямые капиталовложения, погашение внешней задолженности, валютные интервенции;
  • по валюте займа - в валюте страны-должника страны-кредитора, третьей страны и в международной счетной денежной единице (СДР, евро);
  • по обеспеченности - защищенные (товарными документами, недвижимостью, ценными бумагами и др.) и бланковые - под обязательства должника (соловексель с одной подписью).

Международный кредит играет двояковую роль в экономике страны. Положительную - стимулируя ускорение  развития производительных сил, расширение процесса производства, внешнеэкономическую  деятельность, и отрицательную - обостряя противоречия рыночной экономики, форсируя перепроизводство товаров, усиливая диспропорции общественного воспроизводства и конкурентной борьбы за рынки сбыта, сферы приложения капитала и источники сырья.

Российское государство  в международных кредитных отношениях выступают, как и внутри страны, главным образом заемщиком. Ее внешний долг оценивается в размере свыше 150 млрд. долл. США.

Особой формой кредита  является ростовщический кредит, имевший  в прошлом большое значение наряду с коммерческим кредитом. В настоящее время с расширением кредитной системы он почти исчез с рынка ссудных капиталов. Его отличительными чертами являются:

  • сверхвысокие ставки ссудного процента;
  • кредиторами выступают физические лица или хозяйствующие субъекты, не имеющие лицензии на коммерческую деятельность;
  • криминальные методы взыскания заемных сумм с неплательщика.

Глава 2. Кредитная  политика АПК

2.1. Кредитный  сельскохозяйственный рынок России

Существующая в России система коммерческого кредитования ориентирована на отрасли с относительно высокой оборачиваемостью капитала, процентные ставки и условия кредитования не дают возможности сельскохозяйственному товаропроизводителю действовать на равных на рынке кредитных ресурсов. Кредитование сельскохозяйственных предприятий коммерческими банками затруднено или невозможно из-за их низкой доходности, относительно низкой отдачи вложенного капитала, неликвидности имущества и нерешенности земельного вопроса. Сельское хозяйство представляет собой неперспективный объект инвестирования, не обеспечивающий возврат заемных средств, выдаваемых на общих условиях, как правило, не более короткий, чем необходимо, срок. Инвестиционный климат в отрасли может быть охарактеризован, как крайне неблагоприятный, сопровождающийся дальнейшим оттоком ресурсов.

Крупная ошибка в централизованной кредитной политике по отношению к сельскому хозяйству была допущена в 1994 г. когда ставка ЦБ России была поднята до 210% годовых без компенсации. Введено начисление процентов на процент, в результате стоимость заемных ресурсов увеличилась до 1000%. В этих условиях централизованное кредитование сельского хозяйства являлось фактически завуалированной формой дотирования, поскольку подавляющее большинство заемщиков, получая кредиты под высокий процент, возвращать их не собиралось.

В основном предприятия АПК вступили в рыночные отношения без собственных оборотных средств, что привело к резкому снижению объемов производства и ухудшению финансового положения. Многократно возросли неплатежи, в том числе и по кредитам. Централизованное кредитование села под высокую (недифференцированную) учетную ставку Центрального банка нарушало принципы экономической справедливости и целесообразности, стимулировало иждивенческие настроения заемщиков. Кредиты в массовом порядке не возвращались в срок и еще по одной причине. Банки фактически превратились в простых распределителей средств. Постоянно запаздывающие краткосрочные кредиты под сезонные работы, доводимые до заемщиков, как правило, в спешном, авральном порядке, не имели и не могли иметь никакого обоснования. Естественно, банки не могли нести реальной имущественной ответственности за такое «кредитование». Кроме того, отсутствие механизмов объективного распределения централизованных кредитов приводило к значительным злоупотреблениям.

Закономерной стала отмена централизованных кредитов. Однако сельскохозяйственным товаропроизводителям не были предложены иные варианты денежного кредитования под ставку, соизмеримую с их доходностью. Товарные кредиты и лизинг не могли решить всех проблем кредитования на селе. Между тем товарное сельскохозяйственное производство в силу своей сезонности, длительности цикла, зависимости от природных факторов и прочих особенностей остро нуждается в адекватном кредитном механизме. Работа на селе без привлекаемых средств немыслима и неэффективна. Более того, постоянный опережающий рост издержек сельскохозяйственного производства, сокращение его объемов, отсутствие адекватной рыночной инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос потребителей, монополизм в смежных отраслях, массированный импорт лишили сельскохозяйственные предприятия имевшихся оборотных средств. Трудности с реализацией продукции и снижение объемов невозвратного бюджетного финансирования еще более обострили потребность в привлечении дополнительных средств.

Многие аграрники понимали всю неестественность курса на товарное кредитование сельского хозяйства. Требовалась его срочная замена денежным кредитованием, которое в большей мере соответствует рыночным условием.

В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 26 февраля 1997 г., а также в целях реализации Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 18 июня 1996 г., и Федеральной целевой программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы, утвержденной постановлением правительства Российской федерации 18 декабря 1996 г., Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе», Федерального закона «О федеральном бюджете на 1997 год», совершенствования мер государственной поддержки организаций агропромышленного комплекса и создания необходимых экономических условий для их функционирования в 1997г. был создан специальный фонд, восстанавливающий денежное кредитование организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях, с взиманием с них не более 25% учетной ставки Центрального банка России.

Распределение средств  специального фонда для кредитования сельхозпроизводителей и других предприятий и организаций агропромышленного  комплекса по субъектам Российской Федерации осуществляется Министерством  сельского хозяйства  и продовольствия Российской Федерации по согласованной с Межведомственным советом специального фонда методике и утверждается последним. Утвержденные Межведомственным советом годовые лимиты сообщаются субъектам Российской Федерации и банкам с разбивкой по траншам.

Кредиты предоставляется на приобретение семян, сельскохозяйственного сырья для промышленной переработке, кормов, запасных частей и других материальных ресурсов сезонного спроса, горючего и смазочных материалов, удобрений, средств защиты растений, ветеринарных препаратов, оплату топлива предприятием и организациям:

занимающимся производством сельскохозяйственной продукции, включая крестьянские (фермерские), рыбохозяйственные, рыбодобывающие и звероводческие хозяйства;

осуществляющим закупку  отечественного сельскохозяйственного сырья для его последующей обработки и переработки.

Минфин России и Минсельхозпрод России организовали конкурс между  банками на право обслуживания специального фонда льготного кредитования организаций  и предприятий АПК.

Конкурс выиграли банки, которые никогда не работали на селе и не имеют специализированной банковской сети.

Итоги деятельности спецфонда  льготного кредитования в 1998 г. были следующими (табл. 2).

Информация о работе Кредитование АПК