Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы - раскрыть теоретические аспекты кредитного портфеля банка, рассмотреть характер современной практики управления качеством кредитного.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты кредитного портфеля;
- проанализировать современную практику кредитного портфеля;
- рассмотреть проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ…....................................................................................5

1.1 Понятия кредитного портфеля ………………………………………..5
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля………..8
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка……………………………………………………..17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ …………………………...27

2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля……………………………………………………………...27
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка……………………...36

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ……………....................................................................43

3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля……..……………………………………………………….43
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля………………………………………………...……………45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………….52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

кредитный портфель банка сущность, классификация и принципы формирования.doc

— 304.00 Кб (Скачать)

      предоставленным на срок более 6 месяцев с выплатами по основному долгу или процентам не ране, чем через 6 месяцев после выдачи ссуды;

      платежи по которой осуществляются за счет средств, предоставленных заемщику банком-кредитором прямо или косвенно;

      отнесенным к нестандартным, сомнительным или убыточным.

Негативное влияние на качество кредитного портфеля оказывают проблемные кредиты – задолженность, по которой у банка возникли сомнения в отношении финансового состояния заемщика или обеспечения. Их влияние на качество кредитов проявляется через: возникновение у банка прямых убытков от невозврата ссуд и неуплаты процентов; замораживание средств в недоходных активах; подрыв деловой репутации банка и доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков; отток из банка квалифицированных кадров вследствие снижения прибыльности банка и материального стимулирования.

Кроме того, при анализе "неработающих" кредитов повышенного внимания требуют:

                  кредиты, просроченные более чем на 30, 90, 180 и 360 дней;

                  причины появления таких кредитов;

                  существенная информация по неработающим кредитам;

                  достаточность сформированных резервов на возможные потери и порядок использования таких резервов;

                  степень влияния таких ссуд на уровень доходности и рентабельности банка.

 

 

1.3. Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка

 

Формирование и анализ кредитного портфеля позволяют банку более четко выработать тактику и стратегию развития, его возможности в кредитовании клиентов и развитии деловой активности. Значение управления кредитным портфелем проявляется через некоторые функции.

1. Аналитическая функция. Банк на основе определенных критериев и показателей анализирует движение своих кредитов и прогнозирует их дальнейшее развитие. С экономической точки зрения, взаимодействуя с внешней средой, банк при формировании кредитного портфеля отбирает наиболее и наименее рациональные направления, сферы применения кредита. В этом смысле кредитный портфель классифицирует сферы применения ссуд, делит клиентов на определенные группы, определяет предпочтение банка среди них, уровень доходности и надежности ссуд.

2. Обеспечивает диверсификацию кредитного риска, позволяющую минимизировать или ограничить его.

Управление кредитным портфелем дает банку возможность развивать или сдерживать кредитные операции, улучшать их структуру, определять степень защищенности от недостаточно качественной структуры выданных ссуд. Последовательный подход к управлению кредитным портфелем может значительно улучшить показатели деятельности банка, укрепить его финансовую надежность и повысить рейтинг.

Управление кредитным портфелем основывается на некоторых экономических и организационных принципах.

1. Управление кредитным портфелем взаимосвязано с управлением другими видами деятельности банка, например, ликвидностью, доходами. В свою очередь, масштабы и качество кредитов напрямую зависят от величины собственных средств банка, структуры привлеченных средств, культуры кредитования, уровня организации и функционирования общей системы управления в банке.

2. Анализ кредитного портфеля носит всесторонний характер, а качество кредитного портфеля зависит от качества отдельной ссуды или их однородной группы.

3. Анализ кредитного портфеля представляет собой систематическое наблюдение за деятельностью банка, что позволяет оценивать состав и качество кредитов в динамике.

4. Данные, полученные по результатам анализа кредитов, дают возможность их применения для принятия в оперативном порядке управленческих решений различными подразделениями банка, участвующих в процессе кредитования.

5. Управление кредитным портфелем предполагает использование различных критериев оценки и систем показателей деятельности банка в кредитной сфере. При этом значение таких критериев и состав показателей определяются банком самостоятельно, исходя из собственного накопленного опыта и известной мировой практики.

Управление кредитным портфелем рассматривается экспертами с двух позиций: на макро- и микроуровнях. Так, на макроуровне осуществляется анализ и регулирование кредитных отношений во взаимосвязи с макроэкономическими пропорциями, увязывая объемы и структуру кредитных вложений в экономику с решением задач по увеличению валового внутреннего продукта, развитию денежного оборота, инвестиций, снижению инфляции. На микроуровне предусматривается разработка и соблюдение стратегии развития кредитных операций каждого отдельного банка; поиск и отбор клиентов, изучение их потребностей и кредитоспособности; контроль в процессе использования заемщиком кредита.

На всех уровнях управления кредитами предусматривается аналитическая и организационная работа в области формирования информационной базы; планирования и регулирования направлений развития, надзора и контроля; разработки мероприятий по совершенствованию процесса кредитования.

Участниками процесса управления кредитом являются не только кредитные организации, но и сами заемщики – путем организации у себя контроля над целевым использованием кредита, принципами и условиями кредитования. Управление кредитами поэтому определяется как деятельность, направленная на регулирование кредитных отношений в целях обеспечения эффективного функционирования как кредитора, так и заемщика.

Для банка управление кредитами направлено, с одной стороны, на повышение доходности, с другой стороны, на обеспечение ликвидности. Кредитные операции являются основным видом деятельности для банков в силу своего преобладания в структуре активов и обеспечения доходности. При этом задача банков состоит не только в получении прибыли, но и в обеспечении своей надежности, что повышает требования к кредитам, как к устойчивому источнику банковских доходов и ликвидности банка. Вместе с тем, управление кредитами должно быть направлено и на обеспечение сохранения свойств кредита как формы возвратного авансирования потребностей клиентов в дополнительном капитале, то есть на обеспечение возврата заемщиками полученных кредитных средств.

Управление кредитным портфелем и управление качеством кредитного портфеля не одинаковые понятия. Управление кредитным портфелем более широкий термин; его можно рассматривать в аспекте решения более общих задач обеспечения надежности и устойчивости коммерческого банка, в аспекте удовлетворения потребностей клиентов в дополнительных денежных средствах. Управление качеством кредитного портфеля представляет более частную задачу, связанную с разработкой банком комплекса действий, относимых к сфере совершения им активных и пассивных операций в целом и процессу кредитования в частности; направленных на удовлетворение потребностей клиентов с одной стороны, и повышению доходности банка при допустимых уровнях кредитного риска и ликвидности, с другой стороны.

Разработка механизмов управления качеством кредитного портфеля предусматривает определение:

- критериев оценки задолженности, образующей кредитный портфель;

- структуры кредитного портфеля в размере классификационной группы кредитов;

- состава показателей, необходимых для оценки ссудной задолженности;

- качества кредитов, в том числе с позиции риска по каждой группе и всей совокупности кредитов;

- причин изменения структуры кредитного портфеля;

- достаточной величины резерва для покрытия нерационального размещения ссуд;

- круга мероприятий по улучшению качества и структуры кредитного портфеля, управления кредитным портфелем.

Стратегия кредитной организации должна представлять собой совокупность программ по долгосрочному и устойчивому развитию в соответствии с целями банка. Выбор направлений и объемов деятельности банка должен осуществляться с учетом возможностей формирования своей ресурсной базы и поддержания собственного капитала на адекватном масштабу деятельности уровне. При этом, банковские активы должны позволять банку формировать постоянный доход, позволяющий покрывать банковские расходы и формировать прибыль.

Разработанная стратегия является основой его кредитной политики. Стратегическую позицию банка в кредитном процессе необходимо определять на основе расчета показателей сильных и слабых сторон. К сильным сторонам кредитования можно отнести: высокую квалификацию персонала; хорошее знание клиентов, имеющих длительные отношения с банком; хорошие результаты от развития кредитных операций; высокая репутация банка; возможность расширения кредитования через филиальную сеть; кредитное обслуживание преуспевающих клиентов и финансово-промышленных групп; участие банка как уполномоченного агента в финансировании государственных программ.

Слабые стороны в сфере кредитования могут складываться из:

      убытков от кредитования;

      ограниченного объема ресурсов для кредитования;

      слабой диверсификации кредитного портфеля;

      неадекватного информационного обеспечения руководства банка и подразделений, ответственных за управление кредитными рисками;

      концентрации кредитных рисков на заемщиках в отраслях, находящихся в тяжелом состоянии.

Именно развитие банком сильных сторон в сфере кредитования позволит обеспечить ему реализацию кредитной стратегии и, в конечном итоге, развить свои конкурентные преимущества.

Немаловажное значение в системе управления кредитным портфелем должно отводиться самой организации процесса кредитования и наблюдению за кредитом. Так, процесс кредитования состоит из нескольких этапов: предварительной стадии, рассмотрения конкретного проекта, оформления кредитной документации, использования кредита.

На первом этапе происходит первоначальный анализ рисков, когда в ходе переговоров банка с потенциальным клиентом выясняется, насколько кредитование данного клиента будет соответствовать кредитной политики банка, какова цель получения кредита, за счет каких средств предполагается погашать задолженность по кредиту и процентам.

На этапе рассмотрения кредитной заявки выполняется наиболее сложная для банка задача – оценка кредитоспособности заемщика на момент выдачи кредита и прогнозирование на будущее его финансового положения и денежных потоков. На данном этапе банк получает информацию о непосредственной деятельности клиента и его реальных финансовых возможностях. Основными источниками информации о заемщике являются его финансовая отчетность либо справки о доходах, а также иная информация о клиентах, указанная ими в анкетах на получение кредита или собранная банком.

В настоящее время, в связи с принятием Федерального закона от 30.01.2004 №218-ФЗ "О кредитных историях" набирает темпы деятельность кредитных бюро, целью которых является сбор, хранение и предоставление на законных условиях заинтересованным лицам сведений о заемщиках. Однако система обмена информацией между банками и кредитными бюро пока не работает должным образом.

На этапе использования кредита осуществляется наблюдение за кредитными операциями и контроль. Наблюдение устанавливается: за соблюдением лимита кредитования, целевым использованием кредита, уплатой процентов, полнотой и своевременностью погашением основного долга; продолжается работа по анализу кредитоспособности и финансового положения заемщика; при необходимости корректируются сроки и условия кредитования.

Оценка кредитоспособности заемщика на этапе использования кредита отличается от ее первоначальной оценки на этапе рассмотрения заявки.

      во-первых, по времени совершения – оценка перед выдачей и после выдачи;

      во-вторых, по целевому назначению – для идентификации кредитного риска перед принятием окончательного решения о кредитовании и измерении риска в течение срока кредита;

      в-третьих, по периодичности – оценка кредитоспособности перед выдачей кредита носит разовый характер, в период наблюдения – систематический.

Можно выделить четвертое отличие – по объему: так, при расчете кредитоспособности оцениваются все показатели надежности заемщика и обеспечения кредита, а в процессе наблюдения изучаются только факторы изменения.

Контроль за кредитом, хотя и является составным элементом третьего этапа кредитного процесса, но охватывает все его стадии. В ходе осуществления контроля за кредитными операциями обязательна проверка следующих аспектов:

- выполнения требований банковского законодательства и нормативных актов Банка России по регулированию кредитных операций;

- соблюдения условия кредитного соглашения;

- кредитоспособности заемщика;

- состояния и изменений ссудной задолженности, обеспечения;

- оценка качества ссуды;

- контроль за проблемными кредитами, разработка соответствующих мероприятий по работе с такими кредитами;

- проверка заемщика на месте;

- соблюдение работниками банка, в рамках установленных полномочий, кредитной политики, внутренних положений и механизмов по кредитованию; культуры кредитования.

Отдельное место в системе управления кредитным портфелем занимает анализ структуры кредитного портфеля, проводимый в целях выявления излишней концентрации кредитов в одном сегменте, доли крупных ссуд и ссуд, предоставленных заемщикам с низкой степенью кредитоспособности. Сегментация кредитного портфеля проводится по:

- субъектам кредитования;

- видам кредитных операций;

- объектам и целям кредитования;

Информация о работе Кредитный портфель банка: сущность, классификация и принципы формирования